Анализ социально-экономического развития Самарской области

курсовая работа

1.1 Основные показатели деятельности региона

Самарская область -- пятый по площади регион Поволжья -- занимает территорию площадью 53,6 тыс. км?, что составляет 0,31 % территории России.

Область протянулась с севера на юг на 335 км, а с запада на восток -- на 315 км. Географическое положение области определяется координатами 51°47? и 54°41? с. ш. и 47°55? и 52°35? в. д. Область расположена в юго-восточной части европейской территории России, в среднем течении Волги, по обеим её сторонам.

Территория нынешней Самарской области вошла в состав России в середине XVI века, после присоединения Казанского и Астраханского ханств к Московскому царству. В XVII--XVIII веках территория Среднего Поволжья заселялась переселенцами из других районов страны и иностранцами (см. Немцы Поволжья). С середины XIX века территория испытывала экономический подъем, Самара становится одним из важных центров внутрироссийского рынка зерна, что привело к развитию торговли и промышленности в городе. С 1851 года Самара -- центр одноимённой губернии.

В ходе Октябрьской революции и Гражданской войны на территории Самарской губернии проходили бурные события, связанные со сменой власти (после провозглашения 25 октября - по ст. стилю - Советской власти в Самаре, в июне 1918 г. последовал мятеж Чехословацкого корпуса, а 8 июня, опираясь на поддержку чехословаков, частью членов Учредительного собрания в Самаре было сформировано Временное правительство КОМУЧа, просуществовавшее до 6 октября, когда в Самаре была восстановлена советская власть), рейдами оренбургских и уральских казаков по югу губернии, разворачиванием фронта борьбы с силами А. Колчака.

Неоднозначными были и народные движения. Если рабочие промышленных центров и значительная часть крестьянства поддержали Советскую власть, то в некоторых сёлах, в связи с политикой "военного коммунизма" возникали антибольшивистские восстания (Чапанная война). в 1928 году в связи с административно-территориальным реформированием Самара стала центром Средневолжского края. В 1935 году Самара была переименована в Куйбышев (и носила это название до 1990 года), а Средневолжский край - в Куйбышевский край. К 1936 году произошло расформирование Куйбышевского края, из которой вышли Оренбургская, Пензенская области и Мордовская АССР. В 1943 году из состава Куйбышевской области была выделена Ульяновская область. С этого момента Куйбышевская область сформировалась в нынешних границах Самарской области.

Промышленность представлена крупными и средними предприятиями, которых примерно 400, и малыми -- их более 4 тысяч. Наибольшее развитие получили машиностроение и металлообработка, топливная, электроэнергетическая, химическая и нефтехимическая, цветная металлургия. Машиностроение представлено почти полным набором основных отраслей, среди которых ведущая роль принадлежит автомобильной промышленности. На долю легковых автомобилей, производимых на ОАО «АВТОВАЗ» в Тольятти приходится более 70 % от всего выпуска автомобилей страны. Удельный вес производства основных нефтепродуктов, таких как бензин автомобильный, дизельное топливо, мазут топочный, составляет 10-12 %.

Коэффициент специализации (душевого производства) по объёму промышленной продукции 1,9 -- второй после Якутии среди регионов РФ (без авт. округов), по розничному товарообороту -- 1,6 (2-е место после Москвы). По видам промышленной продукции наилучшие среднедушевые коэффициенты по выпуску легковых автомобилей -- 34 (второе место среди всех учитываемых видов промышленной продукции по регионам РФ), аммиак синтетический -- 10, первичная переработка нефти -- 4,2, кирпич строительный -- 1,8. Ведущие предприятия топливно-энергетического комплекса Самарской области: Волжская ГЭС в г. Жигулевске(2300 тыс. кВт), крупнейшие тепловые электростанции -- Новокуйбышевская и Тольяттинская ТЭЦ (по 250 тыс. кВт каждая). В Самаре находится штаб-квартира «Волжской территориальной генерирующей компании», куда входят все тепловые электростанции области.[8]

По данным Приволжского таможенного управления внешнеторговый оборот в январе - октябре 2009 года составил 10825,9 млн. долларов США или 123,8% к уровню соответствующего периода прошлого года, в том числе экспорт - 7947,9 млн. долларов (129,3%), импорт - 2878,0 млн. долларов (110,8%).

