Статистика цен на продукцию промышленного предприятия по материалам Ливенского хлебокомбината филиала ОАО "Орёлоблхлеб"

курсовая работа

1.3 Общие вопросы ценообразования, структура цен

Цена конкретного товара является денежным выражением системы ценообразующих факторов, действующих в данное время. В свободной и частично регулируемой рыночной цене структурные элементы складываются под воздействием комплекса факторов. Соотношение элементов в структуре цены и ее уровень подчиняются закономерностям рынка, зависят от спроса и предложения, на них воздействуют монополии, которые при определенных условиях создают как монопольно высокие цены (на реализуемую ими часть своих товаров), так и монопольно низкие (при закупке ими некоторых видов сырья, сельскохозяйственных и других товаров у немонопольных структур). На уровень и структуру цены могут влиять коммерческие факторы: условия платежа и поставки, количество товара, его комплектация и многие другие, менее значительные факторы. Одновременно цены испытывают и регулирующее воздействие государства в виде налогового, экспортно-импортного и антимонопольного регулирования, как это и должно быть в рыночной экономике. Но подавляющая часть товаров и услуг имеет свободные (рыночные) цены, т.е. ценовая политика стала в основном прерогативой производителя. В этой связи целесообразно рассмотреть некоторые вопросы ценообразования.

Проблема ценообразования в рыночной экономике состоит из двух взаимосвязанных и существенно дополняющих друг друга частей: расчета исходной цены и ценовой политики. Последовательность расчета исходной цены состоит из нескольких этапов. Прежде всего это определение цели ценообразования. Такими целями могут быть: обеспечение сбыта и закрепление доли рынка, максимальное возмещение затрат и максимальное получение текущей прибыли, лидерство по овладению долей рынка и по показателям качества товара.

Нельзя установить цену, не определив спрос на товар. На величину спроса влияют разные факторы, среди которых потребность в товаре, возможность замены товара аналогичным, платежная способность потенциальных покупателей. Учитывая характер товара - традиционный ли он, нетрадиционный, но уже имеющийся на рынке, или совершенно новый. Принимается во внимание характер рынка, на котором должна произойти реализация товара. Обычно цена и спрос находятся в обратной зависимости, но не всегда. Так, по особо престижным товарам картина может быть противоположной. Степень этой зависимости принято называть ценовой эластичностью спроса. Она определяется как частное от деления процентного изменения проданного количества товара на процентное изменение его цены.

От эластичности или неэластичности спроса будет зависеть, в каком направлении пойдет движение цен на этот товар (услугу). Спрос на товары по-разному реагирует на изменение цен. Так, спрос на некоторые товары не чувствителен к изменению цен на них, т.е. они обладают неэластичным спросом (например, спички, соль). Эластичным спросом обладают товары, весьма чувствительные к росту или снижению цен.

Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую производитель может запросить за свой товар (услугу). Минимальная же цена товара (услуги) определяется издержками производства. Оценка издержек производства является следующим этапом расчета исходной цены. Производитель стремится назначить на свой товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству и реализации и давала достаточную прибыль.

Под издержками производства принято понимать все затраты производителя по организации производства, изготовления товара и его реализации. На практике широко используется группировка затрат, позволяющая проследить зависимость показателя себестоимости от объема производимой (реализуемой) продукции, т.е. их деление на постоянные и переменные.

Постоянные (или накладные) издержки не зависят от объема выпуска продукции (услуг, работ). Производитель вынужден эти расходы нести безотносительно к объемам производства и даже при нулевом объеме. Это расходы по содержанию предприятия, управлению, амортизационные отчисления, арендная плата, страховка, некоторые налоги, предшествующие обязательства, коммунальные услуги.

Переменные (или основные) издержки, напротив, непосредственно зависят от объема выпускаемой продукции (услуг, работ). К ним относят затраты на сырье, материалы, основную зарплату производственных рабочих и т.д.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки предприятия на определенный объем товарного выпуска. Цена товара должна не только покрыть валовые издержки, но и дать прибыль. Однако для производителя, функционирующего на рынке, важно знать не только, что он получит прибыль, но и когда он ее получит. Поэтому на этом этапе необходим анализ безубыточности, который позволяет определить, какое количество товара нужно произвести и продать по установленной цене, чтобы избежать убытков. Точка безубыточности - это минимально необходимый объем продаж, при котором производитель не понесет убытка, т.е. покроет все расходы (постоянные и переменные издержки), после чего получит прибыль, которая вычисляется по формуле 1:

цена тариф рыночный экономика

(1)

где Тб - точка безубыточности данного товара (в физ. единицах измерения); Ипост - постоянные издержки; Ред - цена единицы товара; Ипр(ед) - переменные издержки в расчете на единицу товара.

