Становление и развитие рыночной системы в России. Статистический анализ социально-экономического положения Российской Федерации за период с 2000 г. по 2005 г.

курсовая работа

1.1 Рыночная и социальная рыночная экономика, их характеристика

Рыночной экономике предшествовала плановая - экономика, в которой правительство определяет, как должны быть распределены ресурсы. Такая система изжила себя по причине изменения поведение потребителей, развития их самосознания, увеличения их желаний, и в России были официально признаны товаро-денежные отношения, промежуточный этап между плановой и рыночной экономикой, - это есть объективный результат и форма развития и разделения труда, обмена в условиях экономического обособления товаропроизводителей. Эта система стремительно развивалась, и через некоторое время появился рынок - достаточно высокая стадия развития товаро-денежных отношений, предполагающая свободу продавца и покупателя в выборе партнера. Это означает хозяйственно-экономическую самостоятельность субъектов хозяйственных отношений, полноту их прав и ответственность за принятие решений, связь и взаимодействие спроса и предложения, конкуренцию, подвижность цен, определенную экономическую среду. Однако в действительности не все так положительно и согласованно. Экономическая действительность характеризуется многочисленными и, как правило, противоположными интересами. Покупатели желают приобретать недорогие товары при большой ответственности продавца; продавцы, наоборот, хотят продавать товары по высоким ценам при ограниченной ответственности за товары. Работники стремятся иметь высокую зарплату и интересную работу; работодатели пытаются обеспечить высокую производительность труда при низкой заработной плате. Такого рода противоположные интересы выравниваются в рыночной экономике на товарных рынках, рынках труда и рынках капитала. Так, на товарном рынке каждый хозяйственный субъект составляет для себя собственный хозяйственный план: продавцы составляют планы продаж товаров; покупатели, наоборот, планы покупок. При этом продавец имеет намерение получить максимальную прибыль, в то время как покупатель стремится максимизировать свою выгоду, например, купить по низкой цене достаточно высокого качества товар. Или на рынке капитала: кредитор хочет максимизировать свою выгоду, а заемщик максимизировать свою прибыль. Если продавец получил прибыль, так как его предположение оказалось верным, то эта прибыль должна привлечь и других продавцов и таким образом увеличить правильное предложение этого товара. Таким образом, главной особенностью рыночной экономики и отличием ее от плановой является то, что цены не фиксируются государством, а устанавливаются на основе рыночных отношений между хозяйствующими субъектами, которые все время приводят в соответствие спрос и предложение. Итак, из вышесказанного вытекает то, что рынок - это саморегулирующийся механизм; совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, установившимся на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.

Рынок выполняет ряд важных функций, например, стимулирует технический прогресс. Фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки. Таким образом рынок ликвидирует фирмы, неспособные к быстрой перестройке и невосприимчивые к новациям, оставляя лишь более эффективные жизнеспособные, тем самым выполняя санирующую функцию. Немаловажной является и информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция произведена с избытком. Цены помогают рынку и другую его важную функцию - устанавливать пропорциональность в развитии экономики, регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей.

Основными категориями рынка являются спрос, предложение, цена, конкуренция. Спрос- зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить, и ценами на этот товар. Величина спроса, то есть то количество товара, которое покупатели готовы приобрести по данной цене, определяется уровнем цены на товары. Предложение- зависимость между количеством товара, который продавцы хотят и могут продать, и ценами на этот товар. Величина предложения, то есть, количество товара и услуг, которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время, так же, как и величина спроса, зависит от цены.

Цена - количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. Она зависит от многих факторов: соотношения спроса и предложения на конкретный товар, наличие конкурентов, покупательной силы рубля, величины затрат и многих других. Существует также много разновидностей цены: оптовая, коммерческая, базисная, фиксированная… Рыночная цена - свободная цена товара на рынке, являющаяся предметом соглашений между покупателем и продавцом. Она зависит от соотношения совокупных спроса и предложения на конкретный товар или группу взаимозаменяемых товаров. Рыночная цена формируется на основе договорной (устанавливается по соглашению сторон в договоре), динамика ее отражает структуру рынка, она всегда обеспечивает равновесие спроса и предложения, поэтому ее также называют равновесной ценой.

