Статистический анализ динамики объёма продаж автомобилей на российском рынке на примере автомобильного концерна Mercedes

дипломная работа

1. Современное состояние концерна Mercedes Group

Концерн Mercedes Group был основан в 1916 году в Мюнхене как авиастроительное предприятие, на основе которого в 1917 г. была создана компания "Bayerische Motoren Werke". Первоначально предприятие специализировалось на разработке и производстве авиационных двигателей, а с 1923 года также и мотоциклов. История успеха Mercedes как производителя автомобилей начинается в 1928 году.

Сегодня концерн Mercedes Group с оборотом в 53,2 млрд. евро, и с годовым объемом производства, составляющим более чем 1,43 млн. автомобилей и более 101 000 мотоциклов, а также с более чем 96 000 сотрудниками входит в десятку крупнейших автопроизводителей в мире.

Автомобили Mercedes относятся исключительно к элитному сегменту рынка. Они находятся на высочайшем уровне в отношении эстетики, динамики, техники и качества и демонстрируют технологическое и инновационное лидерство.

История Mercedes в России началась в начале 90-х, когда появился первый дилер. Первое дилерское соглашение в России компания Mercedes подписала в январе 1993 года с фирмой "Артекс". Вторым дилером и официальным представителем Mercedes в Москве в первой половине 1993 года стала фирма "Гевика Автосервис ГМБХ". В 1995 году было открыто представительство в Москве, а в 1996 году - центр по обучению персонала. В апреле 1999 г. была учреждена торговая компания Mercedes Russland Trading, которая стала генеральным импортером продукции Mercedes в России с единой ценовой и маркетинговой политикой по всей России. Также в 1999 году было открыто производство автомобилей Mercedes в Калининграде.

Mercedes постоянно расширяет свой потенциал для дальнейшего роста в России. Одним из основных факторов успеха Mercedes Group является дилерская сеть. Сегодня Mercedes располагает обширной дилерской сетью, состоящей из 52 дилеров в 36 крупнейших городах России.

Автомобили и мотоциклы Mercedes всегда были эталоном высочайшей технологичности, динамичности и эстетики, олицетворяя собой квинтэссенцию "удовольствия за рулем".

2. Анализ абсолютной и относительной скорости развития динамики объёма продаж автомобилей Mercedes на российском рынке

Исходные данные.

Таблица 2.1 Динамика продажи автомобилей Mercedes в России за 1995-2009 гг.

Год

Кол-во автомобилей, шт.

1995

600

1996

457

1997

1100

1998

940

1999

711

2000

1301

2001

2636

2002

3790

2003

3903

2004

4807

2005

6338

2006

9031

2007

14686

2008

19236

2009

17036

Итого

86572

Как видно из таблицы 2.1, первые пять лет уровень продаж автомобилей Mercedes распределялся крайне неравномерно. С 1995 по 1999 гг. наблюдались как спад, так и подъём уровня продаж автомобилей. С 2000 и 2008 год, наблюдается уверенный рост уровня продаж. Однако в 2009 году произошел спад объема продаж.

Сравнительное изменение значений уровней продаж автомобилей Mercedes на российском рынке в период с 1995 по 2009 гг. можно проследить на графике 2.1 и 2.2.

Рисунок 2.1. Количество реализованных автомобилей Mercedes в России за 1995-2009 гг.

Рисунок 2.2. Динамика продажи автомобилей Mercedes в России за 1995-2009 гг.

Одним из важнейших направлений анализа рядов динамики является изучение особенностей развития явления за отдельные периоды времени. Для выявления специфики развития изучаемых явлений за отдельные периоды времени определяют абсолютные и относительные показатели изменения ряда динамики: абсолютные приросты, абсолютное значение одного процента прироста, темпа роста и прироста.

Аналитические показатели ряда динамики.

1. Абсолютный прирост () характеризует размер увеличения (или уменьшения) уровня ряда динамики за определенный промежуток времени. Его величина определяется как разность двух сравниваемых уровней и выражает абсолютную скорость роста. Абсолютный прирост вычисляется по формуле:

ц = yi - yi-1 или б = yi - y1, (2.1.)

где yi - уровень i-го года;

y1- уровень базисного года.

2. Интенсивность изменения уровней ряда динамики оценивается отношением текущего уровня к предыдущему или базисному, которое всегда представляет собой положительное число. Этот показатель принято называть темпом роста (Тр). Он выражается в процентах, т.е.

Цепной темп роста будет равен:

(2.2.)

Базисный темп роста может быть представлен в виде:

(2.3.)

где y1 - уровень ряда динамики, принятый за базу сравнения.

Темп роста всегда число положительное. Если темп роста равен100%, то значение уровня не изменилось, если больше 100%, то значение уровня повысилось, а если меньше 100% - понизилось.

3. Для выражения изменения величины абсолютного прироста уровней ряда динамики в относительных величинах определяется темп прироста (Тпр), который рассчитывается как отношение абсолютного прироста к предыдущему или базисному уровню, т.е.

или (2.4.)

Темп прироста может быть вычислен также путём вычитания из темпов роста 100%, т.е. Тпрр-100.