При условии повышения точки безубыточности можно получить дополнительную прибыль. В данном случае еще не может быть определена окончательная цена товара, но это дает представление о том количестве товара, которое можно реализовать при установленной цене себе не в убыток.

Часто при реализации товара возникает потребность в посредниках. В таких случаях к ценам на товары и продукты, реализуемые через снабженческо-сбытовые или другие посреднические организации, добавляется оптово-посредническая надбавка. В посредническом звене в торговых надбавках учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортировке и реализации товара, НДС, а также прибыль, признанная необходимой для нормальной его деятельности.

Итак, основным элементом цены, как видно из рисунка 1, являются издержки производства, прибыль, НДС (акцизы), оптово-посреднические и торговые надбавки. Каждый элемент выражает определенную часть стоимости товара и имеет свое назначение в процессе производства. Так, издержки производства возмещают предприятиям-изготовителям затраты, связанные с производством продукции, и расходы по ее реализации; прибыль обеспечивает хозрасчетную деятельность предприятий и используется на расширение производства, на социальные нужды и т.п.; НДС как составная часть цены товара подобна прибыли, но предназначена для общегосударственных нужд, являясь косвенным налогом, оплачивается конечным потребителем; оптово-посредническая и торговая надбавки предназначены для возмещения издержек обращения и нормальной работы посреднических и торговых предприятий и организаций.

Рисунок 1 - Состав отпускной и розничной цены

При заключении хозяйственного договора между предприятиями можно применять метод скользящих цен. Суть его заключается в том, что цена товара автоматически увеличивается в соответствии с согласованной сторонами формулой инфляционного скольжения цен, которая вычисляется по формуле 2:

где р0 - цена товара; А - доля покупных материалов и ресурсов в этой цене; а0 - средняя цена покупных материалов и ресурсов; Б - доля зарплаты в цене товара; б0 - средняя зарплата на предприятии-поставщике; В - доля прочих элементов цены товара. На момент поставки: р1 - цена товара; а1 - средняя цена покупных материалов и ресурсов; б1 - средняя зарплата на предприятии-поставщике. Этот метод определения цен позволяет избежать бесконечных переговоров с покупателями о корректировке цен на поставляемую продукцию, а также поможет защитить от обвинений в монопольном завышении цены, поскольку она повышается лишь в меру собственных затрат на покупные ресурсы и оплату труда. К тому же такое повышение цены оговаривается с покупателем еще при заключении договора. Цены и тарифы на платные услуги населению формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг, степени срочности исполнения заказа и налога на добавленную стоимость. Изучение структуры цены позволяет выявить тенденции изменения абсолютных и относительных размеров структурных элементов цен, которые различны для разных товаров и видов продукции. Для такого анализа используются традиционные методы изучения динамики: построение тренда, цепных и базисных темпов роста, скользящей средней. Таким образом, в рыночной экономике цены имеют важное значение, причем они в равной степени важны и для предприятий, и для населения. Цена в условиях рыночной экономики - важнейший параметр деятельности предприятия, с которым оно вынуждено считаться и по возможности на него влиять. На основе цены предприятия определяют важнейшие стоимостные показатели, измеряют результат своей деятельности. Цены определяют структуру производства, прибыльность и рентабельность. Существует множество классификаций цен. Статистика чаще всего использует текущие, средние и сопоставимые цен. Эти виды цен позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, измерять динамику физического объема производства и реализации товаров и услуг, осуществлять анализ стоимостных показателей. Используемые в статистике цены являются агрегированными, обобщенными. Основным элементом цены являются издержки производства, прибыль, НДС (акцизы), оптово-посреднические и торговые надбавки. Каждый элемент выражает определенную часть стоимости товара и имеет свое назначение в процессе производства.

Делись добром ;)