Социальная политика и защита населения в рыночной экономике современной России

курсовая работа

2.2 Система социальной защиты населения в России

Система социальной защиты -- это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения [29, c. 117].

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение.

Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ [1].

Социальное обеспечение -- форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества (рисунок 2).

Рисунок 2 - Государственная система социального обеспечения [36, c. 45]

Общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе применительно к конкретным видам обеспечения (нетрудоспособные; лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; и т.д.).

Источники финансирования: за счет специальных фондов, образуемых государством (специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения).

Условия предоставления обеспечения: только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.).

2. Социальные гарантии -- предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ [29, c. 118]. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

общедоступность и бесплатность образования;

минимальный размер оплаты труда;

минимальный размер пенсии, стипендии;

социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Рассмотрим размеры основных минимальных социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, в соотношении с величиной прожиточного минимума в таблице 2.

Таблица 2 - Размеры основных минимальных социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, в соотношении с величиной прожиточного минимума (на 1 января, в %) [42]

2008

2009

2010

2011

2012

20132)

2014

2015

Минимальный размер оплаты труда

48,4

78,8

72,7

62,0

67,5

68,2

67,1

57,3

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет:

по уходу за первым ребенком

38,6

38,6

38,8

35,0

38,3

35,8

34,6

28,6

по уходу за вторым и последующими детьми

77,2

77,1

77,6

70,1

76,6

71,6

69,1

57,3

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС

77,2

77,1

77,6

70,1

76,6

71,6

69,1

57,3

ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

142,2

139,6

140,4

126,8

138,7

129,5

125,2

103,7

Ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна

94,8

82,4

75,3

63,8

65,9

58,3

53,7

42,2

Ежемесячные выплаты на вознаграждение, причитающееся приемному родителю

52,6

45,5

42,0

35,8

36,6

32,8

30,2

24,0

Ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы:

родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю)

-

-

-

-

-

72,1

66,4

52,9

другим лицам

-

-

-

-

-

15,7

14,5

11,5

Минимальный размер пособия по безработице

16,4

15,5

14,3

12,2

12,5

11,1

10,3

8,2

Размер государственных академических стипендий студентов, обучающихся по образовательным программам3):

высшего образования

18,9

20,0

18,5

15,7

16,1

14,4

16,2

12,9

среднего профессионального образования

6,6

7,3

6,7

5,7

5,9

5,2

5,9

4,7

1) В расчетах использована величина прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленная Правительством Российской Федерации за I квартал соответствующего года.

2) С 2013 г. изменен порядок расчета величины прожиточного минимума.

3) Начиная с 2014 г. данные приведены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013г. № 899 "Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета" [6], до 2014 г. - в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996г. №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" [2]

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат [14, c. 73].

Стоимость социального пакета с 1 февраля 2016 года составляет 995 рублей 23 копейки. В эту сумму входят:

- лекарственное обеспечение -- 766 рубля 55 копеек;

- санаторно-курортное лечение -- 118 рублей 59 копеек;

- бесплатный проезд в пригородных электричках и на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно -- 110 рублей 09 копеек [9, c. 218].

Право на получение соцпакета имеют федеральные льготники. Это участники войны, блокадники, ветераны боевых действий, инвалиды всех групп. По закону, они могут выбирать - получать социальные услуги в натуральной форме либо в денежном эквиваленте. При этом отказаться в пользу денег можно как от всего соцпакета, так и отдельных его частей.

Социальное страхование -- защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца [35, c. 367].

Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования -- обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [4]. Он кардинальным образом меняет систему социального обслуживания населения в России.

Федеральный закон направлен на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Он устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в стране, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг. Действие закона распространяется на граждан России, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев [10, c. 515].

Социальным обслуживанием граждан является деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, осуществляемая поставщиками социальных услуг. Получить социальную услугу может любой гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании.

К числу таких обстоятельств в частности относятся [4]:

- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

- наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

- отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

- отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию и др.

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, определяется индивидуальная потребность в социальных услугах и составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Форма индивидуальной программы утверждена приказом Минтруда России.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере -- это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности [16, c. 131]. Результат -- это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью.

Делись добром ;)