Статистический анализ коммунальных услуг

курсовая работа

1.3 Система показателей статистики ЖКХ

Характеристика жилищных условий включает показатели: жилищный фонд, его движение, капитальный ремонт и реконструкция, благоустройство жилищного фонда, обеспеченность населения жильем. Рассмотрим состав перечисленных групп показателей.

1. Жилищный фонд:

1) общая площадь жилищного фонда, кв. м;

2) жилая площадь, кв. м;

3) удельный вес жилой площади в общей, %;

4) общее число квартир -- всего (единиц), в том числе отдельных, коммунальных;

5) распределение квартир по числу комнат, %;

6) распределение квартир по среднему размеру, %;

7) распределение жилищного фонда по принадлежности (муниципальный фонд, ведомственный, общественный, частный), %;

8) распределение жилищного фонда по времени постройки, %;

9) распределение жилищного фонда по степени износа, %.

Жилищный фонд -- совокупность всех жилых помещений, независимо от форм собственности, включая жилые дома, специальные дома (общежития, приюты, дома маневренного фонда, специализированные дома для одиноких престарелых, детские Дома, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, интернаты при школах, школы-интернаты специализированные), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодных для проживания.

Жилой площадью считается площадь жилых комнат в жилых Домах и помещениях. Общая (полезная) площадь определяется как сумма площадей жилых и подсобных помещений, расположенных внутри квартир: кухонь, передних, внутриквартирных коридоров, санузлов, ванных или душевых, гардеробных комнат, кладовых, встроенных шкафов, а также мансард, мезонинов, крытых лоджий, веранд, отапливаемых и пригодных для проживания. В общежитиях к подсобным помещениям, кроме перечисленных, относятся помещения культурно- бытового назначения и медицинского обслуживания.

При оценке комфортабельности жилищного фонда имеет значение соотношение жилой и общей площадей: высокий удельный вес жилой площади свидетельствует о низкой комфортабельности жилища, низкий -- может свидетельствовать как о плохой планировке, недостаточности жилой площади, так и о высокой комфортабельности жилищного фонда.

Жилищный фонд учитывается по типам жилых помещений. Статистика выделяет следующие типы жилых помещений: индивидуальный дом, отдельная квартира, общая (коммунальная) квартира, общежитие рабочих, служащих, учащихся, дом-интернат для престарелых и инвалидов, детский дом и т.д., прочие институционные учреждения, другое жилое помещение, отсутствие дома.

Учет жилищного фонда ведется по видам собственности:

* частный жилищный фонд -- фонд, находящийся в собственности граждан, и фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), в том числе жилищно-строительных кооперативов (ЖСК);

* государственный жилищный фонд -- ведомственный федеральный и ведомственный республиканский (в составе России), краевой, областной, жилищный фонд городов Москвы и Санкт-Петербурга;

* муниципальный жилищный фонд -- фонд, находящийся в собственности района, города, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;

* общественный жилищный фонд -- фонд, состоящий в собственности общественных объединений;

* жилищный фонд в коллективной собственности -- фонд, находящийся в совместной или долевой собственности различных субъектов, частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

Жилищный фонд может группироваться и по типам расселения: жилищный фонд с поквартирным расселением, жилищный фонд в домах коридорного типа, общежитиях коечного типа, жилищный фонд в бараках, подвалах и полуподвалах. Очевидно, что такая группировка скорее отражает мрачную картину распределения жилищного фонда в недавнем прошлом и может быть не вполне актуальна для настоящего. С этих позиций интереснее в жилищном фонде выделять площадь квартир с улучшенной планировкой и т. д.

2. Движение жилищного фонда:

1) убыль жилищного фонда, всего, кв. м:

в том числе по причинам выбытия:

* по ветхости и аварийности;

* от стихийных бедствий;

* в связи с переоборудованием жилых помещений под нежилые;

* в связи с реконструкцией и отводом земель под новое строительство;

2) жилищное строительство:

* ввод жилья (общая площадь, жилая площадь, кв. м);

* число построенных квартир -- всего, ед., в том числе с количеством комнат: одна, две, три и т. д.;

* средний размер построенных квартир, кв. м;

* ввод жилья по источникам финансирования, кв. м;

* структура нового жилищного строительства по этажности, %:

* ввод в действие жилых домов по формам собственности;

* ввод в действие жилых домов в городской и сельской местностях;

* ввод в действие домов-интернатов для престарелых, инвалидов и детей-инвалидов.

3. Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда:

1) капитальный ремонт, кв. м общей площади;

2) реконструкция жилищного фонда, кв. м;

3) источники финансирования капитального ремонта,

реконструкции жилищного фонда.

Эта система показателей особенно актуальна для городов с большим удельным весом жилищного фонда дореволюционной постройки. Капитальный ремонт жилищного фонда показывается в целом (отремонтировано всего, кв. м) и отдельно по принадлежности: государственный жилищный фонд, муниципальный жилищный фонд и т. д.

