Социальная политика и защита населения в рыночной экономике современной России

курсовая работа

2.3 Анализ системы социального страхования

Система социального страхования реализует функции по охране здоровья, социального обеспечения граждан и влияет на качество их жизни. Согласно докладу ООН от 2014 года, Россия занимает 57-е место из 144 в общем списке рейтинга по уровню жизни [30, c. 11]. Это позволяет сделать предположение о слабости отечественной системы социальной защиты населения и системы социального страхования, а также объясняет безусловную актуальность выбранной темы.

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, поэтому социальной защите уделяется серьезное внимание. Согласно ФЗ РФ «Об основах обязательного социального страхования» от 9 июня 1999 г. № 165-ФЗ [3], обязательное социальное страхование -- часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

В России предусмотрены различные виды социального государственного страхования населения.

1. Обязательное пенсионное страхование.

2. Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни) или материнства;

3. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4. Обязательное медицинское страхование.

Системы государственной социальной поддержки в каждой стране имеют различия в подходах и методах. В таблице 3, содержащей данные Организации экономического сотрудничества и развития, приведена сравнительная характеристика систем социального страхования России и ряда развитых стран (данные на 20 апреля 2015 г., по курсу валюты: доллар -- 51,47, евро -- 55,41, шведская крона -- 5,89 руб.).

Таблица 3 - Сравнительная характеристика систем социального страхования (данные в пересчете на 20 апреля 2015 г., по курсу валюты: доллар -- 51,47, евро -- 55,41, шведская крона -- 5,89 руб.)

Параметры сравнения

США

Германия

Франция

Швеция

Россия

Основные источники финансирования

Социальный налог и другие налоги

Страховые взносы

Страховые взносы

Страховые взносы и налоги

Страховые взносы

Плательщик

Работодатель и работник

Работодатель и работник

Работодатель и работник

Работодатель и работник

Работода-тель

Степень государственного вмешательства

Высокая

Низкая

Средняя

Высокая

Высокая

Максимальная база в месяц в нац. валюте

9750 долларов

4462.5 евро

3129 евро

36718 шведских крон

53333 рублей

в рублях

501833

247267

173378

216275

53333

Относительный показатель сравнения (в сравнении с Россией), раз

9,4

4,6

3,3

4,1

1

Из данных таблицы 3 можно сделать вывод о том, что в России, как и в европейских странах, система социальной защиты населения финансируется в основном за счет страховых взносов. Но в России эти страховые взносы уплачивают только работодатели, работники при желании могут вносить свои средства в негосударственные фонды. В России наблюдается самое наименьшее ограничение по размеру облагаемого взносами дохода и высокая степень государственного вмешательства в систему социальной защиты населения [31, c .14].

Распределение тарифов страховых взносов в 2015 г. представлено в таблице 4.

Таблица 4 - Распределение тарифов страховых взносов в 2015 г.

Страны

Работодатели, %

Работники, %

США

13,65

7,65

Германия

19,28

20,18

Франция

41,00

18,80

Швеция

31,42

7,00

Россия

30,00

0,00

Наибольшая нагрузка на работодателей наблюдается во Франции. В отличие от зарубежных стран, в России страховые взносы платят работодатели: в Пенсионный фонд -- 22 % от фонда оплаты труда, в ФФОМС -- 5,1 %, в ФСС -- 2,9 %. Итого 30 %. В Германии работодатель и работник платят примерно по равной ставке [22, c. 402].

В отличие от других стран, в России ПФР и ФСС одновременно выполняют функции, как фонда, так и органа управления и контроля. ПФР администрирует взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Взносы на другие виды обязательного страхования администрирует ФСС. В других странах этим занимаются отдельные органы. Во всех рассматриваемых странах общий контроль над всей системой социального страхования осуществляют министерства. В России этим занимается Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты [24, c. 55].

В таблице 5 представлен уровень расходов на социальное обеспечение в 2015 году.

