3. Аналитическая часть
Уже более десяти лет в России осуществляется т.н. радикальная экономическая реформа. Одним из сопутствующих эффектов этой реформы является изменение сложившейся к 1991 г. системы цен на все товары, услуги, труд (рабочую силу). Эти изменения цен приобрели ярко выраженный инфляционный характер.
В качестве примера взят статистический отчет «Сведения о торговой деятельности за 2007 год» с места работы, приложение к форме 1-торг(частично).
По сведениям о торговой деятельности , представленным в таблице № 11 , проведем корреляционно-регрессионный анализ зависимости количества проданного товара от суммы , для чего рассчитаем следующие показатели:
линейный коэффициент корреляции;
уравнение регрессии;
эмпирическое корреляционное отношение.
И проведем корреляционно-регрессионный анализ:
установим факт наличия связи;
определим направление связи и эмпирическую оценку ее тесноты;
экономическая интерпретация регрессионной модели связи.
Таблица 14
Номер строки |
Товары группы и товарные |
Единица измерения |
Продано товаров предприятия с начала отчетного периода |
||
количество |
сумма, тыс. руб. |
||||
I продовольственные товары |
|||||
1 |
Мясо и птица |
тонн |
3,7 |
278341 |
|
2 |
Колбасные изделия и копчености |
тонн |
4,4 |
550446 |
|
3 |
Консервы мясные |
усл. Б. |
383 |
9194 |
|
4 |
рыба и морепродукты |
тонн |
5,2 |
284853 |
|
5 |
консервы и присерва рыбная |
усл. Б. |
2209 |
50817 |
|
6 |
масло животное |
тонн |
1 |
83388 |
|
7 |
сыры |
тонн |
0,7 |
104751 |
|
8 |
масло растительное |
тонн |
2 |
82613 |
|
9 |
цельномолочные продукты |
тыс. руб |
166484 |
||
10 |
яйцо |
тыс. шт |
30 |
65883 |
|
11 |
сахар |
тонн |
1,9 |
42892 |
|
12 |
кондитерские изделия |
тонн |
8,6 |
605085 |
|
13 |
чай натуральный |
ц |
4,7 |
81961 |
|
14 |
соль |
тонн |
3,8 |
26795 |
|
15 |
мука |
тонн |
0,6 |
6931 |
|
16 |
крупа и бобовые |
тонн |
0,6 |
6931 |
|
17 |
макаронные изделия |
тонн |
6,1 |
98020 |
|
18 |
маргариновая продукция |
тонн |
1,4 |
10845 |
|
19 |
хлеб и хлебобулочные изделия |
тонн |
27,4 |
492407 |
|
20 |
картофель |
тонн |
0,1 |
20508 |
|
21 |
овощи |
тонн |
2,4 |
121432 |
|
22 |
плоды |
тонн |
6,9 |
333046 |
|
23 |
водка и ликероводочные изделия |
дкл |
503,5 |
759926 |
|
24 |
вино |
дкл |
59,7 |
57864 |
|
25 |
шампанское |
дкл |
4,5 |
6968 |
|
26 |
коньяк |
дкл |
9,6 |
8268 |
|
27 |
пиво |
дкл |
242 |
597075 |
Методика решения задачи
Расчет показателей осуществим по формулам, представленным в таблицах № 12, 13 , 14 .
Таблица 15
Формулы расчета показателей линейного коэффициента корреляции
Показатель |
Обозначение |
Формула расчета |
|
Дисперсия по Х |
Дх |
((Х^2/n) - Xср^2 |
|
Дисперсия по Y |
Ду |
((Y^2)/Y) -Yср^2 |
|
Среднее квадратическое отклонение по Х |
х |
Дх |
|
Среднее квадратическое отклонение по Y |
у |
Ду |
|
Линейный коэффициент корреляции |
r |
(ХсрYср - Хср*Ycр)/(х*у) |
Таблица 16
Формулы расчета уравнения регрессии
Показатель |
Обозначение |
Формула расчета |
|
начальное значение |
а1 |
(ХсрYср - Хср*Ycр)/(х) |
|
коэффициент регрессии |
а0 |
Yср - а0*Хср |
|
Y = а0 + а1*Хi |
Таблица 17
Формулы расчета эмпирического корреляционного отношения
Показатель |
Обозначение |
Формула расчета |
|
Общая дисперсия |
Добщ |
(Yi - Yср)^2/n |
|
Факторная дисперсия |
Дф |
(Yтеор- Yср)^2/n |
|
Остаточная дисперсия |
Дост |
(Yi - Yтеор)^2/n |
|
Коэффициент детерминации |
^2 |
Дф/Добщ |
|
Эмпирическое корреляционное отношение |
^2 |
Технология выполнения компьютерных расчетов
Расчеты показателей корреляционно-регрессионного анализа связи инфляции и стоимости потребительской корзины с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS EXCEL, надстройки Анализ данныхРегрессия и Анализ данныхКорреляция в среде Windows.