4. Показатель абсолютного значения одного процента прироста (%) определяется как результат деления абсолютного процента на соответствующий темп прироста, выраженный в процентах, т.е.

или 0,01•yi-1 (2.5.)

Расчёт этого показателя имеет экономический смысл только на цепной основе.

Изменения в рядах динамики объёма продаж автомобиле Mercedes в России за 1995-2009 гг. представлены в таблице 2.2.

Исходя из таблицы 2.2, немецкий автомобильный концерн Mercedes в 2008 году увеличил по сравнению с 2007 годом объём продаж на российском рынке на 31,0%, что на 4550 автомобилей больше, чем в 2007 году. В 2009 году через сеть официальных дилеров было реализовано 17036 автомобилей Mercedes, что соответствует уменьшению объёмов продаж на 11,4% по сравнению с 2008 годом.

Таблица 2.2 Динамика продажи автомобилей Mercedes в России за 1995-2005 гг. и расчёт аналитических показателей динамики

Год

Кол-во автомобилей, шт.

Абсолютные приросты (снижение), шт.

Темпы роста, %

Темпы прироста, %

Абсолютное значение 1% прироста, шт.

с предыдущим годом

с 1995г.

с предыдущим годом

с 1995г.

с предыдущим годом

с 1995г.

1995

600

-

-

-

100,0

-

0,0

-

1996

457

-143

-143

76,2

76,2

-23,8

-23,8

5,0

1997

1100

+643

+500

240,7

183,3

140,7

83,3

4,6

1998

940

-160

+340

85,5

156,7

-14,6

56,7

11,0

1999

711

-229

+111

75,6

118,5

-24,4

18,5

9,4

2000

1301

+590

+701

183,0

216,8

83,0

116,8

7,1

2001

2636

+1335

+2036

202,6

439,3

102,6

339,3

13,0

2002

3790

+1154

+3190

143,8

631,7

43,8

531,7

26,3

2003

3903

+113

+3303

103,0

650,5

3,0

550,5

37,7

2004

4807

+940

+4207

123,2

801,2

23,2

701,2

39,0

2005

6338

+1531

+5738

131,8

1056,3

31,8

956,3

48,1

2006

9031

+2693

+8431

142,5

1505,2

42,5

1405,2

63,4

2007

14686

+5655

+14086

162,6

2447,7

62,6

2347,7

90,3

2008

19236

+4550

+18636

131,0

3206,0

31,0

3106,0

146,8

2009

17036

-2200

+16436

88,6

2839,3

-11,4

2739,3

193,0

Итог

86572

+16472

-

-

-

-

-

-

В 1997 году был резкий подъём объёма продаж - на 140,7% больше по сравнению с 1996 годом (прирост составил 643 автомобиля). После 1997 года в течение двух лет наблюдается спад продаж автомобиле Mercedes в России, а после 1999 года, в 2000 году - снова резкий подъём объёма продаж. Темп прироста в 2000 году по сравнению с 1999 годом составил 83,0%. С 2000 года продолжается рост продаж автомобилей Mercedes в России. По состоянию на данный момент 2008 год стал самым успешным годом для компании Mercedes в России, в течение которого был отмечен значительный рост продаж.

Особое внимание следует уделять методам расчёта средних показателей рядов динамики, которые являются обобщающей характеристикой его абсолютных уровней, абсолютной скорости и интенсивности изменения уровней ряда динамики. Различают следующие средние показатели: средний уровень ряда динамики, средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста.

Средние показатели в рядах динамики.

1. Средний уровень ряда динамики . Рассматриваемый мною ряд динамики является интервальным рядом динамики с равноотстоящими уровнями во времени, поэтому средний уровень ряда динамики вычисляем по формуле:

(2.6.)

2. Обобщающим показателем абсолютной скорости изменения явления во времени является средний абсолютный прирост за весь период, ограничивающий ряд динамики. Определение среднего абсолютного прироста производится по цепным абсолютным приростам по формуле:

или (2.7.)

3. Средний темп роста показывает, сколько в среднем процентов последующий уровень составляет от предыдущего в течение всего периода наблюдения. Он рассчитывается по формуле средней геометрической из цепных коэффициентов роста:

или (2.8.)

4. Средний темп прироста получают, вычтя из среднего темпа роста 100%.

(2.9.)

Средние показатели динамики продаж автомобилей Mercedes в России за 1995-2009 гг. изложены в таблице 2.3.

Таблиц 2.3 Расчёт средних показателей динамики продажи автомобилей Mercedes в России за 1995-2009 гг.

Средний уровень ряда динамики, шт.

Средний абсолютный прирост, шт.

Средний темп роста, %

Средний темп прироста, %

5771

1174,0

127,0

27,0

Как видно из таблицы 2.4, в период с 1995 по 2009 год через официальную дилерскую сеть концерна клиенты в среднем каждый год приобретали 5771 автомобилей Mercedes. В этот период объём продаж автомобилей Mercedes на российском рынке в среднем повышался на 27,0% или в среднем увеличивался в 1,27 раза.

Делись добром ;)