Субъективная революция в ценообразовании (по работе Бем-Баверка "Теория предельной полезности")

курсовая работа

1.2 Методологические принципы маржинализма

Маржинальная революция в экономической теории произошла в последней четверти 19го века, причем лишь в самом конце века неоклассическая школа пришла на смену классике. И хотя у маржинализма были предшественники, их работы не были замечены большинством экономистов. Лишь труды А. Маршалла (1890) стали рубежом, после которого неоклассика и маржинализм сменили классическую политическую экономию. Почему именно в это время? Во-первых, потому, что к середине 19-го века наметился кризис в политической экономии (как науке), поскольку на основании теорий стоимости, разработанных в рамках классической экономической школы, невозможно было объяснить формирование и изменения рыночных цен. Во-вторых, потому, что изменилась сама экономика: мир в конце 19-го века вступил в период империализма, а производители (впервые в истории капитализма) столкнулись с постоянным дефицитом потребительского спроса. Т.е. в рассматриваемое время потребовалось объяснить механизм определения объема спроса и формирования цены.

Со времен А. Смита основными направлениями исследований в экономической науки были вопросы происхождения богатства общества, обеспечения роста общественного богатства, анализ роли различных факторов производства в этом процессе и, до некоторой степени, вопросы оптимизации использования производственных факторов. Можно с полным основанием утверждать, что классическая политическая экономия исследовала процессы экономики на макроуровне, уделяя особое внимание проблемам экономического роста, то есть экономической динамики. При этом методом классической политэкономии был анализ производства и производственных отношений, сопровождающийся игнорированием потребления, которое с точки зрения классиков всегда равно производству. Но уже к моменту расцвета классической школы, реальная экономика продемонстрировала несостоятельность утверждения об автоматическом равенстве спроса и предложения, поскольку в экономике начала проявляться цикличность, т.е. чередование периодов поступательного развития экономики с кризисами перепроизводства.

Возникновение ситуаций недопотребления обязательно должно было переключить внимание экономистов с вопросов производства на вопросы потребления, что и произошло в ходе маржинальной революции. Маржинальная революция (70е - 80е годы XIX века) - период, во время которого доминирующей доктриной в экономике стал маржинализм, т.е. научное направление, основанное на постулате о том, что меновая стоимость (цена) товаров определяется их предельной полезностью для потребителей, а также на законе убывающей предельной полезности. Этот закон был независимо открыт в 70-х годах XIX века К. Менгером (австрийцем), С. Джевонсом (англичанином) и Л. Вальрасом (швейцарцем). Суть этого закона всем вам хорошо известна: полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (именно ее называют предельной полезностью, а сам термин закрепился и остался в науке навсегда благодаря Ф. Визеру - прим, автора) меньше полезности предыдущей единицы товара.

Вслед за законом убывающей предельной полезности был открыт и закон убывающей предельной производительности факторов производства. Благодаря этому в экономике появилась возможность объяснять с помощью предельного анализа не только потребительский выбор, но и поведение производителей, а также соотношения обмена.

Маржиналисткая революция ознаменовала собой переход экономических исследований с макроэкономического уровня на микроэкономический. То есть основным предметом анализа стало поведение отдельных экономических субъектов (потребителей и фирм)! Вследствие этого новыми стали и вопросы, на которые должна была ответить экономическая теория: "Что и в каких количествах будет потреблять данный человек?"; "Что и в каких количествах будет производить данная фирма?" Т.е. речь идет об обосновании рационального оптимального выбора потребителями и производителями среди множества альтернатив.

В это время классическая школа и маржинализм мирно сосуществовали, поскольку у них были различны предметы исследования.

При дальнейшем развитии маржинализма были открыты законы ограниченности ресурсов, которые позволили обобщить маржиналистскую экономическую теорию для макроэкономического анализа. В результате экономика стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данными целями экономических субъектов и данными ограниченными средствами. Сутью экономической науки стал поиск условий, при которых производственные услуги распределяются с оптимальным результатом между конкурирующими целями. Это вопросы экономической эффективности, и как раз предельный анализ обслуживает данный принцип. Следует добавить, что экономическая модель, которая является предметом маржиналистского анализа, является статичной, где проблемам экономического роста места нет.

Тем не менее, чистый маржинализм не мог быть применен на практике, поскольку он оперировал субъективными характеристиками производителей и потребителей, поэтому например оказывалось, что цена рыночная и объем реализации товара являются случайными величина, зависящими от индивидуальных особенностей субъектов рыночных отношений. Попытки "объективизировать" маржинализм привели в конечном итоге к синтезу идей классической школы и маржинализма в неоклассику.

Неоклассическая экономическая теория утверждает, что стоимость товаров определяется взаимодействием спроса и предложения, носящих объективный характер. Причем, если объективный характер рыночного предложения вытекает из объективного характера предельных издержек производства, то объективный характер спроса является следствием огромности количества потребителей. Но при этом неоклассика для обоснования величины спроса и формы кривой спроса на отдельные товары использует маржиналистский подход к поведению потребителя.

Появление в экономике функций спроса, предложения, издержек и т.д., носящих объективный характер позволило широко использовать в экономической теории математический аппарат, в частности дифференциальное исчисление и дифференциальные уравнения.

В начале неоклассическая экономическая теория как бы доказала справедливость принципов саморегулируемости рынков и ненужности вмешательства государства в экономику. Однако, очень скоро и в теории, и на практике обнаружилось, что рынок не всегда идеален. Следствием этого стало возникновение теории несовершенной конкуренции и появление кейнсианской критики неоклассической теории.

Концепция маржинализма основана на адаптации ценовых решений к текущему перспективному спросу, т.е. цена подстраивается под платежеспособный спрос. Значение покупателя решающее. Мерой изменения цены является динамика объемов производства.

Оптимизация принимаемых ценовых решений связана с оценкой альтернативных затрат (какую продукцию выгоднее производить). Отсюда необходимость расчета альтернативной эффективности производства товаров на основе затрат и доходов.

Цены на рынках потребительских товаров австрийская школа определяет субъективными оценками отдельных индивидуумов в отношении предельной полезности соответствующих товаров. Эти субъективные оценки предопределяют меновые пропорции, которые складывались на рынке.

Теория меновой цены (стоимости) выводится из законов обмена различных полезностей благ. Баланс полезности с обеих сторон обменивающихся приведет к обмену. По Джевонсу меновое отношение товаров это обмен их как полезностей. Обмен может состояться тогда, когда один субъект обнаружит в другом товаре еще большую полезность, чем та, которой обладает его собственный продукт. Цена предмета - зависит исключительно от его полезности.

Предельная полезность и определяет меновые пропорции. Эта концепция была поддержана П. Самуэльсоном. "Предельная полезность товара пропорциональна его цене". Особенность этой концепции меновой стоимости субъективностью ощущений потребителя оторванного от рынка. Но он должен дать оценку полезности товаров, цена (оценка) которых формируется не им, а рынком. Меновая стоимость сводиться здесь к полезности товара к его потребительной стоимости. Однако определить меновую стоимость товара полезностью практически невозможно.

В рыночной экономике полезности распределяются согласно ценам. Цена соответствует предельной полезности блага по степени насыщенности и важности его на рынке. При повышении цен происходят сдвиги в структуре спроса и потребления. Если растут цены, товаров, то их относительная полезность падает. На каждый рубль, затрачиваемый покупателем на приобретение товаров, он будет стремиться приобрести равные предельные полезности. Или, рубль, затраченный на один товар, должен приносить такую же полезность, что и на другой.

Делись добром ;)