logo
Становление маржиналистской экономической парадигмы

8. Австрийская школа

Эта школа сформировалась в 70-е гг. XIX века. Основателями ее является тройка венских экономистов: Карл Менгер, Фридрих Визер, Евгений Бем-Баверк. Они наиболее последовательно пытались перестроить всю политическую экономию на субъективно-психологической основе.

Австрийскую школу лучше всего можно представить как теорию предельной полезности.

Представитель австрийской школы стоимостное определение вещи свели к его полезности, при этом, выдвинув положение, согласно которому нужно говорить не о полезности как объективном свойстве вещей, а о субъективных оценках этих вещей. Полезность одного и того же блага может быть более высокой или более низкой в зависимости от того, насколько насыщена наша потребность в этом благе. По мере увеличения запаса благ, находящихся в распоряжении хозяйствующего субъекта, полезность каждой вновь прибавляемой к этому запасу единицы блага убывает по сравнению с предыдущим. Решающее значение для хозяйственных оценок имеет предельная полезность, то есть полезность последней единицы блага.

В. М. Белоусов подчеркивает, что австрийская школа, возникшая в 70-х гг. прошлого века весьма популярна и сейчас. Такую «живучесть» автор объясняет тем, что она достаточно последовательно проводила индивидуалистическую методологию, подчеркивая преобладание личных мотивов над общественными. Кроме того, «австрийцы» аргументировано доказывали, что рыночное хозяйство - это система, удовлетворяющая в наибольшей степени потребности членов общества.