Социальные аспекты развития образовательной компоненты человеческого капитала

дипломная работа

1.2 Инвестиции в человеческий капитал: сущность, особенности, проблемы

Современная экономика характеризуется особым динамизмом, чрезвычайной сложностью и противоречивостью развертывающихся в ней процессов. В период перехода к рыночным отношениям, осуществления структурной перестройки экономики становления рыночных институтов, роль и значение социальной сферы резко возрастает.

По вопросу человеческого потенциала мы разделяем точку зрения кандидата экономических наук И.Н. Краковской, согласно которой в условиях становления экономики знаний человеческий капитал рассматривается как наиболее ценный и значимый экономический ресурс общества, важнейший источник конкурентных преимуществ, а инвестиции в него - как решающий фактор конкурентоспособности для организации любого вида деятельности. Краковская И.В. Инвестиции в человеческий капитал ВУЗА: особенности оценки эффективности // Экономический анализ: теория и практика. 2009. №35(164), С.38-47;

Мы солидарны с данным высказыванием, так как единственным ресурсом, обладающим большим творческим импульсом, на наш взгляд, выступают именно люди, их духовный, образовательный и квалификационный потенциал, а эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит, соответственно, от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное развитие.

Мы утверждаем, что человеческий ресурс - ценный ресурс, приносящий реальную прибыль.

Как уже было отмечено раннее, исследования, проведенные профессором кафедры образования Пенсильванского университета Робертом Земски совместно с экономистом Лайзой Линч из Школы бизнеса Флетчера при университете Тафта и профессором менеджмента из Уортона Питером Капелли (было проанализировано более трех тысяч ста рабочих мест), показали, что при десятипроцентном повышении уровня образования суммарная производительность возрастает на 8,6%. Для сравнения: при таком же увеличении основных фондов производительность труда повышается всего на 3,4%.

Иначе говоря, мы делаем вывод, что предельная прибыль от инвестиций в человеческий капитал почти втрое превышает прибыль от капиталовложений в технику.

Какие вы знаете ресурсы для бизнеса?

Мы выделили и структурировали 6, на наш взгляд, основных ресурсов для бизнеса и назвали данную модель 6М (рис. 1).

Рисунок 1. Основные ресурсы для бизнеса (модель 6М) Составлена автором в ходе исследования

То есть, отсюда делаем вывод, что «человеческий ресурс - это такой же полноправный ресурс».

Мы можем влиять на качество закупаемого оборудования. Каким образом мы можем влиять и изменять качество человеческого ресурса? Какая цель управления этим ресурсом в бизнесе? Вот основные вопросы, которые мы задавали себе в процессе исследования.

Капитал - это ресурс, приносящий доход. Следовательно, человеческий капитал - это ресурс, трансформируемый менеджерами в актив, приносящий доход. Следующая схема демонстрирует наше видение данной концепции (рис. 2).

Рисунок 2. Трудовые ресурсы и человеческий капитал

На рисунке 3 изображена схема управления финансовым капиталом, которая предполагает основные направления развития:

• Структурированный инвестиционный процесс, осуществляемый профессионалами: управляющими фондами, аналитиками, специалистами риск менеджмента;

• Специализация на различных классах активов и стратегиях инвестирования;

• Нацеленность на поиск недооцененных компаний с высоким потенциалом развития;

• Глубокая экспертиза в оценке компаний различных классов капитализации;

• Формирование портфеля посредством выбора наиболее перспективных ценных бумаг;

• Соблюдение стандартов риск-менеджмента.

Рисунок 3. Управление финансовым капиталом Составлена автором в ходе исследования

Теперь рассмотрим управление человеческим капиталом и его векторы развития (рис 4). Три кита: оценка персонала, управление человеческим капиталом и риск менеджмент.

• Структурированный инвестиционный процесс, осуществляемый профессионалами: руководителями, специалистами по работе с персоналом, бизнес-консультантами;

• Специализация на различных категориях персонала и стратегиях инвестирования;

• Нацеленность на поиск недооцененных сотрудников с высоким потенциалом развития;

• Глубокая экспертиза в оценке работников различных категорий и уровней;

• Формирование команды посредством выбора наиболее перспективных работников;

Соблюдение стандартов риск-менеджмента.

