Статистический анализ платных услуг населению г. Уфы

курсовая работа

1.1 Понятие и классификация платных услуг, оказываемых населению

Услуга ? особый товар, не имеющий материально-вещественной формы, производство которого, неразрывно связанное с потреблением, приводит к удовлетворению потребностей как отдельных лиц, так и общества в целом.

Различают два типа производства услуг: нерыночный и рыночный. К услугам, предоставляемым населению бесплатно или на льготных условиях, относятся услуги ряда организаций по охране здоровья и медицинскому обслуживанию, воспитанию и содержанию детей, образованию, культурно-просветительской работе, физической культуре и спорту. Как правило, они социально ориентированы, финансируются из бюджета или общественными организациями, например партиями или профсоюзами. Потребляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хозяйствами.

Платные услуги населению представляют собой полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие за плату определенные потребности граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. В настоящее время по рекомендации Статистической комиссии ООН, платными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам, т.е. ценам, которые покрывают не менее 50% издержек на оказание данной услуги. Они являются объектом купли-продажи и реализуются по ценам, целиком или в значительной мере покрывающим издержки производителя (за счет выручки от реализации) и обеспечивающим ему прибыль.

Платные услуги населению могут предоставлять (оказывать) предприятия (организации) всех организационно-правовых форм и форм собственности по индивидуальным заказам, а также физические лица (граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).

Для разграничения услуг по видам в статистической практике используется Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта России от 28.06.93 г. N 163. В соответствии с данным классификатором, выделяются следующие основные виды платных услуг населению:

- бытовые услуги;

- услуги пассажирского транспорта;

- услуги связи;

- жилищные услуги;

- коммунальные услуги;

- услуги учреждений культуры;

- туристские и экскурсионные услуги;

- услуги физической культуры и спорта;

- медицинские услуги;

- санаторно-оздоровительные услуги;

- ветеринарные услуги;

- услуги правового характера;

- услуги банков;

- услуги в системе образования;

- услуги торговли и общественного питания (в показатель «объем платных услуг населения» не включаются, являются объектом изучения статистики торговли), услуги рынков.

Неперечисленные виды платных услуг отражаются в группе «прочие услуги населению».

В приведенной классификации услуги расположены по убывающей степени предпочтительности для населения. Это значит, что платные услуги 1-й и 2-й групп обладают меньшей степенью эластичности от величины покупательной способности населения по сравнению с услугами остальных групп.

Делись добром ;)