Статистика сельского хозяйства

курсовая работа

3.3 Направления государственного регулирования сельского хозяйства и сельского развития в Российской и международной практике

Интегрирование Российской Федерации в мировое экономическое пространство обуславливает необходимость международных сравнений по все более широкому спектру социально-экономических явлений и процессов на основе современных методологических стандартов и гармонизации отечественной статистики с зарубежными статистическими системами. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), интенсификация взаимодействия нашей страны с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в том числе в сфере развития методов статистического наблюдения и анализа, повышают актуальность совершенствования статистики сельского хозяйства.

В последние годы тема развития сельских территорий и повышения качества жизни сельского населения в нашей стране постепенно приобретает форму четкой государственной политики. В 2007 году в России впервые была принята Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Постановлением Правительства от 14 июля 2012 года №717 была утверждена новая Государственная программа на 2013-2020 годы, одним из программно-целевых инструментов которой являются федеральные целевые программы «Социальное развитие села до 2013 года» и «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В связи с этим возникла необходимость формирования информационной системы, позволяющей контролировать выполнение задач Госпрограммы и анализировать эффективность мер по развитию сельских территорий.

В настоящее время статистическая информация о состоянии и развитии сельских территорий формируется из разных источников: Росстат, Министерство сельского хозяйства, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социального развития и др. В 2011 году была введена специальная форма федерального статистического наблюдения №1-СРС «Сведения о ходе реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», по которой субъектом официального статистического учета является Министерство сельского хозяйства РФ. Имеющаяся информационная база, прежде всего, позволяет анализировать данные по стране в целом. Проведение международных сопоставлений развития сельских территорий по широкому кругу показателей на сегодняшний день не представляется возможным. Устранить эту проблему поможет обращение к опыту Европейского Союза (ЕС). [15]

В ЕС концепция сельского развития применяется с 1970-х годов, и с тех пор постоянно эволюционирует. Под сельским развитием в документах ЕС понимают превращение сельских районов в более привлекательные, изменение тенденций экономического и социального упадка и депопуляции в сельской местности и развитие человеческого потенциала. Новая стратегия сельского развития Евросоюза, рассчитанная до 2013 года, предполагает большую координацию действий всех стран-членов ЕС. Следовательно, необходимо, чтобы страны-члены и регионы были обеспечены адекватными и эффективными системами управления, мониторинга и контроля.

Несмотря на то, что в ЕС информационно-аналитическое обеспечение политики сельского развития все время совершенствуется, европейскими экспертами признается, что статистическая информационная база все еще может быть неполной. Это связано с трудностями сбора данных, а также с тем, что категории «сельское развитие» и «качество жизни на сельской территории» не всегда поддаются количественной оценке, используются разные подходы к их измерению. Европейская статистика сельского развития учитывает рекомендации ОЭСР. Отметим, что государственное регулирование сельского хозяйства и сельского развития в России и международной практике имеет ряд схожих направлений.

Делись добром ;)