Спрос, предложение и конкуренция

курсовая работа

Тема 9. Поведение фирмы в условиях олигополии

Олигополия -- это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. /1, Cтр.249/

Перечислим характерные черты олигополии. Первая характерная черта заключается в немногочисленности фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти. Второй - являются высокие барьеры для вступления в отрасль. Третьей чертой является всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Обычно, на олигополистическом рынке на долю фирм приходится от 50% и более объемов производства, при этом товар может быть однородным или дифференцируемым. Примером такого вида рынка служат рынок пива, сигарет, автомобилей.

Дуополия -- рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от вступления на рынок других продавцов, являются единственными, кто предлагает на рынке стандартизированный товар, не имеющий близких заменителей. /3, Cтр.393/

В олигополии существуют 4 модели. Рассмотрим, как бы сложились обстоятельства для магазина "Kodak" в некоторых из таких моделей.

Модель Курно достигается в том случае, когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает оптимальный объем производства, ожидаемый от нее другой фирмой. Предельные издержки двух фирм в этом случае равны нулю. Рассчитаем объем продажи и цену по модели Курно. Используем следующую формулу.

Для этого используем функцию кривой спроса, выведенную во второй главе:

Qd=38,15-0,06P

P=635,83-16,67Q

MC=6,86Q+341,8

Qk=9,23 (шт.)

Qi=4,62 (шт.)

Pk=481,97 (долларов США)

Рассчитаем прибыль магазина "Kodak":

П=TR-TC

TR=4,62*481,97=2 226,7(долларов США)

TC= 3,43*4,622+341,8*4,62+279,37=1931,69(долларов США)

Пi=2 226,7-1931,69=295,01 (долларов США)

Отобразим точку равновесия Курно на графике (рис. 9.1).

Рис. 9.1 - Равновесие Курно для магазина "Kodak"

Теперь рассмотрим поведение магазин "Kodak" в следующей ситуации.

Картель -- это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию. /1, Cтр.257/

Для данной модели верно равенство MC=MR. Рассчитаем те же самые величины, но уже для Картели. Получаем следующие результаты:

Q=7,25 (шт.)

P=514,97 (долларов США)

П=795,83 (долларов США)

Пi=397,92(долларов США)

Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод, что для покупателей выгоднее если магазин "Kodak" будет реализовывать свой товар в условиях модели Курно, так как цена в этом случае будет ниже (481,97 долларов США) чем в Картеле (514,97 долларов США). Однако для продавцов эта модель будет менее выгодной, так как прибыль в условиях модели Курно составит всего лишь 295,01 долларов США, в то время как в Картеле прибыль будет равняться 397,92 долларов США.

Делись добром ;)