Сущность организации управления экономикой региона

контрольная работа

2. Роль государственного аппарата в управлении региональным развитием

Требование управляемости процесса развития на государственном уровне выполнимо при условии учета интересов всех субъектов участвующих в этом процессе. В данном представлении появляется место "временного принципа". Это основа механизма обеспечения устойчивого регионального развития.

Интересы субъектов регионального развития - это не только цели различного временного порядка, но и их иерархическая подчиненность - целевые приоритеты. Отметим существование принципиальной на наш взгляд разницы между приоритетами управления и приоритетами развития. Прибегая к некоторой метафоре - это разница между "волей Общего" и "волей Частного". Система их отношений не кажется однозначной. Конституцией практически любого правового государства в качестве высшей цели определяется человек и рост его благосостояния - приоритет развития. В то же время, любое демократическое государство должно обеспечивать равенство прав и свобод граждан - приоритет управления. Равенство свобод совсем не означает роста благосостояния. Наличие нескольких уровней управления развитием позволяет, в какой-то мере разрешить эту проблему. Приоритеты управления субфедерального уровня власти могут включать приоритеты развития региона, как части национальной территории по отношению к ней. Данное обстоятельство дает нам повод увидеть в регионе не просто субъект государственного устройства, но систему обеспечивающую развитие государства - субъект развития. Это - следствие принятия "временного принципа" в управлении, хотя и немаловажное.

Предлагаемый "временной принцип" по существу не является новым. Его можно увидеть в практике стран европейского сообщества, пытающихся реализовать так называемый принцип субсидиарности. Его общий смысл в том, что определяется предмет диалога между различными уровнями управления, а потребности отдельного человека в развитии выступают критерием в этом диалоге. В Российской управленческой практике субсидиарность часто отождествляют с коллегиальностью, но это не одно и то же. Иерархическая подчиненность уровней управления не исчезает. Реализация принципа субсидиарности позволяет одновременно стимулировать развитие процессов малого временного масштаба и стабилизировать развитие процессов большого временного масштаба. По содержательной форме принцип субсидиарности близок к постулированному нами "временному принципу" с тем лишь отличием, что его предметный фокус смещен с интересов различного временного порядка на интересы различного территориального масштаба. Очевидно при этом, что территориальный акцент интереса предполагает наличие и его временных свойств. Таким образом, принятие "временного принципа" за базовый, при решении проблемы обеспечения согласованного управления региональным развитием, позволяет определить, в качестве главного следствия, появление предметной основы для обеспечения нового типа развития региона - устойчивого развития. Это - регион, как базовый субъект устойчивого развития национальной системы, интересы субъектов регионального развития, целевые приоритеты управления и существующий принцип субсидиарности.

Переоценка устоявшихся истин по параметру времени. Преобразование методов регионального управления.

Первичность временного характера проблемы обуславливает возможность параметризации различных интересов управления в координатах времени. Рассмотрим ряд аспектов соответствующего методологического плана. Принципиальным моментом его параметризации "временного принципа" является принятие требования инвариантности принципов управления по отношению к уровню власти.

Первым следствием принятия требования инвариантности является общность механизма выработки целей управления - механизма целеполагания для каждого уровня управления. Соблюдение этого требования позволяет говорить о едином языке для ведения диалога согласования интересов. Необходимо сразу оговориться, что речь идет не столько о правиле формирования приоритетов управления, сколько о механизме согласования приоритетов управления и приоритетов развития управляемой системы. Если первые носят "внутренний" характер по отношению к выбранному масштабу объекта управления, то вторые - "внешний", позиционируя объект управления по отношению общностям более высокого порядка.

Эти две логики формирования приоритетов выработаны самой жизнью и каждая содержит свое рациональное зерно, которое нельзя потерять. Их согласование возможно при условии определения такого общего базиса генерации приоритетов, который бы содержал наиболее общие приоритеты управления для реализации логики власти в их последующем уточнении и наиболее частные приоритеты развития для реализации общепринятой логики их последующего обобщения.

Человек выступает носителем двойственной системы потребностей. С одной стороны - это самые частные потребности обеспечения жизнедеятельности. С другой стороны - это самые общие потребности творческого преобразования мира.

Вторым следствием принятия требования инвариантности является общность критериальной базы управления. Соблюдение этого требования формирует единый язык согласования действий. Основой этого языка может быть единое понимание того, что такое объект управления. Здесь, по существу, речь должна идти о правилах параметризации этого объекта. Подходов к выделению индикаторов управления может быть действительно много. Наиболее общим из них является принцип наблюдаемости (но не статистической наблюдаемости). В действующей практике управления сегодня доминирует принцип измеримости. Несомненно проще в использовании, но не позволяет описать свойства процессов.

Основные функции государственного аппарата в управлении региональной экономикой:

· разработка проекта Государственного бюджета региона, руководство и координация его исполнения;

· финансирование мероприятий, предусмотренных в Государственном бюджете региона;

· анализ действенности налоговой системы, контроль за состоянием бухгалтерского учета, разработка и осуществление мер по их совершенствованию;

· разработка предложений и определение соотношений между средствами Государственного бюджета региона и местных бюджетов;

· обеспечение финансового контроля за правильным и рациональным использованием ведомствами региона бюджетных средств.

· координация работы предприятий и организаций промышленности, транспорта и связи;

· содействие промышленному развитию региона, развитию единого транспортного комплекса, дорожного хозяйства, почтовой, телеграфной, телефонной и радиосвязи;

· прогнозирование динамики производства продукции и услуг этих отраслей;

· координация работ по интеграции производственной кооперации, внедрению новых технологий;

· содействие развитию различных форм собственности, малого предпринимательства, создание условий и предпосылок для конкуренции и преодоления монополизма.

· определение основных направлений развития государственной торговли, организация товарообменных и создание резерва товарных ресурсов;

· разработка и проведение совместно с другими органами мер по защите внутреннего рынка, обеспечение реализации товаров из централизованных ресурсов, содействие развитию многообразных форм собственности, предпринимательства;

· создание предпосылок для конкуренции и пресечения монопольных тенденций в отрасли и других сферах, связанных с торговым обслуживанием.

управление экстенсивный региональный экономика

Делись добром ;)