Стратегическое планирование социального развития и решения социальных проблем

курсовая работа

1. Социальная политика государства на современном этапе развития России.

Проведенный анализ позиций представителей социологической и политической науки с точки зрения договорной теории происхождения государства (содержащей первые предпосылки для зарождения социального государства) показал, что изначально государство возникло в результате общественного договора, заключенного между людьми (жившими до этого в соответствии со своими естественными правами) для совместного проживания, защиты общих интересов и обеспечения равных прав.

Многие исследователи понимали под государством «продукт договора между людьми», где существуют властвующие и подчиняющиеся группы людей (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо См.: Гоббс Т. Левиафан. - М.: Мысль, 2001; Локк Дж. Два трактата о правлении // Сочинения: В 3 т. / Пер. с англ. и лат. Т. 3 / Ред. и сост., авт. примеч. А.Л. Субботин. - М.: Мысль, 1988; Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Об общественном договоре: Трактаты / Пер. с фр. А. Хаютина, В. Алексеева-Попова; Послесл. А. Филиппова; Коммент. В. Алексеева-Попова, Л. Борщевского. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000.). Другие ученые объясняли образование государства как закономерный этап общественного развития, который направлен на устранение различных противоречий, возникающих в обществе в разные периоды времени (Г. Спенсер, М.М. Ковалевский, Л. Фон Штейн См.: Спенсер Г. Социальная статика. Изложение социальных законов, обусловливающих счастье человечества. - СПб., Издание В. Врублевского, 1906; Ковалевский М.М. Общее учение о государстве (Лекции проф. М.М. Ковалевского, читанные на 3 и 4-ом семестре в 1908-1909 гг.). - СПб., Издание Кассы Взаимопомощи при СПБ. Политехническом Институте, 1909; Stein L. von. Geschichte der Sozialen Bewegung in Frankreich vom 1789 bis auf unsere Tage. 3 Bd. - Leipzig, 1850.).

Анализ подходов к формированию государства и разным толкованиям его происхождения, позволяет сделать вывод, что существует один принципиальный момент, который объединяет все эти подходы - государству передается определенная часть прав, для того чтобы граждане могли спокойно существовать.

Государство по своей природе есть институт социального компромисса, поскольку оно возникает и функционирует с целью выработки, поддержания и реализации социальных соглашений между различными социальными группами и институтами. В этом случае оно берет на себя обязательства по обеспечению каждому индивиду такого жизненного уровня (включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи (что является базовой особенностью социального государства).

На основе проведенного исследования можно заключить, что одной из характерных черт социального государства является создание и применение на практике такого законодательства и структуры управления политическими и социальными процессами, которые вместе могут обеспечить надежную защиту всех групп, составляющих общество в целом.

В диссертационной работе показано, что современное понимание социального государства предполагает наличие у него основных признаков отличных от других форм государства:

правовая природа социальной политики;

обеспечение минимального достойного уровня жизни населения;

достижение равенства в обществе посредством стирания различий в уровнях благосостояния;

доступность социальной поддержки для всех слоев общества;

принцип социальной эргономики - ориентация на максимально возможные инвестиции «в человека»;

наличие системы бюджетных выплат, государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и занятости населения;

высокий уровень правовой и социальной культуры граждан;

государство и общество достигают уровня «социального партнерства».

В итоге функции, которые появляются у социального государства, получают новое наполнение по содержанию, формам, средствам и методам реализации. Такое государство все больше начинает принимать участие во всех сферах общественной жизни, в том числе в сфере образования, здравоохранения, занятости, пенсионного и социального обеспечения и т.д. Главной особенностью этих функций государства является их направленность на достижение специфических целей, которые не существуют в других формах государственности.

Непосредственно целью социального государства в России на современном этапе является создание полноценных экономических, правовых и социально-политических условий для того, чтобы человек мог свободно развиваться и работать, чтобы обеспечить себе и своей семье материальное благополучие, которое достойно современного человека. В работе доказано, что это осознанная необходимость, когда власть берет на себя ответственность за обеспечение таких социальных обязательств и тем самым укрепляет социальную и политическую стабильность.

