Статистический анализ уровня жизни населения по доходам и расходам в России

курсовая работа

Глава 1. Уровень жизни населения

1.1 Понятие и виды уровня жизни населения

Главной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения.

Понятие уровня жизни населения, как правило, имеет три ключевых аспекта:

благосостояние населения.

накопление человеческого капитала.

уровень человеческого развития.

Одной из попыток учесть отмеченную многоаспектность понятия уровня жизни стала концепция «человеческого развития» (Human Development Project), широко применяемая в межстрановых сопоставлениях. В рамках этой концепции уровень жизни определяется не только среднедушевыми объемами доходов и потребления (уровнем благосостояния), но и степенью социального равенства (между социальными группами, полами, поколениями), а также возможностью людей участвовать в процессах принятия экономических и политических решений, затрагивающих их жизнь.

Система понятий, отражающих содержание каждого из трех отмеченных аспектов уровня жизни:

Благосостояние населения, т.е. уровень обеспеченности потребностей человека (семьи) материальными и нематериальными (в т.ч. духовными) благами - как абсолютный, так и относительный, в сравнении со стандартами и нормами, принятыми в данном обществе (социальной группе).

Различают два качественных уровня благосостояния:

устойчивое удовлетворение первичных потребностей человека (семьи) в объемах, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности - в питании, одежде, жилье, охране здоровья, личной безопасности и др.

материальный достаток, при котором достигнутый высокий уровень насыщения первичных потребностей позволяет перейти к оптимальному, индивидуально-ориентированному типу удовлетворения разнообразных потребностей семьи и каждого ее члена.

Для развернутой характеристики благосостояния населения с учетом социальной дифференциации используется следующие базовые понятия:

Уровень душевых доходов, потребления и обеспеченности домашних хозяйств капитальными благами.

Степень дифференциации населения по доходам и потреблению.

Уровень прожиточного минимума.

Уровень бедности: абсолютный и относительный.

Накопление человеческого капитала, характеризующее состояние здоровья населения, его образовательный, профессиональный и культурный уровни с экономической точки зрения, т.е. с позиции способностей населения к воспроизводству общественного капитала (включая воспроизводство самого работника как экономического субъекта).

В западной традиции сложились три подхода к оценке человеческого капитала:

Человек - это не только носитель профессиональных и трудовых навыков, знаний и способностей, требующих соответствующих инвестиций (т. н. «неосязаемый капитал»), но и объекта вложений в него самого как социально-биологическое существо (т. н. «осязаемый капитал»).

Оценка человеческого капитала лишь как накопленных инвестиций (с поправкой на амортизацию) в навыки и образование людей. Это обосновывается тем, что в условиях рынка человек продает свои способности, но не самого себя, поэтому расходы на воспроизводство семьи не превращаются в капитал.

Выделение, наряду с интеллектуальными и социально-биологическими («осязаемыми») компонентами человеческого капитала, его социальные компоненты. Последнее проявляется в моральном состоянии общества, прочности социальных, в т.ч. семейных отношений, социально-психологическом климате (оптимистичный или депрессивный настрой), что влияет на социальные мотивации, производительность труда, уровень трудовой и предпринимательской активности и проч.

Уровень человеческого развития, характеризующий возможности реализации человека как личности и как члена данного общества.

Этот аспект уровня жизни включает два элемента:

качество жизни людей, учитывающее демографические, медицинские, экологические и интеллектуальные условия их существования и самореализации;

интеграцию индивидуумов в общество: их влияние на общественные процессы (участие в управлении, демократических процедурах и т.д.), наличие или отсутствие дискриминации отдельных социальных групп и т.п.

Уровень человеческого развития (качество жизни населения и человеческой самореализации), как правило, оценивается по следующим основным направлениям:

индекс качества жизни (HDI), отражающий продолжительность жизни, уровень смертности от заболеваний, экологические условия, а также интеллектуальные компоненты - уровень образования и культурного развития.

индекс равенства между полами и поколениями (GDI) - различия в доходах, доступности политических и социальных благ для возрастных групп населения, мужчин и женщин;

индекс участия в управлении (GEM), отражающий представительство в органах власти для различных социальных и половозрастных групп и их способность участвовать в управлении.

В качестве основной комплексной характеристики уровня жизни населения в настоящее время применяется индекс человеческого развития, исчисляемый как интегральный трех составляющих: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни при рождении, достигнутого уровня образования.

Если говорить о видах уровня жизни населения, то выделяют четыре уровня:

достаток (потребление благ, которые обеспечивают полное формирование человека);

2) нормальный уровень (целесообразное потребление по научно доказанным нормам, дающее возможность человеку восстановить его физические и интеллектуальные силы);

3) бедность (крайне недостаточное потребление благ для нормальной жизнедеятельности);

4) нищета (минимальное потребление благ, не позволяющее удовлетворить самые элементарные физиологические и социальные потребности и дающее возможность только лишь поддержать жизнеспособность человека).

Вследствие перехода к рыночной экономике произошло резкое снижение уровня жизни населения, усилилась дифференциация населения по уровню доходов. Повышение уровня жизни является первоочередным направлением общественного развития.

Наиболее важными элементами уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Делись добром ;)