Таблица 5 - Расходы на социальное обеспечение на 2015 году [22, c. 402]

Страны

Удельный вес затрат на все виды социального обеспечения, % ВВП

США

20,0

Германия

26,2

Франция

33,0

Швеция

28,6

Россия

17,0

Доля ВВП, которая используется на социальные цели в России составляет лишь 17 %, и это самый низкий показатель среди развитых стран [22].

Уровень страховых выплат в зарубежных странах замещает около 60--80 % прежнего заработка. Этого в нашей стране пока еще нет. Следовательно, можно говорить о том, что в России не создана эффективная система социального страхования, поскольку страна не достигла соответствующего экономического развития.

Обеспечить государственные гарантии человеку призван производящий основную часть страховых выплат Фонд социального страхования. ФСС работает в трех основных направлениях: оплата больничных, выплата по несчастным случаям на производстве и выплата пособий, связанных с материнством.

При рассмотрении тенденций развития фонда социального страхования РФ необходимо обратиться к данным ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ» за 2012--2017 гг., на основе которых построена диаграмма, представленная на рисунке 3. Диаграмма показывает, что с 2013 года до 2015 года наблюдается снижение доходов и расходов бюджета. В 2015 году видно превышение доходов над расходами. 10 апреля 2015 г. Госдума приняла поправки в бюджет ФСС на 2015 год, согласно которым объем доходов бюджета фонда в 2015 году сокращается, а расходы увеличиваются по сравнению с 2014 годом.

Основной причиной снижения доходов ФСС стало снижение поступлений на социальное страхование в связи с сокращением фонда оплаты труда приблизительно на 2,5 %, а рост расходов связан, в том числе, с повышением рождаемости и увеличением соответствующих выплат. Дефицит бюджета ФСС является одной из основных проблем системы социального страхования. На прогнозные 2016 и 2017 годы планируется рост доходов и расходов бюджета ФСС.

Рисунок 3 - Сравнительная диаграмма общего объёма доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования, млн. руб.

Одной из главных проблем социального страхования является недостаточность средств пенсионного фонда для выплат пенсий гражданам. С целью ликвидации данной проблемы с 1 января 2015 года в России вводится новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования [25, c. 32].

Согласно реформе, вводятся два вида пенсии: страховая пенсия и накопительная пенсия. Расчет страховой пенсии будет осуществляться по новой пенсионной формуле с применением пенсионных коэффициентов -- баллов.

Размер пенсии будет зависеть от факторов:

продолжительности общего страхового стажа,

размера заработной платы за каждый год,

возраста, в котором обратились за назначением пенсии.

Переход на новую систему будет плавным: требования по страховому стажу увеличатся с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году, а по баллам -- с 6,6 в 2015 году до 30 в 2025 году [34, c. 41].

Таким образом, величина будущей пенсии напрямую будет зависеть от того, какую негосударственную управляющую компанию или фонд выберет гражданин, и какая сумма пенсионных накоплений там аккумулируется, что в основном зависит от величины заработной платы. Работающие граждане сами станут активными участниками процесса формирования своей пенсии. Это будет являться стимулом для получения «белой» зарплаты, наемные работники должны настаивать на официальном оформлении своих доходов, что должно стать сигналом для работодателей, а это является на данный момент проблемой.

Следует сказать об изменениях и в области обязательного медицинского страхования. Правительство РФ утвердило программу госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи (Постановление «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 28 ноября 2014 г. [7]), сократив норматив ее подушевого финансирования в сравнении с ранее запланированным.

С 1 января 2015 года вступили в силу многочисленные поправки в законодательство по страховым взносам. Новшества введены Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» [5]. Например:

1. Расширены возможности зачета излишне уплаченных страховых взносов.

2. Облагаемых взносами выплат стало больше.

3. Утвержден период, за который уплачиваются пени.

4. Расширен перечень застрахованных лиц - иностранцев и др.

Основываясь на вышеперечисленных нововведениях можно говорить о попытке повышения эффективности государственного регулирования социального страхования. Тем не менее, на сегодняшний день система обязательного социального страхования в России еще не отвечает в полной мере тем задачам, которые она призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, которое происходит в настоящее время, не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция [34, c. 311].

Делись добром ;)