Сущность и формы предпринимательства

курсовая работа

Главная задача предпринимательства

Как известно, потребности людей неограниченны. Эта неограниченность потребностей определяется, во-первых, тем, что население Земли постоянно обновляется, а новые люди приходят в мир со своими потребностями; во-вторых, неограниченность потребностей обусловлена тем, что потребности каждого отдельного человека непрерывно растут и развиваются. Этот рост связан с постоянным появлением новых видов материальных и духовных благ и возможностей их получения: еще вчера большинство наших людей устраивала комната в коммунальной квартире, сегодня появилась массовая потребность в отдельной квартире, можно предположить, что завтра многие захотят жить в индивидуальных загородных домах. Так же обстоит дело с пищей и одеждой, бытовой техникой и мебелью, средствами передвижения, качеством медицинской помощи, образованием и т. д. Недаром говорят, что «человеку нужен весь мир».

Для удовлетворения постоянно растущих потребностей людей нужны соответствующие производственные ресурсы.

Производственными ресурсами, или факторами производства, называют материальные и духовные ценности, необходимые для производства товаров (вещей и услуг).

К производственным ресурсам относятся земля, капитал, труд и предпринимательские способности.

Земля -- это природные, нерукотворные ресурсы: пахотная земля и другие земельные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы.

Капитал -- это собственность, созданная человеком, как материальная, так и духовная (интеллектуальная). К материальной собственности (капиталу) относятся помещения и сооружения, оборудование, материалы и сырье, транспортные средства, деньги и другие ценности. К интеллектуальной собственности (капиталу) относятся произведения науки, литературы и искусства, открытия и изобретения, новые технологии и промышленные образцы, торговые марки. Сюда следует отнести также и «ноу-хау» (англ. «знаю как») -- всевозможные новшества, не закрепленные как открытия или изобретения.

Труд -- это физические и умственные способности человека, которые затрачиваются (расходуются) в процессе производства товаров.

Предпринимательские способности -- это умение предпринимателя рационально использовать землю, капитал и труд, принимать наилучшие -- наивыгодные решения, прогнозировать ситуацию, расчетливо рисковать.

Необходимость рационального использования ресурсов вызвана их ограниченностью.

Ограниченность ресурсов следует понимать не только как их нехватку или конечность в природе, но и как следствие постоянного недостатка средств на их приобретение и использование. Дело в том, что на одни и те же средства (а они всегда ограниченны) могут быть приобретены самые различные ресурсы.

Основная задача предпринимательства -- это задача сделать наилучший выбор, как в условиях неограниченных потребностей лучше использовать ограниченные ресурсы для получения наибольшей возможной прибыли. Предприниматель должен ответить на следующие вопросы:

-- что производить?

-- как производить?

-- для кого производить?

Выбор предполагает решения предпринимателя, маркетолога и менеджера, дающие ответы на все эти вопросы.

При выборе «что производить?» учитывается наличие необходимых факторов производства.

При выборе «как производить?» учитываются технические и технологические возможности предприятия.

При выборе «для кого производить?» учитываются запросы рынка.

Основная задача предпринимательства требует оптимального решения, то есть максимизации какого-либо одного показателя (обычно прибыли) при наложении ограничений на остальные (как правило, ресурсы).

Решение основной задачи предполагает экономический рост, занятость населения и полноту использования ресурсов. Под экономическим ростом при этом понимается увеличение объема продукции (с учетом качества) на душу населения.

Решение основной задачи предпринимательства связано с определенными издержками - оплатой приобретенных факторов производства. Причем оптимальное решение отнюдь не предполагает одновременную минимизацию этих затрат («максимум надоев при минимуме кормов»). Речь идет о получении оптимальной прибыли при данном уровне затрат либо данной прибыли при минимальных затратах.

В этом случае целесообразно рассмотреть кривую средних общих издержек (см. Рис.1) - издержек, приходящихся на единицу выпускаемой продукции, то есть , где ATC - средние издержки, ТС - общие издержки и Q - объем выпускаемой продукции. На графике показано, что существует такой объем Qm, при котором средние общие издержки достигнут своего минимума.

Понятие средних общих издержек имеет большое значение для теории фирмы. Сравнение средних общих издержек с уровнем цен позволяет определить величину прибыли. Это помогает выбрать правильную стратегию и тактику в деятельности фирмы. Обратимся к рисунку 2.

Рис.2. Средние общие издержки и рыночная цена

В ситуации а) производство будет прибыльным, если товар будет производиться в количестве Q1 - Q2, однако наибольшую прибыль предприниматель получит при производстве Q0 единиц продукции. В ситуации б) только при объеме выпуска Q1 предприниматель может производить продукцию без убытков, но и прибыли он не получит, потому что издержки производства совпадут с рыночной ценой товара. А в ситуации в) производство вообще не рентабельно: при любых объемах производства издержки будут превышать цену товара.

Итак, главная задача предпринимательства состоит в выборе, как при неограниченных потребностях лучше использовать ограниченные ресурсы для достижения наибольшей прибыли; как сократить издержки производства и обеспечить необходимый выпуск продукции для обеспечения рентабельности предприятия.

Делись добром ;)