Специфика роли государства в экономике России

курсовая работа

1.3 Промышленная политика в современной России

Различают два основных подхода к формированию промышленной политики. Первый подход предусматривает активное и непосредственное вмешательство государства в экономику в форме государственных субсидии, адресных заданий, льгот, ограничений и т.п.

Данный подход весьма характерен для Франции, Японии и других европейских стран. Второй подход не предусматривает воздействия на отдельные предприятия или отрасли, а ориентирован на создание определенной "экономической среды", то есть регулирование осуществляется косвенными методами.

Такой политики придерживаются, по преимуществу, в США, где программы государственной поддержки национальной экономики осуществляются преимущественно в форме гарантий по частным кредитам

В России в 90-е годы промышленная политика претерпела коренной поворот - от жесткой централизации к чисто либеральной модели, практически не предусматривающей вмешательства государства. В тоже время в мире ключевым аспектом промышленной политики является определение пропорций между двумя группами производств, различающихся долей добавленной стоимости.

Первую группу образуют, производства с низкой долей добавленной стоимости, которые основаны на несложных технологиях и использовании низкоквалифицированной рабочей силы. Такие предприятия, чтобы выжить в условиях конкуренции, должны снижать цены и издержки или менять профиль.

Другую группу образуют наукоемкие производства с высокой долей добавленной стоимости, которые требуется больше капитала и высококвалифицированной рабочей силы. Соотношение этих групп является одной и основных характеристик развития промышленности.

Стержнем промышленной политики является поддержка глубинных, долгосрочных процессов перестройки промышленности на современной технологической основе. С этой целью разрабатываются целевые научно-технические программы, создаются совместные внедренческие центры, объединяющие научные организации и промышленные предприятия, научные парки и т.п.

Критерии краткосрочной финансовой отдачи не являются ключевыми при формировании промышленной политики.

Важной составной частью промышленной политики является поддержка малого бизнеса, который в среднем в мире создает около одной трети промышленной продукции и образует благоприятную среду для разного рода инноваций, без которых невозможно развитие.

В то же время, основным субъектом современной экономики выступают крупные корпорации. Интеграции научного и производственного потенциалов в рамках, корпоративных структур должна играть ключевую роль в развитии инновационной деятельности.

В ведущих индустриальных государствах компаниями выполняется основной объем научных исследований и разработок 65% - в странах ЕС, 71 - в Японии, 75% - в США.

«Российская заводская наука располагает незначительными ресурсами и ориентирована главным образом на решение краткосрочных технических задач собственного производства, в том числе путем адаптации разработок, выполненных сторонними организациями, к конкретным производственным условиям» Национальная инновационная система России в условиях "новой экономики" // Вопросы экономики 2003, № 3, С. 31..

Слабость заводской науки при отсутствии реальных сдвигов в организационной интеграции отраслевых научных учреждений с предприятиями неблагоприятно сказывается на перспективах обеспечения конкурентоспособности отечественного производства.

В условиях неопределенности экономической ситуации в стране, когда стратегия корпоративного сектора не ориентирована на инновационное развитие, необходимо введение механизма государственного планирования и стимулирования создания и внедрения образцов новой техники и технологических процессов.

Особенность России - формирование интегрированных бизнес-групп (ИБГ) - преимущественно в форме холдингов и стратегических альянсов, в которых доминируют корпорации сырьевого сектора экономики. Подобные объединения в определенной степени выполняют роль финансовых структур, призванных финансировать развитие производства в наукоемких корпорациях.

На сегодня это по существу единственные реально действующие механизмы трансферта капитала из экспортно-сырьевого сектора промышленности в обрабатывающий. «Однако в условиях, когда рентабельность производства в сырьевых отраслях существенно выше, чем в обрабатывающих, активизация подобною трансферта или перелива капиталов может быть осуществлена лишь с помощью мер государственного стимулирования. К таким мерам следует отнести льготное налогообложение инновационно активных предприятий и организаций, а также наукоемких производств в целом» Кузык Б. Высокотехнологичный комплекс в экономике России. М , 2002. С. 245..

Для обеспечения финансовыми ресурсами указанных производств, по мнению исследователей, в необходимых для их развития масштабах одного трансферта капиталов из, сырьевых отраслей представляется недостаточным. Необходимо задействовать механизм неинфляционных кредитных ресурсов эмиссионного центра в форме государственных долгосрочных облигаций (ГДО) Маевский В., Кузык Б. Условия развитая высокотехнологичного комплекса // Вопросы экономики 2003. №2 С. 35-39.. Способом привлечения средств для инвестиций в передовые отрасли обрабатывающей промышленности может быть и выпуск корпорациями собственных долгосрочных облигаций под гарантии государства. В этом случае отсутствует угроза захвата контроля над акционерным обществом какой-либо группой акционеров, вместе с тем, эмитент берет на себя ответственность безусловной выплаты процентов и погашения облигаций на условиях и в сроки установленных при эмиссии.

Как видим, имеется достаточно моделей государственного участия в инновационном процессе, без которого просто немыслима реструктуризация экономики.

В чем же в действительности состоит роль государственной власти современной России в этом аспекте экономического процесса?

По сути дела и здесь наблюдается то же, что и везде: государство ведет себя крайне пассивно.

Позволим себе высказать предположение. В России еще долгое время не будет возможно то положение вещей, при котором научные разработки для промышленности будут финансироваться в основном бизнесом. И дело здесь не только в наличных характеристиках отечественного бизнеса, о которых говорилось выше, но и в самой структуре организации науки в нашей стране. Исключительно мощный научный потенциал создан у нас на все 100 процентов государством, структура его организации исключительно централизованная, механизмы ее функционирования закреплены опытом десятилетий. По всей видимости, эта специфика организации науки является уже традиционной для нас и безболезненно ее не удастся изменить.

И опять же, государство играет в отношении к науке как минимум странную роль: согласно последним проектам правительства Фрадкова, штаты Российской Академии Наук будут сокращены в ближайшие три года на 25 % при якобы увеличении в несколько раз оплаты труда ученых. И если в возможности сокращения не приходится сомневаться, то последний пункт выглядит как раз весьма сомнительно: на фоне сокращения масштабов финансирования социальных гарантий государством многократное повышение зарплаты ожидать трудно.

Делись добром ;)