Статистический анализ динамики объёма продаж автомобилей на российском рынке на примере автомобильного концерна Mercedes
1. Современное состояние концерна Mercedes Group
Концерн Mercedes Group был основан в 1916 году в Мюнхене как авиастроительное предприятие, на основе которого в 1917 г. была создана компания "Bayerische Motoren Werke". Первоначально предприятие специализировалось на разработке и производстве авиационных двигателей, а с 1923 года также и мотоциклов. История успеха Mercedes как производителя автомобилей начинается в 1928 году.
Сегодня концерн Mercedes Group с оборотом в 53,2 млрд. евро, и с годовым объемом производства, составляющим более чем 1,43 млн. автомобилей и более 101 000 мотоциклов, а также с более чем 96 000 сотрудниками входит в десятку крупнейших автопроизводителей в мире.
Автомобили Mercedes относятся исключительно к элитному сегменту рынка. Они находятся на высочайшем уровне в отношении эстетики, динамики, техники и качества и демонстрируют технологическое и инновационное лидерство.
История Mercedes в России началась в начале 90-х, когда появился первый дилер. Первое дилерское соглашение в России компания Mercedes подписала в январе 1993 года с фирмой "Артекс". Вторым дилером и официальным представителем Mercedes в Москве в первой половине 1993 года стала фирма "Гевика Автосервис ГМБХ". В 1995 году было открыто представительство в Москве, а в 1996 году - центр по обучению персонала. В апреле 1999 г. была учреждена торговая компания Mercedes Russland Trading, которая стала генеральным импортером продукции Mercedes в России с единой ценовой и маркетинговой политикой по всей России. Также в 1999 году было открыто производство автомобилей Mercedes в Калининграде.
Mercedes постоянно расширяет свой потенциал для дальнейшего роста в России. Одним из основных факторов успеха Mercedes Group является дилерская сеть. Сегодня Mercedes располагает обширной дилерской сетью, состоящей из 52 дилеров в 36 крупнейших городах России.
Автомобили и мотоциклы Mercedes всегда были эталоном высочайшей технологичности, динамичности и эстетики, олицетворяя собой квинтэссенцию "удовольствия за рулем".
2. Анализ абсолютной и относительной скорости развития динамики объёма продаж автомобилей Mercedes на российском рынке
Исходные данные.
Таблица 2.1 Динамика продажи автомобилей Mercedes в России за 1995-2009 гг.
Год |
Кол-во автомобилей, шт. |
|
1995 |
600 |
|
1996 |
457 |
|
1997 |
1100 |
|
1998 |
940 |
|
1999 |
711 |
|
2000 |
1301 |
|
2001 |
2636 |
|
2002 |
3790 |
|
2003 |
3903 |
|
2004 |
4807 |
|
2005 |
6338 |
|
2006 |
9031 |
|
2007 |
14686 |
|
2008 |
19236 |
|
2009 |
17036 |
|
Итого |
86572 |
Как видно из таблицы 2.1, первые пять лет уровень продаж автомобилей Mercedes распределялся крайне неравномерно. С 1995 по 1999 гг. наблюдались как спад, так и подъём уровня продаж автомобилей. С 2000 и 2008 год, наблюдается уверенный рост уровня продаж. Однако в 2009 году произошел спад объема продаж.
Сравнительное изменение значений уровней продаж автомобилей Mercedes на российском рынке в период с 1995 по 2009 гг. можно проследить на графике 2.1 и 2.2.
Рисунок 2.1. Количество реализованных автомобилей Mercedes в России за 1995-2009 гг.
Рисунок 2.2. Динамика продажи автомобилей Mercedes в России за 1995-2009 гг.
Одним из важнейших направлений анализа рядов динамики является изучение особенностей развития явления за отдельные периоды времени. Для выявления специфики развития изучаемых явлений за отдельные периоды времени определяют абсолютные и относительные показатели изменения ряда динамики: абсолютные приросты, абсолютное значение одного процента прироста, темпа роста и прироста.
Аналитические показатели ряда динамики.
1. Абсолютный прирост () характеризует размер увеличения (или уменьшения) уровня ряда динамики за определенный промежуток времени. Его величина определяется как разность двух сравниваемых уровней и выражает абсолютную скорость роста. Абсолютный прирост вычисляется по формуле:
ц = yi - yi-1 или б = yi - y1, (2.1.)
где yi - уровень i-го года;
y1- уровень базисного года.
2. Интенсивность изменения уровней ряда динамики оценивается отношением текущего уровня к предыдущему или базисному, которое всегда представляет собой положительное число. Этот показатель принято называть темпом роста (Тр). Он выражается в процентах, т.е.
Цепной темп роста будет равен:
(2.2.)
Базисный темп роста может быть представлен в виде:
(2.3.)
где y1 - уровень ряда динамики, принятый за базу сравнения.
Темп роста всегда число положительное. Если темп роста равен100%, то значение уровня не изменилось, если больше 100%, то значение уровня повысилось, а если меньше 100% - понизилось.
3. Для выражения изменения величины абсолютного прироста уровней ряда динамики в относительных величинах определяется темп прироста (Тпр), который рассчитывается как отношение абсолютного прироста к предыдущему или базисному уровню, т.е.
или (2.4.)
Темп прироста может быть вычислен также путём вычитания из темпов роста 100%, т.е. Тпр=Тр-100.
4. Показатель абсолютного значения одного процента прироста (%) определяется как результат деления абсолютного процента на соответствующий темп прироста, выраженный в процентах, т.е.
или 0,01•yi-1 (2.5.)
