logo
Субъективная революция в ценообразовании (по работе Бем-Баверка "Теория предельной полезности")

Заключение

В развитии маржинализма как новой методологии можно выделить два этапа:

1 этап - 70-80-е гг. XIX в. (У. Джевонс, австрийская школа) - называют "субъективным направлением". На данном этапе маржиналисты еще используют причинно-следственный подход, а первичной сферой считают потребление (спрос). При этом центральной является теория предельной полезности, в которой ценность товара связана с субъективной оценкой его полезности потребителем.

II этап - 90-е гг. XIX в. - 1900-е гг. - отличается отказом от субъективизма и психологизма первого этапа, преобладанием функционального подхода и двухкритериальной теорией ценности, математическим моделированием экономического равновесия. На втором этапе теория маржиналистов получила название "неоклассической теории" и стала рассматриваться в качестве замены классической политической экономии. Наиболее известные представители этого этапа А. Маршалл, Дж.Б. Кларк и В. Парето.

Концепция маржинализма основана на адаптации ценовых решений к текущему перспективному спросу, т.е. цена подстраивается под платежеспособный спрос. Значение покупателя решающее. Мерой изменения цены является динамика объемов производства.

Оптимизация принимаемых ценовых решений связана с оценкой альтернативных затрат (какую продукцию выгоднее производить). Отсюда необходимость расчета альтернативной эффективности производства товаров на основе затрат и доходов.

Низкий уровень потребительской грамотности, сохранение черт поведения, свойственных командной экономике, можно назвать главной отличительной особенностью поведения потребителей России в начале 90-х годов ХХ в. Она обусловлена как спецификой российской цивилизации, так и своеобразием момента - переходом от командной экономики к рыночному хозяйству. В командной экономике была иная модель поведения потребителей.

Расточительное отношение к своему времени, но бережное - к вещам - неоклассики объясняют низким уровнем производительности труда в России, что является одной из особенностей поведения потребителей. В "экономиксе" есть понятие "ценность времени", проявляющаяся в стоимости часа труда. Ценность времени на потребление в совокупности с рыночной ценой образуют "полную цену" товара. Простаивая часами в очередях за покупками в недалеком прошлом, люди не учитывали ценность времени, ибо она была невысока. Для американца это были бы крайне дорогие товары. У россиянина своё объяснение бережливости. Она идёт из глубины веков. Вспомним "Домострой", наставляющий бережно относиться к одежде, сохранять припасы, беречь домашнюю утварь, чтобы иметь всё необходимое самому, и иметь возможность отдать излишки нуждающемуся, помочь соседу.

Список использованной литературы

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: Маркетинг, 2012. - 39 с.

2. Российская Федерация. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая [Текст]. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2012. - 560 с.

3. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]. - М.: Ось-89, 2012 - 144 с.

4. Ачаповская, М.З. Экономическая теория / М.З. Ачаповская. - Минск: ФУАинформ, 2010. - 431 с.

5. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова. С.Ф. Серегина. - Москва: Маркет ДС, 2009. - 413 с.

6. Балдоржиев, Д.Д. Экономическая теория: Учеб. пособие / Д.Д. Балдоржиев. - Смоленск, 2010. - 396 с.

7. Борисов, Е.Ф. Основы экономики: Учебное пособие / Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт - Издат, 2009. - 316 с.

8. Зубко, Н.М. Основы экономической теории: учеб. пособ. / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. - Минск: Вышэйшая школа, 2011. - 427 с.

9. Ивашутин, А.Л. Макроэкономика: учеб. пособ. / А.Л. Ивашутин. Минск: Амалфея, 2008. - 339 с.

10. Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика: учеб. пособ. / Б.Т. Кузнецов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с.

11. Курс экономической теории: учебник / М.Н. Чипурин [и др.]; под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: АСА, 2010. - 874 с.

12. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учеб. пособ. / И.М. Лемешевский. - Минск: ФУАинформ, 2009. - 701 с.

13. Новая экономика / под ред. Е.Ф. Авдокушина, В.С. Сизова. Москва: Магистр, 2009. - 542 с.

14. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред.О.Ю. Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 456 с

15. Экономика: университетский курс / П.С. Лемещенко [и др.]; под ред.П.С. Лемещенко, С.В. Лукина. - Минск: Книжный дом, 2007. - 703 с.

16. Экономическая теория: курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова [и др.]; под редакцией И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. - Минск: Тетрасистемс, 2011. - 399 с.

17. Экономическая теория: учебник / В.С. Артамонов [и др.]; под ред.В.С. Артамонова, С.А. Иванова. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 528 с.

18. Экономическая теория: учеб. пособ. / А.В. бондарь [и др.]; под общ. ред. А.В. Бондаря, И.В. Воробьёва. Минск: БГЭУ, 2011. - 477 с.

19. Экономическая теория: учебник / Е.Н. Лобачёва [и др.]; под редакцией Е.Н. Лобачёвой. - Москва: Высшее образование, 2008. - 515 с.

20. Экономическая теория (политэкономия): учебник/ В.И. Видяпин [и др.]; под общ. ред.В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. - Москва: ИНФРА-М, 2007. - 639 с.

21. Экономическая теория. Общие основы: учеб. пособ. / М.И. Ноздрин-Плотницкий [и др.]; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск: Современная школа, 2011. - 390 с.