Спрос, предложение и конкуренция
Тема 9. Поведение фирмы в условиях олигополии
Олигополия -- это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. /1, Cтр.249/
Перечислим характерные черты олигополии. Первая характерная черта заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти. Второй - являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Третьей чертой является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Обычно, на олигополистическом рынке на долю фирм приходится от 50% и более объемов производства, при этом товар может быть однородным или дифференцируемым. Примером такого вида рынка служат рынок пива, сигарет, автомобилей.
Дуополия -- рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от вступления на рынок других продавцов, являются единственными, кто предлагает на рынке стандартизированный товар, не имеющий близких заменителей. /3, Cтр.393/
В олигополии существуют 4 модели. Рассмотрим, как бы сложились обстоятельства для магазина "Kodak" в некоторых из таких моделей.
Модель Курно достигается в том случае, когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает оптимальный объем производства, ожидаемый от нее другой фирмой. Предельные издержки двух фирм в этом случае равны нулю. Рассчитаем объем продажи и цену по модели Курно. Используем следующую формулу.
Для этого используем функцию кривой спроса, выведенную во второй главе:
Qd=38,15-0,06P
P=635,83-16,67Q
MC=6,86Q+341,8
Qk=9,23 (шт.)
Qi=4,62 (шт.)
Pk=481,97 (долларов США)
Рассчитаем прибыль магазина "Kodak":
П=TR-TC
TR=4,62*481,97=2 226,7(долларов США)
TC= 3,43*4,622+341,8*4,62+279,37=1931,69(долларов США)
Пi=2 226,7-1931,69=295,01 (долларов США)
Отобразим точку равновесия Курно на графике (рис. 9.1).
Рис. 9.1 - Равновесие Курно для магазина "Kodak"
Теперь рассмотрим поведение магазин "Kodak" в следующей ситуации.
Картель -- это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. /1, Cтр.257/
Для данной модели верно равенство MC=MR. Рассчитаем те же самые величины, но уже для Картели. Получаем следующие результаты:
Q=7,25 (шт.)
P=514,97 (долларов США)
П=795,83 (долларов США)
Пi=397,92(долларов США)
Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод, что для покупателей выгоднее если магазин "Kodak" будет реализовывать свой товар в условиях модели Курно, так как цена в этом случае будет ниже (481,97 долларов США) чем в Картеле (514,97 долларов США). Однако для продавцов эта модель будет менее выгодной, так как прибыль в условиях модели Курно составит всего лишь 295,01 долларов США, в то время как в Картеле прибыль будет равняться 397,92 долларов США.