4. Благоустройство жилищного фонда:

1) жилая площадь, оборудованная водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, газом, напольными электрическими плитами, ванными, душем, % ко всей площади жилищного фонда;

2) % жилых домов с мусоропроводом;

3) % квартир с телефонами.

5. Обеспеченность населения жильем:

1) жилая площадь в среднем на одного проживающего, кв. м/чел.;

2) общая площадь в среднем на одного проживающего, кв. м/чел.;

3) численность населения, проживающего:

* в отдельной квартире;

* в коммунальной квартире;

* в отдельном доме или его части:

* в общежитии;

4) то же в % ко всем жителям;

5) средняя площадь отдельной квартиры, кв. м/квартира;

6) среднее число жителей на одну комнату, чел./комната;

7) число домохозяйств, состоящих на учете для получения муниципального жилья (абсолютное и в % к общему числу домохозяйств);

8) число семей беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилье.

В этой связи недостаточно знать средний показатель обеспеченности жилой площадью в стране или регионе, нужно располагать распределением жителей по значениям этого показателя. С этой целью используется следующая группировка по размерам жилой площади на одного жителя (кв. м/чел.): до 5; 5,1--7,0; 7,7--9,0; 9,1--11,0; 11.1--13.0; 13,1--15,0; 15,1--20,0:20,1 и более.

Для международных сравнений жилищных условий чаще используется показатель "общая площадь в среднем на одного проживающего".

Жилищные условия характеризуются не только тем, сколько квадратных метров приходится на одного человека, но и изолированностью жилища. Это качество жилищных условий определяется показателями 3 и 6 из приведенного ранее перечня по обеспеченности населения жильем. Показатель 3 отражает распределение жителей по типам жилых помещений. Для наших условий наиболее распространенным типом благоустроенного жилища является отдельная квартира в многоквартирном доме.

Комфортабельность жилища достигается при по квартирном расселении, когда число комнат составляет величину (n + 1), где п -- число членов домохозяйства. Создание таких условий является Мной из первостепенных задач жилищной политики в нашей стране.

Для управления, разработки стратегии развития региона или федерации в целом важно иметь данные по отдельным территориям -- субъектам федерации целесообразно, применив методы вариационного анализа, установить регион с минимальной и максимальной обеспеченностью жильем, измерить величину различий между ними, рассчитать среднее отклонение от средней обеспеченности жильем по стране, установить различия в жилищных условиях в городе и на селе, в больших и малых городах.

Кроме показателей обеспеченности жильем и распределения по типам жилища е государственной статистике для характеристики жилищных условий используются показатели распределения проживающих по времени постройки домов.

Показатели финансового состояния отрасли ЖКХ.

Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда имеют особое значение для проведения жилищно-коммунальных реформ и обеспечения достойного уровня жизни населения. К показателям этой группы относятся:

* удельный вес расходов на содержание жилищного фонда и коммунальные услуги в общей величине расходов бюджета административной единицы, %:

* количество семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг;

* то же, в процентах к общему количеству семей, проживающих на данной территории,

* удельный вес расходов на содержание жилищного фонда в общей сумме расходов населения, %;

* удельный вес личных расходов населения по содержанию жилья в общей стоимости предоставления жилищных услуг %;

* индексы стоимости жилищных услуг.

Превращение жилищно-коммунального хозяйства в безубыточный сектор экономики возможно только за счет полного покрытия издержек жилищно-коммунальной сферы соответствующими платежами населения. В переходный период важно обеспечить социальную поддержку низкодоходных слоев населения. Поэтому в рамках жилищно-коммунальной реформы большое значение имеет программа жилищных субсидий (компенсаций) по оплате жилья и коммунальных услуг.

Предельно допустимый расход семьи на оплату жилья представляет новый для нашей страны социальный стандарт. Его принятие означает проведение политики социальной защиты в жилищно-коммунальной области малообеспеченных граждан. Введенная система субсидий является заявительной.

В муниципальных образованиях применяется следующая система показателей. (таблица 2)

Таблица 2 - показатели, характеризующие состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований.

Показатель

Характеристика

Блок 1 Жилищное хозяйство

1.1 Удельный вес, не относящегося к категории ветхого и аварийного жилья, в % от общей площади жилищного фонда муниципалитета

Ветхость жилищного фонда ведет к росту непроизводительных потерь ресурсов и в целом снижает комфортность проживания. Кроме того, наличие ветхого и аварийного жилья свидетельствует не только о недостаточных темпах жилищного строительства, но и о неэффективной деятельности организаций, занимающихся его содержанием и управлением.

1.2 жилищный фонд, оборудованный всеми видами благоустройства (водоснабжением, канализацией, отоплением, газом или электроплитами), в % от его общей площади.

Одной из стратегических задач государственной политики в сфере ЖКХ является полное обеспечение населения всеми видами коммунальных услуг нормативного качества. В связи с этим благоустройство является одним из ключевых показателей, характеризующих общий уровень развития ЖКХ территории.

1.3Многоквартирные дома, находящиеся под управлением частных управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, в % от их общего количества.