И последней из основных категорий, но далеко не последней по важности, является состязательность на рынке - конкуренция. Конкуренция - борьба между производителями и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от ее продажи; присутствие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. Для конкуренции характерно состояние, когда ни один из хозяйствующих субъектов не занимает доминирующего положения на рынке, идет постоянная борьба товаропроизводителей за покупателей и увеличение своей доли рынка. Конкуренция является одним из важнейших элементов рынка, играющим решающую роль в повышение качества продукции, работ и услуг, снижения производительных затрат, освоении в производстве технических новинок и открытий. Создание условий и поддержание конкуренции является заботой государственных органов, наблюдающих за состоянием рынка. Образование крупных производительных структур и дальнейшее формирование мирового рынка ведут к усилению конкуренции на межгосударственном и межконтинентальном уровнях. Ужесточение конкурентной борьбы ведет к банкротству фирм, не способных противостоять на равных своим конкурентам. В результате конкуренции на рынке сохраняют и расширяют свои позиции наиболее сильные и восприимчивые к научно-техническому прогрессу и хорошо адаптирующиеся к различным ситуациям фирмы, а неспособные и слабые фирмы самоликвидируются. Это ведет в целом к повышению эффективности экономики, удовлетворению повышенного спроса потребителей. Важную роль в создании конкурентной среды играют мелкие и средние предприятия, свобода предпринимательской деятельности, поэтому государство должно активно поддерживать мелкий и средний бизнес, предпринимательство.

Рыночный механизм также определяется вмешательством государства в рыночные процессы. На счет степени вмешательства государства в рыночные отношения существуют разные точки зрения. Так экономисты классической школы полагают, что государство должно взять на себя производство некоторых товаров и услуг, которые не смогут или не хотят продавать частные предприниматели; монетористы же придерживаются точки зрения минимального государственного вмешательства, они считают, что спрос и предложения - самые мощные экономические рычаги. Однако в Российских условиях управление процессами в социальной сфере невозможно только административными методами, ровно как и только рыночными методами.

В условиях рыночной экономики государство сохраняет за собой многие функции, но изменяются механизмы, формы и методы их осуществления. Действенное вмешательство государства необходимо, если механизмы рынка не функционируют эффективно или могут даже оказать отрицательное воздействие на экономику и общество, например в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты. Вместе с тем, если общественные объединения участвуют в осуществлении социальных программ, государство должно отдавать им инициативу.

Считается, что вмешательство государства направляет рыночную экономику в социальную рыночную экономику. Можно сказать, что области и границы вмешательства государства в высокоразвитых странах определяются уровнем экономического и политического развития соответствующих стран.

В экономиках высокоразвитых стран Запада проблемы вмешательства государства возникают обычно при решении таких вопросов, как:

развитие новых основных видов техники

формирование инфраструктуры для удовлетворения общественных потребностей (например, оборона страны)

защита окружающей среды

В России же, в которой доля государственной собственности существенно выше, чем в странах Запада, области и границы вмешательства государства, очевидно, должны быть существенно шире. Государственной собственностью нужно эффективно управлять. Управление государственной собственностью предполагает согласование интересов государства с фирмами и предприятиями, находящимися в их имущественном подчинении.

В рыночной экономике в качестве основного субъекта рыночных отношений выступает фирма. В зависимости от цели деятельности различают также банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры. Причем фирмы относятся к основным субъектам предпринимательской деятельности, а банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры к субъектам рынка, обслуживающим сферу предпринимательской деятельности. Под фирмой понимается организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность, преследует коммерческие цели и пользуется правами юридического лица. Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет одно или несколько предприятий, специализирующихся на конкретных видах деятельности в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, научных и проектно-конструкторских работ. В зависимости от вида и характера хозяйственной деятельности различают промышленные, торговые, транспортные, строительные, транспортно-экспедиторские, инжиниринговые, арендные и другие фирмы. Однако отнесение фирмы к какой-нибудь отрасли имеет условный характер и устанавливается главным образом по тем видам продукции, которые имеют преобладающий удельный вес в хозяйственном обороте фирмы.

Принципиальное значение имеет классификация фирм по правовому положению. Различия в правовом положении фирм зависят от решения следующих вопросов: кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы; кому предоставляется право заключать сделки от имени фирмы; в чьем ведении находится решение вопросов, касающихся хозяйственной деятельности фирмы. Во всех странах по правовому статусу фирмы делятся на два основных вида: единоличное владение (предприятие) и объединения предпринимателей. Единоличное владение это фирма одного лица или семейства. В современных условиях преимущественное значение имеют фирмы, являющиеся по своему правовому статусу объединением предпринимателей.

Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. По мере развития общественного производства это понятие неоднократно менялось. Лишь рассмотрев в совокупности его функции, категории, черты и элементы можно объективно оценить и понять сущность рынка. В рыночной системе, как в общественной форме организации и функционирования, безусловно, есть и плюсы, и минусы, но превосходство ее над плановой системой, ранее господствовавшей в России, очевидно.

Делись добром ;)