В настоящее время основной формой взаимодействия государства и незащищенных слоев населения является система государственной поддержки, которая выражается в «целенаправленной деятельности государства по гармонизации социальных отношений в обществе» Жуков В.И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности // Социс. - 2012. - №6, с.31. и работает на повышение качества и условий жизни каждого индивида.

При этом действенность оказания господдержки зависит от многих факторов, самыми важными из которых являются экономическое развитие страны, уровень ВВП, располагаемые материальные ресурсы и грамотно организованная система управления. Благодаря этому, эффективными результатами государственной поддержки незащищенных групп населения будут выступать поддержание социального порядка в обществе, снижение социальной напряженности и повышение уровня и качества жизни людей.

Основными целями государственной поддержки населения в России в настоящее время являются:

установление социальной стабильности в обществе, сглаживание социальных конфликтов, диалог между гражданами и государством;

уменьшение дифференциации денежных доходов различных групп людей, улучшение пенсионного обеспечения, поддержка занятости;

доступность для всех слоев населения важнейших социальных благ, без которых жизнь человека является неприемлемой;

формирование новой жилищной политики, которая будет более доступной, пересмотр порядка оплаты жилых помещений и коммунальных услуг для незащищенных слоев населения;

развитие качественного здравоохранения и образования, разумное соотношение платных и бесплатных услуг в данных областях.

Проанализировав все сказанное выше, можно сформулировать определение государственной поддержки незащищенных слоев населения. Она представляет собой систему законодательных и социально-экономических гарантий, средств и мер, которая направлена на обеспечение условий жизни названных слоев населения, выступая при этом движущей силой в поддержании социального мира и общественного порядка, сглаживая возникающие в обществе социальные конфликты.

В современной России господдержка представляет собой такой вид деятельности государства, который направлен на сохранение существующего социального порядка в стране, увеличение и развитие трудового потенциала державы, оказание помощи своему народу при различных возникающих обстоятельствах. Это совокупность согласованных методов и средств целенаправленного воздействия для достижения заданных целей (т.е. на общество и отдельные сферы жизнедеятельности оказывается государственное влияние с целью поддержания определенного уровня жизни).

Изучая систему государственной поддержки, которая оказывается незащищенным категориям населения, при ее классификации в настоящее время можно использовать разные основания:

согласно территориальным ограничениям - общефедеральная (осуществляется на всей территории РФ), региональная (реализуется в конкретном субъекте РФ) и муниципальная (распространяется только на муниципальное образование) господдержка. Все они могут действовать одновременно, но муниципальная поддержка не может превышать региональную, а региональная федеральную.

согласно уровню охвата населения - приравненная (единая) и дифференцированная поддержка. Под единой поддержкой понимают, что субъекты определенной сферы деятельности имеют равные возможности для ее получения (например, работники вредных производств). Данный вид поддержки стандартен (т.е. уже выработан перечень определенных мер и услуг) и он не будет изменен исходя из возникающих обстоятельств. Дифференцированная поддержка - это когда помощь оказывается определенным категориям населения, которые непосредственно нуждаются в государственном вмешательстве (при этом дифференцированная господдержка включает в себя такие разновидности как адресная и категориальная поддержка). В целом такая поддержка реализуется в виде льгот и услуг, ежемесячных выплат, единовременных компенсаций и доплат к государственным пособиям.

согласно возрастным ограничениям - ювенальная (поддержка детей, подростков и молодежи до 25 лет), поддержка лиц трудоспособного возраста и поддержка лиц, достигших пенсионного возраста.

согласно сроку действия - долговременная (или постоянная), среднесрочная и краткосрочная (или разовая) господдержка.

согласно форме проявления - материальная, правовая, моральная, психологическая, информационная и иные виды поддержки.

Сегодня государственная поддержка незащищенных слоев населения является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в нашей стране на современном этапе.

По данным мониторинга социальной сферы России 58,4% населения нуждаются в государственной поддержке и защите. При этом осуществляемой господдержкой удовлетворены и считают ее результативной лишь 15,9% респондентов, совершенно противоположную позицию занимают 50,3% опрошенных. Михайлова Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // Социс. - 2011. - №3, с.48. Чтобы преодолеть такое негативное отношение общества, необходимо при формировании эффективной системы государственной поддержки заложить в нее основы социальной справедливости, социальной ответственности, социального партнерства и социальных гарантий.

Делись добром ;)