Рисунок 4. Управление человеческим капиталом Составлена автором в ходе исследования

Еще раз подтверждаем взгляд на ЧР как на любой другой ресурс, которым может приносить доход, если им правильно управлять.

Сфера образования является важной социальной отраслью, способствующей созданию условий для экономического роста страны. В настоящее время эта сфера претерпевает глубокие масштабные преобразования. В соответствии с задачами, которые обозначил Президент России в послании Федеральному собранию РФ от 09.03.2007 «О бюджетной политике в 2008-2010 годах» политика государства в отношении финансирования образования меняется в сторону повышения степени самостоятельности бюджетополучателей с целью более эффективного использования предоставляемых финансовых ресурсов. Финансирование отраслей социальной сферы в международной практике получило признание в качестве социальных инвестиций - вложений, способствующих улучшению социально-экономических условий, повышению качества жизни населения, ускоренному экономическому развитию. В условиях становления в России инновационной экономики социальные инвестиции в образование имеют приоритетный характер. Давыдов А.А. Особенности расчета показателя эффективности социальных инвестиций в образование // Экономический анализ: теория и практика. 2009. №31(160), С.39-43;

«В школе - всё будущее России» - в этих словах русского философа, ректора Московского университета Сергея Николаевича Трубецкого, сказанных ещё в начале прошлого века, действительно сформулирована программа на все времена, на все исторические и политические эпохи.

Как отметил В.В. Путин на VI съезде Всероссийского педагогического собрания, который проходил 31 мая 2011г., именно от преподавателей, от качества и содержания их работы зависят развитие страны на десятилетия вперёд, наша национальная перспектива и конкурентоспособность. Антон Павлович Чехов как-то сказал: «Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ». Но средняя зарплата учителя в России сейчас скромная, достаточно скромная. И это тоже надо исправлять, на наш взгляд.

12 марта 2012 г В.В.Путин провёл рабочую встречу с министром экономического развития России Э.С.Набиуллиной. Основная тема беседы - инвестиционная деятельность, в частности иностранные инвестиции. Как доложила министр, по итогам 2011 года статистические показатели смотрятся совсем неплохо: например, выросли инвестиции в сфере человеческого капитала, инвестиции в образовании выросли на 11%, в здравоохранении - на 4%.

Динамика государственных расходов федерального бюджета РФ на образование в 2007 - 2012 гг. отражена в следующей таблице (табл. 1).

Таким образом, мы видим, что не смотря на рост абсолютных расходов на образование (рис 1), доля расходов снижается с 0,9% ВВП в 2008 г. до 0,8% ВВП в 2010 г., что сопровождается и в общем объеме государственных расходов с 4,7 до 4,5% соответственно (рис 5).

Таблица 1. Динамика государственных расходов федерального бюджета РФ на образование в 2007 - 2012 гг.

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011г.

2012г.

Абсолютная сумма расходов (млрд. руб.)

277,9

307,5

310,5

339,4

560,0

603,5

Годовой темп роста расходов (% к предыдущему году)

-

1,16

1,009

1,093

1,649

1,078

Доля расходов (% к ВВП)

-

0,9

0,8

0,8

0,9

0,9

Общий рост расходов за 2007-2012 гг. (% к 2007 г.)

21,7

Рисунок 5. Абсолютная сумма расходов федерального бюджета РФ на образование в 2007 - 2012 гг. (млрд. руб.)

Авторский анализ данных показал, что финансовые ограничения, касающиеся источников их финансирования, вряд ли позволят в перспективе заметно изменить сложившуюся ситуацию. Мы солидарны с мнением Агаповой Т.А., которая объясняет это существующим в настоящее время разрывом в уровнях заработной платы занятых в отраслях социальной сферы, с одной стороны, и в отраслях промышленности - с другой, который составляет примерно 2 раза. При сохранении такого же разрыва в будущем велика вероятность масштабного сокращения занятых в отраслях социальной сферы в связи с их массовым выходом на пенсию и замещением выбывающих работников кадрами более низкой квалификации. Это может стать одной из главных ограничителей развития отраслей образования и здравоохранения в России в начале следующего десятилетия, тогда как спрос на услуги этих отраслей социальной сферы и требования к качеству этих услуг имеют общую тенденцию к увеличению как в России, так и в других индустриальных странах. Агапова Т.А. Расходы федерального бюджета до 2010 г. и экономический рост в России // Вестник московского университета. 2008. №6, С70-79;

