Становление маржиналистской экономической парадигмы

реферат

7. Особенности этапов «маржинальной революции»

В совершении «маржинальной революции» выделяют два этапа.

Первый этап охватывает 70 - 80-е гг. XIX века, когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К. Менгера и его учеников, а также англичанина У. Джевонса и француза Л. Вальраса.

При этом ставшая на данном этапе центральной теория предельной полезности товара объявлялась школой главным условием его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека, пишет Я. С. Ядгаров. Поэтому первый этап «маржинальной революции» принято называть «субъективным направлением» политической экономии. Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е гг. XIX века. С этого времени маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржиналистов на этом этапе - отказ от субъективизма и психологизма 70-х гг., с тем чтобы подтвердить, что целью чистой экономики всегда оставалось объяснение регулярного хода экономической жизни на основе данных условий.

Как пишет Такаши Негиши, представители «новых» маржинальных экономических идей стали расцениваться в качестве приемников классической политической экономии и называться неоклассиками, а их теория получила название «неоклассической». Изначально это название было присвоено экономическим теориям Кембрижской школы, основанной Маршаллом.

С. Я. Ядгаров характеризует маржинальные идеи на этих двух этапах следующим образом.

Во-первых, вначале маржинализм в своем субъективном течении акцентировал внимание на значении экономического анализа в части проблематики, связанной со спросом, а классики исходили из приоритета проблем производства (предложения). Но затем неоклассики обосновали необходимость одновременного изучения обеих сфер, не выделяя ни одну из них и не противопоставляя их друг другу.

Во-вторых, маржиналисты первой волны, используя причинно-следственный анализ, повторили своих предшественников. Речь идет о том, что приверженность каузальному подходу привела и тех и других к признанию стоимости товарных благ в качестве исходной категории экономического исследования. Но, с одной существенной разницей: «классическая школа» считала первичной в экономике сферу производства, а «субъективная школа» считала первичной сферу потребления и обусловленность цен полезностью товаров и услуг. В свою очередь маржиналисты второй волны, ставшие родоначальниками неоклассического направления экономической теории, благодаря замене каузального подхода функциональным исключили из «поля зрения» экономической науки существовавшую почти 200 лет дилемму о первичности и вторичности по отношению друг к другу сфер производства и потребления и споры о том, что лежит в основе стоимости. Неоклассики «объединили» сферу производства и сферу потребления в объект целостного системного анализа, распространив характеристику предельных экономических величин еще и на сферу распределения и обмена. В результате произошло естественное объединение обеих теорий стоимости (издержек «классиков» и полезности «субъективистов») в одну двухкритериальную теорию, базирующуюся на одновременном соизмерении и предельных издержек, и предельной полезности.

В-третьих, в отличие от первого этапа «маржинальной революции» на втором ее этапе наряду с функциональным методом экономического анализа всемирно утвердился и метод математического моделирования экономических процессов как средство реализации концепции об экономическом равновесии на уровне микроэкономики, из-за чего у неоклассиков незаслуженно из предмета экономической науки вплоть до 30-х гг. XX века выпала проблематика роста экономики и макроисследования. Но при этом маржиналисты последней трети XIX века, а затем и их последователи в первой трети XX века по-прежнему полагали, что экономический рост благодаря свободной конкуренции поддерживается автоматически, и продолжали разделять несостоятельным в действительной жизни «закон рынков» Ж. Б. Сэя с его главной идеей о саморегулируемости и равновесности экономики.

Однако, признавая математизированную специфичность маржинальной экономической науки, некоторые ученые констатируют о предостережениях на этот счет. Так, В. Леонтьев считает, что, не будучи с самого начала подчинены строгой дисциплине систематического сбора данных, экономисты приобрели почти непреодолимую склонность к дедуктивному анализу или дедуктивной аргументации. По мнению М. Алле, для экономиста основная задача - это не использование математики ради нее самой, а ее применение в качестве средства исследования анализа конкретной реальности; задача, следовательно, состоит в том, чтобы никогда не отрывать теорию от ее применения.

В-четвертых, неоклассики переняли у «первых учителей экономики» главное - приверженность принципам экономического либерализма и стремление держаться «чистой теории» без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений. Поэтому, признавая, что маржиналисты «второй волны» в отличие от маржиналистов «первой волны» и в отличие от классиков расширили предмет исследования (прибегнув для этого в противоположность своим предшественникам к качественно новому методологическому инструментарию). Надо признать и обратное: неоклассики в то же время сузили предмет своего исследования из-за намеренного изъятия из круга теоретико-методологических задач экономической науки проблематики как социальной, так и макроэкономической направленности.

Неоклассическая теория параллельно развивалась в трех школах: австрийской, лозаннской и англо-американской.

Делись добром ;)