Социально-экономические предпосылки развития регионов России на примере Пермского края

курсовая работа

1.2 Социо-эколого-экономическое развитие регионов: европейский опыт

В современных условиях возникает необходимость в новом подходе к формированию системы управления на региональном уровне и разработке методов экономического регулирования процессов социо-эколого-экономического развития регионов. Поскольку в условиях перехода к развитым рыночным отношениям происходит формирование многоукладной экономики и создаются новые элементы рыночной системы, которые функционируют одновременно с элементами старой системы, постольку необходимо изучение проблем и мирового опыта формирования системы управления в регионе с учетом взаимодействия с разными хозяйствующими субъектами, изучение экономических предпосылок и закономерностей формирования структуры этой системы.

Приведем цели региональной экономической политики, реализованной в ряде стран Европейского Союза. В рамках европейской региональной политики центральные органы власти осуществляют, преимущественно, координационные и внешние представительские функции, ставя в основу, в первую очередь, цель обеспечение целостности и самодостаточности страны на региональном уровне. Реализация этой цели осуществляется, в свою очередь, через реализацию следующих подходов (рис. 1).

Главной особенностью региональной экономической политики в Европе является самостоятельность определения и реализации регионом целей и заданий экономического характера в контексте общегосударственных интересов. При этом политика строится на принципах долгосрочности и самодостаточности, а это главное условие конкурентоспособности территории и залог успешности решения заданий.

Рис. 1 - Подходы к реализации цели обеспечения целостности и самодостаточности страны на региональном уровне - европейский опыт

Рекомендации по формированию экономической политики российских регионов с целью обеспечения их устойчивого развития

Очевидно, что цели государственной региональной политики определяются ее структурой и допускают деятельность в рамках следующих направлений: экономическое направление; социальное, демографическое и гуманитарное направление; экологическое направление. Эти цели и задания государственной региональной политики определяют ее функции на определенной территории. Однако реализация данных функций сталкивается с рядом проблем общего характера, которые касаются большинства регионов России. К таким наиболее общим проблемам региональной политики следует отнести следующие:

· повышение эффективности функционирования реального сектора региональной экономики;

· обеспечение инвестиционной привлекательности на региональном уровне;

· повышение эффективного использования природно-климатического и сырьевого потенциала региона;

· формирование и развитие региональной системы поддержки инновационной деятельности;

· развитие технологической и транспортной инфраструктуры;

· повышение качества трудовых ресурсов; укрепление кредитно-финансовой системы региона;

· обеспечение устойчивого развития региона, с учетом сформированных естественных, культурных и производственных условий;

· развитие социальной сферы, повышения качества жизни населения.

Эти проблемы выступают как основа для формирования системы целей управления конкурентоспособностью региона.

Существующая сегодня в России практика реализации региональной экономической политики приводит к выводу, что все механизмы управления и регулирования в ее рамках могут быть разбиты на две группы по их функциональной направленности:

Направление регионализации, которая допускает учет специфики регионов в общероссийской экономической, структурной, инвестиционной, финансовой политике, разработка специальных программ социально-экономического развития, в полной мере учитывающих региональную специфику.

Направление межрегиональной интеграции, которая включает стабилизацию систем, которые интегрируются, путем формирования магистрального транспорта, общих энергетических и водных систем, совершенствования механизма вертикальных и горизонтальных связей между регионами, проведение согласованной внешнеэкономической политики и так далее.

Тенденции регионализации и интеграции в современных условиях не противоречивы, как это может казаться на первый взгляд, а взаимно дополняют друг друга. Региональная экономическая политика, реализованная в контексте этих двух направлений, рассматривается исключительно важным инструментом повышения конкурентоспособности регионов России и стимулирования межрегиональных взаимодействий, способных привести, в конечном итоге, к совершенствованию единого экономического пространства страны.

Так, если первое направление позволяет осуществлять уникальные региональные продукты и осуществлять дифференциацию предложения регионов, формировать уникальные бренды, которые базируются на местной специфике, то второе направление создает материальную и инфраструктурную основу для их продвижения на внешние рынки, основу для межрегиональной кооперации на основе диверсифицированности региональных экономик. Именно поэтому сбалансированная региональная экономическая политика (как на государственном уровне, так и на уровне отдельно взятого региона) должна эффективно объединять эти два направления, не отдавая преимущества какому-либо одному из них.

Объединение отмеченных направлений в реализации региональной экономической политики дает возможности самим регионам осуществлять позиционирование и самоидентификацию во внешней среде. Следовательно, применение в управлении региональным развитием планирования, которое имеет целью установление целей разного уровня и направленности является обязательным условием для создания и укрепления конкурентных преимуществ региона.

Устойчивое развитие производительных сил региона - это стремление достичь желательного уровня их развития благодаря мобилизации внутренних и внешних возможностей региональной экономики. Желательного уровня можно достичь за условия не только наращивания производства материальных благ, но и изменением ценностных приоритетов человека. Как региональные, так и национальные цели в правительственных документах, программах и прогнозных материалах формируются как социально-экономические стратегии развития (рис. 2)[9].

Рис. 2 - Социально-экономические стратегии развития региона

Все четыре стратегии должны найти отражения в основных направлениях, за которыми целесообразно планировать и проводить воссоздание хозяйственного комплекса на качественно высшем уровне. По мнению автора статьи, такими направлениями должны быть следующие:

· модернизация производственной и социальной инфраструктуры региона;

· переориентация региона на развитие новых технологически высоких и экологически чистых производств;

· стимулирование приоритетного развития тех отраслей (производств), которые обеспечивают быстрое воссоздание и формируют экспортный потенциал региона;

· стимулирование развития отраслей, которые доказали свою жизнеспособные и конкурентоспособность во время экономического кризиса;

· поддержка сферы обслуживания и стимулирование развития предпринимательства в непроизводственной сфере;

· ликвидация или реструктуризация неэффективных предприятий (убыточных или неработающих)[6].

стратегия регион социальный экономический

Делись добром ;)