Ориентация системы образования на удовлетворение реальных потребностей конкретных потребителей образовательных услуг должна, по мнению Е.Катановой, создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов. M.B. Гальцов Инвестиции в человеческий капитал как инструмент инноваций в управление персоналом // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 1. С. 112-117 ;

Данные рассуждения кажутся нам справедливыми, в связи с тем, что инновационная экономика предъявляет высокие требования к образованию и квалификации работников. Необходимо уделять достаточное внимание формированию нового качества всей системы российского образования, обеспечению его адекватности актуальным и перспективным потребностям и запросам общества во всем их многообразии. Т.е. мы хотим сказать, что в процессе модернизации должны быть учтены запросы государства, постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, конкретные интересы семей, местных сообществ и организаций.

Кадры должны быть конкурентоспособными на рынке труда, подготовленными к активной жизнедеятельности в быстроменяющемся мире, обладающими адаптационной мобильностью, а также высокой общей культурой, побуждающей ее носителей к саморазвитию и самообучению, к творческой самореализации, при которой, по мнению А. Эйнштейна, «воображение важнее знаний». Кольчугина М. Нацпроект «Образование»: инноватизация подготовки кадров // МЭ и МО. 2009. №9, С64-72;

С исследованием эффекта инвестиций в сферу образования связано наибольшее число работ в области теории человеческого капитала. Эти инвестиции осуществляют разные субъекты на различных уровнях (сам индивид, фирмы и общество в целом). Профессор КубГУ кафедры Прикладной экономики и управления персоналом С.Н. Трунин подчеркивает необходимость сопоставления двух величин при принятии решения об осуществлении инвестиций в сферу образования: затраты, которые он должен осуществить в настоящем, и доходы, которые он рассчитывает получить в будущем. Экономика труда: учебник / С.Н. Трунин. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 496с.

Существует расхожее мнение, что образование в России не ценится и не отражается на заработках. Согласно теории человеческого капитала более высокий уровень образования приносит работнику дополнительный доход. Считается, что знания, умения, навыки, приобретаемые в процессе обучения, ведут к повышению производительности труда работника, что делает его более ценным для работодателя и отражается в повышении заработной платы. Разумова Т.О. Влияние высшего образования на доходы работника // Экономический анализ: теория и практика. 2009. №13(142), С.29-37; С.Н. Трунин обращал также внимание на тот факт, что чем выше уровень квалификации работника, тем более высоким является возрастной порог, по достижении которого начинается снижение доходов. Экономика труда: учебник / С.Н. Трунин. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. - 496с.

Однако мы хотели бы сконцентрировать внимание на процессе обесценивания человеческого капитала и, так как знания могут устаревать, то навыки с развитием техники и технологий становиться невостребованными. По мере старения человека ослабевают способности к обучению, а навыки могут утрачиваться.

Во всем мире заработная плата рассматривается в качестве мерила уважения, с которым общество относится к конкретной профессии. Согласно данным ЮНЕСКО, 60 процентов разницы в доходах людей приходится на образование, а 40 - на все остальные факторы (здоровье, природные способности, социальное происхождение). Таким образом, вкладывая средства в высшее образование, мы в первую очередь определяет свое будущее.

Однако Давыдов А.А. отмечает, что увеличение вкладываемых в образование средств не обязательно приведет к автоматическому повышению эффективности их использования, равно как и не гарантирует повышения качества образовательных услуг. Инвестиции в сферу образования помимо отсутствия прямого коммерческого эффекта, свойственного другим отраслям социальной сферы, обладают рядом особенностей, которые обусловливают специфику оценки их эффективности, а именно: отдача (индивидуальная и общественная) от вложений в образование наступает после завершения обучения; сами инвестиции носят длительный непрерывно-плановый характер, при этом образовательная услуга является неотъемлемой от ее получателя и выражается в его совершенствовании, повышение качества трудовой деятельности, экономии времени на выполнение трудовых операций. Оценке подлежит не только целевая эффективность (достигнуты ли запланированные результаты), но и экономическая (в какой степени удалось добиться поставленных целей, какова величина сэкономленных средств). Давыдов А.А. Особенности расчета показателя эффективности социальных инвестиций в образование // Экономический анализ: теория и практика. 2009. №31(160), С.39-43;