Расположение на рабочем листе Excel исходных данных (табл. № ) и расчетных формул ( в формате Excel) представлено в таблице № 15
Таблица №18
Количество |
сумма |
X^2 |
Y^2 |
XY |
Yтеор= a+b хi |
Общая дисперсия (Yi-Yср)^2 |
Факторная дисперсия (Yтеор-Yср)^2 |
Остаточная дисперсия (Yi-Yтеор)^2 |
|
=C2*C2 |
=D2*D2 |
=C2*D2 |
56859196 |
=(D2-$C$44)^2 |
=(H2-$C$44)^2 |
=(D2-H2)^2 |
Результаты расчетов приведены в таблице № 19
Таблица 19
Дх = |
180904,16 |
|||
Ду = |
48275629524,71 |
219717,2 |
||
V х= |
325,99 |
|||
Vy = |
119,76 |
|||
Найдем коэффициенты регрессии |
||||
b = |
((ху)ср -хсруср)/Дх |
6,1 |
||
а = |
уср - b хср |
183340,79 |
||
Вычислим коээфициент детерминации |
||||
R^2 = |
Sф/Sобщ |
0,000149 |
||
Вычислим эмпирическое корреляционное отношение |
||||
r = |
0,012 |
|||
вычислим тесноту и направление связи |
||||
r = |
((ху)ср - хср уср)/(сред квадратич от х - сред квадратич от у) |
0,011823166 |
Рассчитаю описательные параметры выборочной и генеральной совокупности с использованием инструмента описательной статистики.
Таблица 20
Столбец1 |
Столбец1 |
|||
Среднее |
130,4740741 |
Среднее |
183471,2593 |
|
Стандартная ошибка |
83,41374233 |
Стандартная ошибка |
43090,07985 |
|
Медиана |
4,5 |
Медиана |
82613 |
|
Мода |
0,6 |
Мода |
6931 |
|
Стандартное отклонение |
433,4305193 |
Стандартное отклонение |
223902,6228 |
|
Дисперсия выборки |
187862,0151 |
Дисперсия выборки |
50132384506 |
|
Эксцесс |
22,28944487 |
Эксцесс |
0,625888213 |
|
Асимметричность |
4,594163417 |
Асимметричность |
1,360939902 |
|
Интервал |
2209 |
Интервал |
752995 |
|
Минимум |
0 |
Минимум |
6931 |
|
Максимум |
2209 |
Максимум |
759926 |
|
Сумма |
3522,8 |
Сумма |
4953724 |
|
Счет |
27 |
Счет |
27 |
|
Наибольший(1) |
2209 |
Наибольший(1) |
759926 |
|
Наименьший(1) |
0 |
Наименьший(1) |
6931 |
|
Уровень надежности(95,0%) |
171,4595153 |
Уровень надежности(95,0%) |
88572,98569 |
На рис. 4 представлено графически сведение о торговой деятельности за 2007 г в зависимости наименования товара от проданного товара.
Рис. 5
На рис представлен график зависимости наименования товара от проданного товара
Рис.6
Рис. 7 Круговая диаграммы по торговой деятельности за 2007 г.
Анализ результатов статистических компьютерных расчетов
Результаты проведенных расчетов позволяют сделать следующие выводы.
1.Мода равна 0,6 для рассматриваемого магазина наиболее распространенное количество проданных товаров характеризуется средней величиной 0,6 .
Для рассматриваемого магазина наиболее распространенная сумма проданных товаров характеризуется средней величиной 6931 руб.
2.В рассматриваемом магазине половина товара имеют в среднем количество проданного товара не более 82,613 руб, а другая половина не менее 82,613 руб.
3.Анализ прилученных значений показателей среднее значение и дисперсия говорит о том, что среднее количество проданных товаров составлянт 83,4 ед; а среднее количество суммы проданного товара составляет 183481 руб. Коэффициент вариации превышает 33%, следовательно вариация количества и суммы проданных товаров значительна, совокупность по данному признаку однородна.
4.Линейный коэффициент корреляции r = 0,02- это значит, что между количеством и суммой проданных товаров имеется обратная связь, по шкале Чэддока (0,1-0,3)слабая связь.
Факторная дисперсия показывает, что с изменением количества проданной товаров и сумма проданных товаров изменяется на Д=43,44 млрд. руб. Изменение количества проданных продуктов под влиянием других факторов составит Д=6 млн. руб. При этом общее изменение затрат составит 48 млрд.руб. под влиянием всех факторов. На основе этих данных коэффициент детерминации R^2= 0,002- это значит, что количество проданного товара на 0,2% зависит от суммы проданы товаров а остальные 99,8% принадлежат другим факторам.
В нашем случае уравнение регрессии имеет вид Y = 1826747+6,1Х. При этом коэффициент а1 показывает, что с возрастание количества проданного товара на 1 единицу приведет к увеличению суммы проданных товаров на 6,1 руб.
Коэффициент эластичности Э=а1*(Хср/Yср) = 1826747*(130/18347)=12943 показывает, что сростом количества проданного товара на 1%, следует ожидать повышение суммы проданных товаров в среднем на 12943%.
Анализируя диаграмму изображенную на рис. 4, можно сделать вывод, что наибольшую прибыль принесли товары:
водка и ликероводочные изделия -759926 руб.-14,4%
кондитерские изделия- 605075 руб.-11,44%
пиво- 597075 руб.-11,29%
колбасные изделия и копчености - 550446 руб.-10%
хлеб и хлебобулочные изделия-492407 руб.9,-3%
- 4. Статистическое изучение инфляции
- Тема 7. Статистика цен и инфляции
- Тема 4. Статистические методы изучения экономической конъюнктуры.
- Тема 4. Статистические методы изучения экономической конъюнктуры.
- Инфляция и ее статистическое изучение
- 26. Статистическое изучение инфляции.
- Статистические показатели инфляции цен
- 24. Индекс потребительских цен. Статистическое изучение инфляции.
- 74. Методы статистического изучения цен
- §3. Индексный метод изучения динамики цен и инфляции.