Стратегическое планирование на фирме

курсовая работа

1.2 Сущность и задачи стратегического планирования

Слово "стратегия" происходит от греческого strategos - "искусство генерала" и представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить достижение поставленных целей в процессе деятельности.

Позиции ученых относительно дефиниции категории "стратегия" представлены в табл. 1.

Таблица 1. Исторический обзор основных определений категории "стратегия"

Автор

Определение

А. Чандлер, 1962 г.

Определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Долгосрочные цели не подлежат пересмотру до изменения внешних или внутренних условий среды функционирования социальной системы

Гарвардская школа бизнеса под руководством К. Эндрюса и Р. Кринстенсена, 1965 г.

Метод определения конкурентных целей организации. Стратегия определяет основные сферы бизнеса, которые компания будет продолжать и (или) начнет осуществлять

И. Ансофф, 1965 г.

Набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в процессе своей деятельности. Установление общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций фирмы

Д. Стейнер, П. Лоранж, 1977 г.

Способ установления целей для корпоративного, делового и функционального уровней

М. Портер, 1980 - 1985 гг.

Способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны социальной системы, достижение социальной системой долгосрочных конкурентных преимуществ

Г. Минцберг, 1987 г.

Последовательная, согласованная и интегрированная структура управленческих решений; единство "5Р": план (plan), образец, модель, шаблон (pattern), позиционирование (position).

Г. Хэмель, 1989 г.

Способ развития ключевых конкурентных преимуществ организации. При этом основу конкурентоспособности составляют особые способности фирмы и внутренние ресурсы

А. Томпсон, 1995 г.

Набор действий и подходов по достижению заданных показателей деятельности. Стратегия одновременно является преактивной и реактивной.

X. Виссема. 1997 г.

Выбор, связывающий корпорацию в течение длительного периода времени и имеющий отношение к созданию большой иерархичной структуры для достижения цели. Эффективность стратегии зависит от взаимодействия трех основных факторов: предвидения и интуиции; рационального анализа; социальных процессов

А. Корсакова, Т. Котельникова, 2011 г.

Способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение цели операции. Стратегия определяет правила принятия дальнейших решений на основе получаемой на каждом этапе информации о ходе процесса и изменениях среды

Е.Е. Румянцева, 2011 г.

Долгосрочные цели развития той или иной социальной системы

Ф.Н. Филина, 2011 г.

Стратегия заключается в выборе и обосновании политики привлечения и эффективного размещения ресурсов коммерческой организации

А.Е. Газарян, 2011 г.

Это ясное представление менеджмента о том, что и когда нужно сделать для обеспечения развития по определенному сценарию, в нужном направлении (к желаемому результату), с учетом событий и обстоятельств, которые имеют место быть или могут произойти как вовне, так и внутри организации, как вследствие планируемых действий, так и независимо от них.

Несмотря на некоторые различия, приведенные определения сводятся к тому, что стратегия развития фирмы - это экономически обоснованный, глубоко продуманный, рациональный выбор модели экономического и социального развития организации на долгосрочную перспективу (5-10 лет),ориентированной на внешние и внутренние условия функционирования, способствующей оптимальному достижению стратегических целей и задач, в том числе укреплению конкурентных преимуществ организации. При этом базой для обеспечения конкурентоспособности бизнеса является рациональная организация стратегического планирования.

Зачастую под понятием "стратегическое планирование" подразумевают лишь процесс разработки стратегии. Такая подмена понятий грозит тем, что стратегия никогда не будет внедрена и превратится в чисто формальный документ.

На самом деле, процесс стратегического планирования непрерывен и охватывает разработку стратегического плана, бизнес-планирование и бюджетирование. Каждый из обозначенных элементов сопровождается процессами мониторинга, сопутствующими ключевыми показателями деятельности и ключевыми индикаторами достижения цели, управленческой отчетностью и системой анализа. Фактически система стратегического планирования охватывает всю систему достижения стратегических целей банка - с момента их постановки (стратегия) до внедрения (реализация бюджета).

Успех такой системы предопределяется двумя факторами: поддержкой высшего руководства и поддержанием актуализации. Второй фактор позволяет стратегии оставаться целостной в течение длительного периода и быть достаточно гибкой, чтобы при необходимости можно было осуществить ее модификацию и переориентацию.

По мнению авторов, стратегическое планирование - это процесс выработки стратегических целей и задач деятельности компании с учетом внешних возможностей и рисков, внутренних сильных и слабых сторон, а также комплекса мер по укреплению конкурентных позиций организации в долгосрочной перспективе. Главной задачей стратегического планирования является разработка стратегий, обеспечивающих реализацию миссии и целей развития бизнеса в пределах возможностей предприятия с допустимым уровнем риска.

Стратегическое планирование правомерно трактовать как систему всего многообразия видов плановой деятельности в организации. Оно обобщает долгосрочное, среднесрочное, годовое, оперативное, функциональное планирование. Основная смысловая нагрузка возлагается на долгосрочное планирование. Его назначение - сделать оперативные управленческие решения обоснованными не только с точки зрения сложившейся конъюнктуры, но прежде всего с позиций завтрашнего дня.

Целями стратегического планирования являются определение и разработка стратегии развития фирмы на долгосрочную перспективу, наиболее оптимальной с точки зрения реализации видения фирмы и её миссии в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды деятельности фирмы.

К задачам стратегического планирования фирмы относят:

обеспечение единства корпоративной цели фирмы, гармонизацию целей и задач всех планов и программ развития фирмы в целом и его структурных подразделений;

формирование основы для построения в фирме единой системы планирования, прогнозирования и анализа;

моделирование развития фирмы на основе сочетания факторов внешней и внутренней среды деятельности фирмы;

повышение управляемости фирмы. Способность гибко и эффективно реагировать на изменения во внешней и внутренней среде.

Весь процесс стратегического планирования должен быть направлен на реализацию обозначенных целей и задач. Цели, действия и решения, фиксируемые системой стратегического планирования, должны быть выстроены в иерархию по приоритетам, иметь единую направленность, быть конкретными, измеримыми, достижимыми и соотноситься с конкретным сроком реализации. Все мероприятия, предусматриваемые в процессе стратегического планирования, должны быть обоснованы с точки зрения потребности в них, наличия у фирмы финансовых и нефинансовых ресурсов для их проведения, выгодными для фирмы.

Делись добром ;)