Беляков С.А. характеризует систему образования как систему «с запаздыванием»-- принятое сегодня решение о введении определенной специальности или специализации даст результат только через определенное время-- от двух до пяти лет. Беляков С.А., Куклин В.Ж. Системные аспекты образовательной политики и управления образованием // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 3. С.10-23. Следовательно, необходимо либо обеспечивать наиболее точный прогноз будущих потребностей, либо построить подготовку так, чтобы оперативно реагировать на возникающие изменения соответствующими коррективами в учебных планах и программах. И одновременно заранее планировать направления повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.

Мы разделяем точку зрения Владимира Соловьева, профессионального бизнес-тренера, Президента Группы компаний EXECT, который высказывал свое мнение относительно «громких голосов по какой-то из многочисленных FM-станций», которые призывали прекратить «плодить» никому не нужных филологов. Основной вопрос заключается в следующем: как связаны экономический рост и уровень образования в стране и зачем нам так много филологов-физиков-юристов и прочих высококвалифицированных специалистов? Многим не понятно, зачем так много студентов, если уровень высшего образования падает с каждым годом и обратного процесса пока не ожидается? «Заводы стоят - одни филологи в стране». И самыми популярными становятся слова о том, что стране больше всего нужны «высококвалифицированные слесари и техники».

А ответ на самом деле очень прост. Мы считаем, связь существует и она идет не только с этой стороны - не только «чем более образованно общество, тем общий экономический уровень выше», но и имеет обратный эффект. То есть чем ниже общий образовательный уровень - тем ниже экономические показатели, тем ниже общий уровень жизни, а как следствие - потребительский уровень. А отсюда начинает тянуться и внутренний рынок, и стоимость денег... А ведь от этого напрямую зависит инвестиционный климат.

С началом нового столетия в развитых странах мира все более явно утверждается экономика знаний (the knowledge-based economy), основанная на новейших достижениях в сфере информационных и коммуникационных технологий. Данный термин подчеркивает всевозрастающее значение знаний как источника богатства.

Британский экономист Дж. Даннинг подчеркивал, что в течение последних трех столетий главный источник богатства в рыночной экономике переместился с природных активов (земля и сравнительно неквалифицированный труд) через ресурсы, создающие осязаемые активы (здания и оборудование, финансы), к ресурсам, создающим неосязаемые активы (знания и информация) и воплощающимся прежде всего в людях и организациях. Арыстанбекова А. Экономика, основанная на знаниях // МЭ и МО. 2008. №6, С.30-33;

В современных условиях в большинстве развитых стран формируется концепция непрерывного образования, содержание процесса образования и принципы функционирования системы образования претерпевают качественные изменения. В этой связи развивается концепция «образование длиною в жизнь» - концепция непрерывного образования. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.

Предлагается в структуре формирующейся современной системы непрерывного образования (СНО) РФ выделять две подсистемы: основное (базовое) и дополнительное образование. Структура СНО в авторской интерпретации представлена на рисунке 6.

Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего продукта до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение расходов бюджетной системы - с 4,1 процента до 5,5-6 процентов валового внутреннего продукта. Смолин О.Н. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ( Развитие образования). [электронный ресурс] -

http://www.smolin.ru/odv/reference-source/2008-03.htm

По мнению экспертов ООН, экономика, основанная на знаниях, - это экономика, в которой знания создаются, распространяются и используются для обеспечения хозяйственного роста и международной конкурентоспособности страны. При этом знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов.

Авторами неоднократно отмечалось, что конкурентные преимущества любой страны мира в конечном итоге по любым показателям базируются на конкурентных преимуществах человеческого капитала. Снижение объема инвестиций неминуемо приводит к ухудшению показателей не только качества человеческого потенциала, но и экономических показателей развития национальной экономики. Инвестиции в образование составляют главную форму «человеческого капитала» и играют ключевую роль по отношению к другим видам инвестиций в трудовые ресурсы.