В современных условиях рыночных преобразований ликвидация государственного монополизма является одним из приоритетов реформирования отрасли. В свою очередь, внедрение прогрессивных форм управления жилищным фондом, развитие конкуренции между организациями, занимающимися содержанием многоквартирных домов, позволит не только повысить качество предоставления услуг, но и является фактором, способствующим развитию инициативы собственников жилья.

Блок 2, Коммунальное хозяйство (отрасли ресурсоснабжения)

2.1Доля коммунальных сетей, не нуждающихся в замене, в % от общей протяженности

Показатель характеризует техническое состояние коммунальной инфраструктуры муниципалитета. Наличие сетей, отслуживших нормативные сроки эксплуатации, ведет к высокой аварийности, снижению качества предоставления услуг.

2.2 Потери ресурсов в сетях, %

Высокие непроизводительные потери ресурсов является следствием износа инженерной инфраструктуры, технологической отсталости, наличия несанкционированных подключений к сетям. В свою очередь, в развитых странах мира, где использутся современные технологии при производстве и транспортировке ресурсов данные потери не превышают 3-4%.

2.3 Объем коммунальных ресурсов, отпускаемых на основе приборов учета, в % от общего их потребления

Требования современного законодательства подразумевает полный переход к расчетам за потребленные коммунальные ресурсы в соответствии с показаниями приборов учета. Их установка позволяет, с одной стороны, снизить затраты потребителя на оплату услуг, а с другой - является стимулом для предприятий к повышению эффективности их производственной деятельности.

Блок 3. Благоустройство территории

3.1 Доля освещенных улиц, проездов, набережных, % в их общей протяженности

Данный показатель позволяет оценить уровень обеспеченности потребителей муниципального образования услугами уличного освещения.

3.2 Доля свалок твердых бытовых отходов (ТБО), на которых организован учет утилизируемых отходов, в % от общего их количества

Позволяет оценить качество работ, связанных с утилизацией отходов. Наличие несанкционированных свалок, отсутствие на них системы учета не позволяет проводить захоронения ТБО с соответствии с утвержденными санитарными правилами

Блок 4. Финансовые процессы в ЖКХ

4.1Уровень собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги, %

Полная собираемость платежей за услуги является необходимым условием функционирования предприятий ЖКХ, успешности реализации производственных и инвестиционных программ, что особенно актуально в связи с ликвидацией бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования.

4.2 Доля прибыльных организаций ЖКХ, в % от их общего количества

Обобщающий показатель, в целом характеризующий эффективность производственной деятельности организаций ЖКХ муниципального образования.

4.3 Отношение дебиторской задолженности предприятий к стоимости оказанных жилищно-коммунальных услуг, %

Наличие большой дебиторской задолженности организаций ЖКХ ограничивает их возможности по привлечению кредитных ресурсов и прочего заемного финансирования, порождает высокие риски, связанные с инвестированием. При этом оптимальным признается уровень дебиторской задолженности, который не превышает 5% от стоимости оказанных услуг.

Оплата населением услуг жилищно-коммунального хозяйства рассчитывается следующим образом:

Индекс физического объема платных услуг населению - относительный показатель, характеризующий изменение объема платных услуг населению в текущем периоде по сравнению с базисным. Этот индекс показывает, на сколько увеличился объем платных услуг населению в результате изменения только его физического объема при исключении влияния динамики цен.

Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств проводится органами государственной статистики во всех субъектах Российской Федерации по выборочному методу, охватывает 47,8 тыс. домашних хозяйств и строится на принципе их добровольного участия.

Начиная с 1997 г. для формирования выборочной совокупности домашних хозяйств применяется двухступенчатая случайная выборка, построенная по территориальному принципу, обеспечивающая получение репрезентативных итогов обследования в целом по России (по населению в целом и по основным социально-экономическим группам) и по субъектам Российской Федерации (по населению в целом).

Конечной единицей отбора является домохозяйство, представляющее собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении или его части, как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, полностью или частично объединяя и расходуя свои средства. Домохозяйство может состоять из одного человека, проживающего самостоятельно.

Программа обследования основывается на ведении в домохозяйстве записей о текущих расходах и опросе (интервьюировании) членов домохозяйства по окончании учетного периода обследования.

Ниже приводятся определения отдельных показателей по итогам обследования.

Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, которые направляются на приобретение потребительских товаров и услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку произведений искусства, антиквариата и ювелирных изделий, приобретенных в качестве капиталовложений, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющихся инвестициями.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг носят адресный характер и являются одним из видов государственной социальной помощи. Предоставляются гражданам органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Расходы субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан - средства по расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом о бюджете субъекта Российской Федерации и финансируемые из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Направленные на эти цели средства федерального бюджета не учитываются.

Социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг - скидка, предоставляемая в соответствии с действующим законодательством определенным категориям граждан и совместно с ними проживающим членам их семей (если это предусмотрено соответствующим данной категории граждан законодательством), и сумма перечисленных средств гражданам, пользующихся, социальной поддержкой и получающих ее в денежной форме (через банковские счета, организации связи или иным способом).

Делись добром ;)