Статистические методы изучения цен и инфляции
1.1 Сущность цены в рыночной экономике и задачи статистики
Цена - выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты (национальной и международной) за количественную единицу товара.
Цена- инструмент образования прибыли, эмиссии денег и формирование бюджета, существенный фактор уровня жизни населения влияющий на рынок труда, уровень реальных доходов, инфляционных процессов.
Цена классифицируется последующим признакам:
По характеру обслуживаемого оборота выделяют оптовые, розничные, закупочные цены, сметную стоимость, цены и тарифы на услуги населению;
По способу установления различают постоянные, текущие, подвижные, скользящие цены;
В зависимости от государственного воздействия регулирования и степени конкурентности на рынке степени подразделяют на свободные (рыночные), регулируемые, паритетные, фиксированные;
С учетом фактора времени выделяют постоянные, сезонные, ступенчатые цены;
по способу получения информации об уровне цен их делят на справочные, прейскурантные и расчетные;
в зависимости от вида рынка выделяют аукционные цены, биржевые котировки и цены торгов.
Цены, по которым обычно совершатся покупки, могут отличиться от цен, публикуемых в печати в следствии широкого применения скидок (наценок). Скидки (наценки) представляют собой суммы денег, определяемые продавцом товаров товарам или услуг различным покупателям с целью продвижения товара на рынке и расширения рынка сбыта.
Статистика изучает прежде всего цены с учетом сферы товарного обращения: оптовые и розничные цены, цены и тарифы на услуги, сметною стоимости и закупочные цены. Эти виды цен наиболее широко применяют в экономическом анализе и отражают в статистических сборниках.[1, c 19]
Оптовые цены - это цены, по которым предприятие регулирует произведенную продукцию промышленно-технического и потребительского назначения другим предприятиям или сбытовым организациям. Посреднические оптовые формы и организации позволяют оптимизировать товародвижение. По своему составу оптовая цена предприятия включает в себя издержки производства и прибыль без учета налога на добавленную стоимость и акцизов.
Розничные цены - это цена по которой товар реализуется конечному потребителю (населению) на этой стадии реализации товаров налог на добавленную стоимость и налог на акцизы является основной частью розничных цен.
Сметная стоимость- это цена, по которой оплачивается продукция строительства.
Закупочная цена - это цена, по которой государство покупает продукцию у сельскохозяйственных производителей, а также цены реализации этой продукции промышленным предприятиям или фирмам для последующей перепродажи.[3, c 150]
Задачи статистики цен:
наблюдение за ценами и их изменение;
анализ уровня и динамики цен по отдельным товарным рынкам и регионам;
изучение соотношений цен на различные товары и услуги;
анализ факторов, влияющих на уровень цен и их изменение;
изучение цены как фактора уровня жизни населения и индикатора инфляционных процессов;
исследование влияния цены на макроэкономические показатели в сист6еме национальных счетов;