Экспортные поставки в государства - участники СНГ составили 1435,6 млн. долларов США, в страны дальнего зарубежья - 6512,3 млн. долларов США.

Из государств - участников СНГ импортные поставки составили 158,5 млн. долларов США, из стран дальнего зарубежья - 2719,5 млн. долларов США.

Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 5069,9 млн. долл. США (в январе - октябре 2009 года - положительное 3552,2 млн. долларов США).

Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 73,4%, доля импорта -26,6%. (см. таблицу 1)

Таблица 1. Внешняя торговля Самарской области в январе-октябре 2009 года

Внешнеторговый оборот

в том числе:

экспорт

импорт

млн. долларов США

в % к январю-октябрю 2009 г.

млн. долларов США

в % к январю-октябрю 2009 г.

млн. долларов США

в % к январю-октябрю 2009 г.

Всего

10825,9

123,8

7947,9

129,3

2878,0

110,8

в том числе:

Страны дальнего зарубежья

9231,8

127,2

6512,3

134,1

2719,5

113,3

Государства - участники СНГ

1594,1

107,1

1435,6

111,0

158,5

80,8

Важнейшим итогом развития Самарской области в 2009 году, безусловно, является продолжение экономического роста в посткризисный период. Как видно на слайде, по ключевым индикаторам социально-экономического развития область демонстрирует более позитивную динамику по сравнению с общероссийскими тенденциями.

Объем валового регионального продукта Самарской области на 6,3% превысил уровень 2008 года. При этом, темпы роста региональной экономики опережали темпы развития не только российской, но и мировой экономики, стран Еврозоны и США.

Наибольший вклад в общий прирост ВРП внесли базовые сектора экономики - промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь.

Мы существенно приблизились к докризисному уровню 2008 года по реальной заработной плате и объему промышленного производства. Но особо хочется подчеркнуть, что в 2009 году уже был превышен докризисный уровень инвестиций в основной капитал и объема строительных работ.

В этом году перед нами стоит задача - выйти на докризисный уровень по валовому региональному продукту.

Производительность труда за 2009 годы увеличивалась на 6,8% в среднем за год, опережая реальную заработную плату, среднегодовой прирост которой составил 4,2%.

Важнейшей тенденцией 2009 года стала диверсификация экспорта - впервые в современной истории Самарской области доля нефти и нефтепродуктов составила менее 50% экспорта области. Это связано со значительным расширением поставок продукции машиностроения, а также продукции химической промышленности, показавшей беспрецедентный рост - почти на 85% за счет увеличения поставок удобрений и аммиака.

Кроме этого, необходимо отметить два ключевых фактора, определяющих развитие внешней торговли на перспективу.

Во-первых, это завершение формирования Единого экономического пространства, включающего Россию, Беларусь и Казахстан, что открывает перед самарскими компаниями значительные возможности для расширения своего торгового присутствия в Казахстане и Беларуси. По оценке, товарооборот Самарской области и Казахстана возрос в 2009 году на 40%, начаты новые инвестиционные проекты.

Во-вторых, хотелось бы особо отметить факт вступления России в ВТО, обеспечивающий нам доступ на мировые рынки на более конкурентных условиях.

Для ряда региональных производств представится возможность усилить свои позиции в мировой экономике. Другие предприятия области окажутся в более жесткой конкурентной среде, чем сейчас. Определенная угроза существует для развития таких отраслей как авиастроение, производство автокомпонентов и сельхозмашиностроение. В этой связи чрезвычайно важно активно поддерживать важнейшие перспективные проекты и работы предприятий аэрокосмического профиля с целью включения их в федеральные целевые программы. Для сохранения и укрепления позиций самарского автомобилестроения стратегически важное направление - повышение конкурентоспособности самарских автокомпонентных предприятий, в т.ч. через партнерство с ведущими международными корпорациями, используя при этом возможности особой экономической зоны.

Делись добром ;)