logo
Статистические методы изучения цен и инфляции

3. Аналитическая часть

Уже более десяти лет в России осуществляется т.н. радикальная экономическая реформа. Одним из сопутствующих эффектов этой реформы является изменение сложившейся к 1991 г. системы цен на все товары, услуги, труд (рабочую силу). Эти изменения цен приобрели ярко выраженный инфляционный характер.

В качестве примера взят статистический отчет «Сведения о торговой деятельности за 2007 год» с места работы, приложение к форме 1-торг(частично).

По сведениям о торговой деятельности , представленным в таблице № 11 , проведем корреляционно-регрессионный анализ зависимости количества проданного товара от суммы , для чего рассчитаем следующие показатели:

линейный коэффициент корреляции;

уравнение регрессии;

эмпирическое корреляционное отношение.

И проведем корреляционно-регрессионный анализ:

установим факт наличия связи;

определим направление связи и эмпирическую оценку ее тесноты;

экономическая интерпретация регрессионной модели связи.

Таблица 14

Номер строки

Товары группы и товарные

Единица измерения

Продано товаров предприятия с начала отчетного периода

количество

сумма, тыс. руб.

I продовольственные товары

1

Мясо и птица

тонн

3,7

278341

2

Колбасные изделия и копчености

тонн

4,4

550446

3

Консервы мясные

усл. Б.

383

9194

4

рыба и морепродукты

тонн

5,2

284853

5

консервы и присерва рыбная

усл. Б.

2209

50817

6

масло животное

тонн

1

83388

7

сыры

тонн

0,7

104751

8

масло растительное

тонн

2

82613

9

цельномолочные продукты

тыс. руб

166484

10

яйцо

тыс. шт

30

65883

11

сахар

тонн

1,9

42892

12

кондитерские изделия

тонн

8,6

605085

13

чай натуральный

ц

4,7

81961

14

соль

тонн

3,8

26795

15

мука

тонн

0,6

6931

16

крупа и бобовые

тонн

0,6

6931

17

макаронные изделия

тонн

6,1

98020

18

маргариновая продукция

тонн

1,4

10845

19

хлеб и хлебобулочные изделия

тонн

27,4

492407

20

картофель

тонн

0,1

20508

21

овощи

тонн

2,4

121432

22

плоды

тонн

6,9

333046

23

водка и ликероводочные изделия

дкл

503,5

759926

24

вино

дкл

59,7

57864

25

шампанское

дкл

4,5

6968

26

коньяк

дкл

9,6

8268

27

пиво

дкл

242

597075

Методика решения задачи

Расчет показателей осуществим по формулам, представленным в таблицах № 12, 13 , 14 .

Таблица 15

Формулы расчета показателей линейного коэффициента корреляции

Показатель

Обозначение

Формула расчета

Дисперсия по Х

Дх

((Х^2/n) - Xср^2

Дисперсия по Y

Ду

((Y^2)/Y) -Yср^2

Среднее квадратическое отклонение по Х

х

Дх

Среднее квадратическое отклонение по Y

у

Ду

Линейный коэффициент корреляции

r

(ХсрYср - Хср*Ycр)/(х*у)

Таблица 16

Формулы расчета уравнения регрессии

Показатель

Обозначение

Формула расчета

начальное значение

а1

(ХсрYср - Хср*Ycр)/(х)

коэффициент регрессии

а0

Yср - а0*Хср

Y = а0 + а1*Хi

Таблица 17

Формулы расчета эмпирического корреляционного отношения

Показатель

Обозначение

Формула расчета

Общая дисперсия

Добщ

(Yi - Yср)^2/n

Факторная дисперсия

Дф

(Yтеор- Yср)^2/n

Остаточная дисперсия

Дост

(Yi - Yтеор)^2/n

Коэффициент детерминации

^2

Дф/Добщ

Эмпирическое корреляционное отношение

^2

Технология выполнения компьютерных расчетов

Расчеты показателей корреляционно-регрессионного анализа связи инфляции и стоимости потребительской корзины с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS EXCEL, надстройки Анализ данныхРегрессия и Анализ данныхКорреляция в среде Windows.

