logo
Стратегии преодоления бедности в Украине

4. Пути преодоления бедности

Однако, сам по себе экономический рост нигде и никогда не решал социальные задачи. Вполне возможной (особенно в условиях Украины) представляется ситуация, при которой его плодами воспользуется очень ограниченный круг. Эта прослойка будет ускоренными темпами накапливать в своих руках богатство, а бедные -- так и оставаться бедными.

Таким образом, наряду с реформированием системы оплаты труда, концепция которого разработана и утверждена Президентом, необходимо добиваться снижения экономического неравенства путем внедрения гибкой налоговой политики, рациональных социальных трансфертов, стимулирования малого и среднего бизнеса, защиты прав мелких акционеров.

Еще один довод противников такого решения связан с якобы неминуемой катастрофой на рынке труда. Однако крайне постепенное повышение (в отличие от, например, Грузии, где в одночасье пенсионный возраст был повышен на пять лет) приведет к тому, что в течение первых четырех лет, когда это будет касаться самых молодых пенсионеров (значительная часть которых и сейчас работает), дополнительное предложение рабочей силы на рынке труда не превысит 100 тысяч человек в год. И только затем этот показатель будет заметно большим, но начало экономического роста дает все основания рассчитывать на рост спроса на рабочую силу к этому времени.

Необходимо принципиально изменить действующую систему льгот. Существование развитой системы льгот (в налогообложении, в оплате целого ряда услуг и т.п.) представляет собой одну из болевых точек нынешней социальной политики. Сторонники ее сохранения подчеркивают, что во многих странах военнослужащим, к примеру, кроме зарплаты предоставляется целый ряд льгот. Но, во-первых, соответствующая отрасль возмещает убытки, которые могли бы понести из-за этого, скажем, транспортники. То есть фактически происходит перераспределение средств отрасли между прямыми и косвенными расходами на оплату труда. Во-вторых, и стоимость, и объемы использования этих льгот четко определены. У нас же и убытков отрасль не возмещает, и стоимость предоставленных льгот никто не считает. При этом не стремятся к наведению порядка с учетом использованных (а не просто продекларированных) льгот прежде всего те структуры, которые их предоставляют.

Ныне в украинском законодательстве предусмотрено девять видов многоразовых и четыре вида одноразовых льгот. Часть их должна обеспечивать определенные привилегии лицам, и без того имеющим достаточные средства к существованию, а часть направлена на социальную поддержку ущемленных слоев населения. Наиболее распространены льготы на оплату проезда в городском и пригородном пассажирском транспорте, право на которые имеет треть населения страны (фактически использует чуть больше половины этой трети), право на льготный проезд в междугородном транспорте (имеют 13% населения, а используют его -- лишь 2,5%). В отличие от этого льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг использует 94% имеющих на них право (примерно 8% населения, а с учетом членов семей -- 14%). Вообще лишь 43% населения использует свое право на те или иные льготы, причем их удельный вес значительно выше среди более состоятельных слоев.

Более 70% получателей льгот -- вполне обеспеченные, по украинским стандартам, люди, а, например, среди пользователей льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг доля небедных достигает 77%.

Подводя итоги, хочу подчеркнуть необходимость минимизации льгот и замены их денежными выплатами. Кроме всего прочего, льгота ограничивает право выбора, например, пенсионера между проездом на трамвае и покупкой каких-либо товаров или оплатой услуг.

Те же льготы, которые будут сохранены, необходимо учитывать. Так, одним из направлений упорядочения компенсаций транспортникам за бесплатный проезд пенсионеров может стать выдача каждому пенсионеру определенного -- можно и неограниченного, но фиксируемого -- количества талонов на проезд, отличающихся от общих (чтобы предотвратить их использование другими гражданами). Такие талоны должны сдаваться водителю или кондуктору при проезде и таким образом попадать на транспортное предприятие. Только по фактической стоимости предъявленных талонов и должна осуществляться бюджетная компенсация этому предприятию затраченных средств.

Система социальной поддержки уязвимых слоев населения должна быть ориентирована на действительно нуждающихся. Необходимо, чтобы парламентарии наконец преодолели свою «стыдливость» и назвали бедность бедностью. За этим должно последовать утверждение официальных критериев и порогов бедности, разработка механизма государственной поддержки бедных слоев общества.

Альтернативный подход опирается на так называемые индикаторы бедности, т.е. на наличие у семьи (домохозяйства) одной или нескольких характеристик, тесно коррелирующих с бедностью, -- например, не менее чем пять детей в семье, семья пенсионеров (или одинокие пенсионеры) старше 75 лет и т.п. Преимущество такого подхода -- в упрощении процедуры предоставления помощи и, соотвественно, сокращении административных затрат. Недостатки же связаны с тем, что все индикаторы бедности являются лишь косвенными ее характеристиками. Соответственно могут возникать ошибки в обеспечении адресности -- либо неполнота охвата бедных, либо, наоборот, предоставление пособия небедным.

В значительной степени предупредить распыление средств может так называемый механизм самоидентификации, или самоадресности. Его идея сводится к формированию таких видов помощи, к получению которых стремятся только действительно бедные слои населения. Например, трудоспособным могут быть предложены общественные работы с оплатой, не превышающей порога бедности.

Говоря об эффективности предоставления социальной помощи, необходимо подчеркнуть два основных ее проявления: максимальный охват всех нуждающихся и минимальное предоставление пособий тем, кто в них не нуждается. При этом речь не идет о нарушении действующего законодательства и случаях неоправданного назначения пособия (субсидии). В условиях существования разнообразной системы поддержки доходов населения (разных критериев предоставления разных видов пособий и разных пороговых значений дохода семьи) важно нацелить ее именно на бедные слои общества.

Преодоление бедности -- задача не одного дня. Настоятельно необходимой представляется координация разноплановых усилий, определение приоритетов на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу. Достаточно быстро адресными действиями (преимущественно пассивного характера -- денежными выплатами, субсидиями, помощью продуктами, одеждой и т.п.) можно искоренить абсолютную бедность в самых острых ее проявлениях. Смягчение же относительной бедности, связанной прежде всего с экономическим неравенством населения, потребует большего времени и усилий главным образом активного характера (помощи в трудоустройстве, в открытии собственного дела, в получении необходимой квалификации). Что же касается субъективной бедности, то для предупреждения вызываемых ею социальных конфликтов необходимы время, доверие к власти на всех уровнях и согласованные действия едва ли не всех социальных институтов общества.