Затронутые в настоящей дипломной работе общемировые проблемы финансирования высшей школы присутствуют и в российских вузах, порой в их крайних проявлениях. Одной из главных причин всех бед отечественного высшего образования общество видит в резком сокращении государственного финансирования этой сферы. Вместе с тем государство в свою очередь вправе ожидать и от вузов адекватной отдачи. Повышения самостоятельности вуза в наши дни дает немалые возможности для реализации их научно-педагогических и административно-хозяйственных инициатив.

Рисунок 6. Структура российской системы непрерывного образования Пионова Р.С. Педагогика высшей школы - М.: Высшая школа, 2005. - С.153.

В условиях рыночных отношений, как показывает мировая практика, государство не может и не должно более нести в одиночку финансовое бремя содержания образования.

Отечественным вузам необходимо более эффективно расходовать бюджетные средства, самостоятельно находить альтернативные источники финансирования своей деятельности. Необходимо также шире привлекать все силы общества для решения проблем высшего образования, более активно искать партнеров в деловых кругах, в российских и иностранных бизнес-сообществах, устанавливать тесные контакты с выпускниками и родителями студентов, различными общественными организациями и благотворительными фондами.

Аникина Е.А. рассматривает затраты на получение высшего образования как инвестиции: индивид принимает решение об обучении в высшем учебном заведении, взвешивая свои экономические издержки и выгоды и сопоставляя свои возможности (интеллектуальные и финансовые) и возможности вузов обеспечить качественное образование. С большей степенью вероятности человек примет решение о продолжении обучения после школы, в случае если выгоды превысят издержки, а также, если он будет способен оплатить дальнейшее обучение. Как показывают результаты ежегодных социологических исследований за последние 5 лет, около 26 % абитуриентов рассматривают стоимость обучения как один из факторов, влияющих на выбор вуза, по важности данный показатель находится на третьем месте после наличия определенной специальности и качества образовательных услуг. Аникина Е.А., Иванкина Л.И. Затраты на получение высшего образования как особый вид ивестиций // Известия Томского политехнического университета. 2009. № 6. - С.52-58.

Сторонники же увеличения доли государственного финансирования образовательных услуг аргументируют свою позицию тем, что, во-первых, коммерциализация сделает высшее образование недоступным в финансовом отношении для малообеспеченной части населения, несмотря на наличие различных схем студенческих займов и кредитов; во-вторых, высшее образование выполняет весьма важные экономическую и социальную функции, приносящие пользу всему обществу. В конечном итоге, по их мнению, в будущем государственные расходы возвращаются в казну в виде налогов при использовании прогрессивной шкалы налогообложения, так как заработки у вузовских выпускников значительно выше, чем у лиц без высшего образования. Кроме того, немаловажным аргументом в пользу системы образования с частичным возмещением затрат, является опасение значительной части населения, что вслед за ревизией финансового обеспечения процесса получения высшего образования могут подвергнуться пересмотру порядок предоставления других социально значимых услуг государства.

Наряду с этим, в некоторых развитых странах процесс идет к тому, чтобы ввести (обратно или вновь) систему высшего образования, при которой плата за само обучение отсутствует. Активнее всех по этому пути идет Япония, в которой сегодня практически 100 % мест в высших профессиональных учебных заведениях оплачивает государство. К этому же сейчас стремится Германия, где в 2010 г. в вузах таких мест было уже 90 %. В России же, по некоторым прогнозам, к 2020 г., наоборот, 90 % мест будет оплачиваться за счет потребителей образовательных услуг. В целом, проблема соотношения государственного и частного финансирования высшего образования является общемировой, касающейся в той или иной степени каждой страны, в том числе и России. Аникина Е.А., Иванкина Л.И. Затраты на получение высшего образования как особый вид ивестиций // Известия Томского политехнического университета. 2009. № 6. - С.52-58.

Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Повышение доступности качественного образования определено Правительством как стратегическая цель государственной политики в области образования.

Развитие системы общего образования предусматривает его индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования.

Главными мероприятиями модернизации высшего профессионального образования являются переход на уровневую систему высшего профессионального образования и разработка новых образовательных стандартов с учетом современных квалификационных требований.

Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний.

Таким образом, повышение эффективности инвестирования в человеческий капитал становится все более актуальной проблемой. На наш взгляд, способность приобретать и использовать знания становится главным фактором конкурентоспособности страны.

Необходимым условием для формирования инновационной экономики мы считаем модернизацию системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Делись добром ;)