Расчёт этого показателя имеет экономический смысл только на цепной основе.
Изменения в рядах динамики объёма продаж автомобиле Mercedes в России за 1995-2009 гг. представлены в таблице 2.2.
Исходя из таблицы 2.2, немецкий автомобильный концерн Mercedes в 2008 году увеличил по сравнению с 2007 годом объём продаж на российском рынке на 31,0%, что на 4550 автомобилей больше, чем в 2007 году. В 2009 году через сеть официальных дилеров было реализовано 17036 автомобилей Mercedes, что соответствует уменьшению объёмов продаж на 11,4% по сравнению с 2008 годом.
Таблица 2.2 Динамика продажи автомобилей Mercedes в России за 1995-2005 гг. и расчёт аналитических показателей динамики
Год |
Кол-во автомобилей, шт. |
Абсолютные приросты (снижение), шт. |
Темпы роста, % |
Темпы прироста, % |
Абсолютное значение 1% прироста, шт. |
||||
с предыдущим годом |
с 1995г. |
с предыдущим годом |
с 1995г. |
с предыдущим годом |
с 1995г. |
||||
1995 |
600 |
- |
- |
- |
100,0 |
- |
0,0 |
- |
|
1996 |
457 |
-143 |
-143 |
76,2 |
76,2 |
-23,8 |
-23,8 |
5,0 |
|
1997 |
1100 |
+643 |
+500 |
240,7 |
183,3 |
140,7 |
83,3 |
4,6 |
|
1998 |
940 |
-160 |
+340 |
85,5 |
156,7 |
-14,6 |
56,7 |
11,0 |
|
1999 |
711 |
-229 |
+111 |
75,6 |
118,5 |
-24,4 |
18,5 |
9,4 |
|
2000 |
1301 |
+590 |
+701 |
183,0 |
216,8 |
83,0 |
116,8 |
7,1 |
|
2001 |
2636 |
+1335 |
+2036 |
202,6 |
439,3 |
102,6 |
339,3 |
13,0 |
|
2002 |
3790 |
+1154 |
+3190 |
143,8 |
631,7 |
43,8 |
531,7 |
26,3 |
|
2003 |
3903 |
+113 |
+3303 |
103,0 |
650,5 |
3,0 |
550,5 |
37,7 |
|
2004 |
4807 |
+940 |
+4207 |
123,2 |
801,2 |
23,2 |
701,2 |
39,0 |
|
2005 |
6338 |
+1531 |
+5738 |
131,8 |
1056,3 |
31,8 |
956,3 |
48,1 |
|
2006 |
9031 |
+2693 |
+8431 |
142,5 |
1505,2 |
42,5 |
1405,2 |
63,4 |
|
2007 |
14686 |
+5655 |
+14086 |
162,6 |
2447,7 |
62,6 |
2347,7 |
90,3 |
|
2008 |
19236 |
+4550 |
+18636 |
131,0 |
3206,0 |
31,0 |
3106,0 |
146,8 |
|
2009 |
17036 |
-2200 |
+16436 |
88,6 |
2839,3 |
-11,4 |
2739,3 |
193,0 |
|
Итог |
86572 |
+16472 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
В 1997 году был резкий подъём объёма продаж - на 140,7% больше по сравнению с 1996 годом (прирост составил 643 автомобиля). После 1997 года в течение двух лет наблюдается спад продаж автомобиле Mercedes в России, а после 1999 года, в 2000 году - снова резкий подъём объёма продаж. Темп прироста в 2000 году по сравнению с 1999 годом составил 83,0%. С 2000 года продолжается рост продаж автомобилей Mercedes в России. По состоянию на данный момент 2008 год стал самым успешным годом для компании Mercedes в России, в течение которого был отмечен значительный рост продаж.
Особое внимание следует уделять методам расчёта средних показателей рядов динамики, которые являются обобщающей характеристикой его абсолютных уровней, абсолютной скорости и интенсивности изменения уровней ряда динамики. Различают следующие средние показатели: средний уровень ряда динамики, средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста.
Средние показатели в рядах динамики.
1. Средний уровень ряда динамики . Рассматриваемый мною ряд динамики является интервальным рядом динамики с равноотстоящими уровнями во времени, поэтому средний уровень ряда динамики вычисляем по формуле:
(2.6.)
2. Обобщающим показателем абсолютной скорости изменения явления во времени является средний абсолютный прирост за весь период, ограничивающий ряд динамики. Определение среднего абсолютного прироста производится по цепным абсолютным приростам по формуле:
или (2.7.)
3. Средний темп роста показывает, сколько в среднем процентов последующий уровень составляет от предыдущего в течение всего периода наблюдения. Он рассчитывается по формуле средней геометрической из цепных коэффициентов роста:
или (2.8.)
4. Средний темп прироста получают, вычтя из среднего темпа роста 100%.
(2.9.)
Средние показатели динамики продаж автомобилей Mercedes в России за 1995-2009 гг. изложены в таблице 2.3.
Таблиц 2.3 Расчёт средних показателей динамики продажи автомобилей Mercedes в России за 1995-2009 гг.
Средний уровень ряда динамики, шт. |
Средний абсолютный прирост, шт. |
Средний темп роста, % |
Средний темп прироста, % |
|
5771 |
1174,0 |
127,0 |
27,0 |
Как видно из таблицы 2.4, в период с 1995 по 2009 год через официальную дилерскую сеть концерна клиенты в среднем каждый год приобретали 5771 автомобилей Mercedes. В этот период объём продаж автомобилей Mercedes на российском рынке в среднем повышался на 27,0% или в среднем увеличивался в 1,27 раза.