Расположение на рабочем листе Excel исходных данных (табл. № ) и расчетных формул ( в формате Excel) представлено в таблице № 15

Таблица №18

Количество

сумма

X^2

Y^2

XY

Yтеор= a+b хi

Общая дисперсия (Yi-Yср)^2

Факторная дисперсия (Yтеор-Yср)^2

Остаточная дисперсия (Yi-Yтеор)^2

=C2*C2

=D2*D2

=C2*D2

56859196

=(D2-$C$44)^2

=(H2-$C$44)^2

=(D2-H2)^2

Результаты расчетов приведены в таблице № 19

Таблица 19

Дх =

180904,16

Ду =

48275629524,71

219717,2

V х=

325,99

Vy =

119,76

Найдем коэффициенты регрессии

b =

((ху)ср -хсруср)/Дх

6,1

а =

уср - b хср

183340,79

Вычислим коээфициент детерминации

R^2 =

Sф/Sобщ

0,000149

Вычислим эмпирическое корреляционное отношение

r =

0,012

вычислим тесноту и направление связи

r =

((ху)ср - хср уср)/(сред квадратич от х - сред квадратич от у)

0,011823166

Рассчитаю описательные параметры выборочной и генеральной совокупности с использованием инструмента описательной статистики.

Таблица 20

Столбец1

Столбец1

Среднее

130,4740741

Среднее

183471,2593

Стандартная ошибка

83,41374233

Стандартная ошибка

43090,07985

Медиана

4,5

Медиана

82613

Мода

0,6

Мода

6931

Стандартное отклонение

433,4305193

Стандартное отклонение

223902,6228

Дисперсия выборки

187862,0151

Дисперсия выборки

50132384506

Эксцесс

22,28944487

Эксцесс

0,625888213

Асимметричность

4,594163417

Асимметричность

1,360939902

Интервал

2209

Интервал

752995

Минимум

0

Минимум

6931

Максимум

2209

Максимум

759926

Сумма

3522,8

Сумма

4953724

Счет

27

Счет

27

Наибольший(1)

2209

Наибольший(1)

759926

Наименьший(1)

0

Наименьший(1)

6931

Уровень надежности(95,0%)

171,4595153

Уровень надежности(95,0%)

88572,98569

На рис. 4 представлено графически сведение о торговой деятельности за 2007 г в зависимости наименования товара от проданного товара.

Рис. 5

На рис представлен график зависимости наименования товара от проданного товара

Рис.6

Рис. 7 Круговая диаграммы по торговой деятельности за 2007 г.

Анализ результатов статистических компьютерных расчетов

Результаты проведенных расчетов позволяют сделать следующие выводы.

1.Мода равна 0,6 для рассматриваемого магазина наиболее распространенное количество проданных товаров характеризуется средней величиной 0,6 .

Для рассматриваемого магазина наиболее распространенная сумма проданных товаров характеризуется средней величиной 6931 руб.

2.В рассматриваемом магазине половина товара имеют в среднем количество проданного товара не более 82,613 руб, а другая половина не менее 82,613 руб.

3.Анализ прилученных значений показателей среднее значение и дисперсия говорит о том, что среднее количество проданных товаров составлянт 83,4 ед; а среднее количество суммы проданного товара составляет 183481 руб. Коэффициент вариации превышает 33%, следовательно вариация количества и суммы проданных товаров значительна, совокупность по данному признаку однородна.

4.Линейный коэффициент корреляции r = 0,02- это значит, что между количеством и суммой проданных товаров имеется обратная связь, по шкале Чэддока (0,1-0,3)слабая связь.

Факторная дисперсия показывает, что с изменением количества проданной товаров и сумма проданных товаров изменяется на Д=43,44 млрд. руб. Изменение количества проданных продуктов под влиянием других факторов составит Д=6 млн. руб. При этом общее изменение затрат составит 48 млрд.руб. под влиянием всех факторов. На основе этих данных коэффициент детерминации R^2= 0,002- это значит, что количество проданного товара на 0,2% зависит от суммы проданы товаров а остальные 99,8% принадлежат другим факторам.

В нашем случае уравнение регрессии имеет вид Y = 1826747+6,1Х. При этом коэффициент а1 показывает, что с возрастание количества проданного товара на 1 единицу приведет к увеличению суммы проданных товаров на 6,1 руб.

Коэффициент эластичности Э=а1*(Хср/Yср) = 1826747*(130/18347)=12943 показывает, что сростом количества проданного товара на 1%, следует ожидать повышение суммы проданных товаров в среднем на 12943%.

Анализируя диаграмму изображенную на рис. 4, можно сделать вывод, что наибольшую прибыль принесли товары:

водка и ликероводочные изделия -759926 руб.-14,4%

кондитерские изделия- 605075 руб.-11,44%

пиво- 597075 руб.-11,29%

колбасные изделия и копчености - 550446 руб.-10%

хлеб и хлебобулочные изделия-492407 руб.9,-3%