Сущность, роль и основные элементы инфраструктуры рыночной экономики

курсовая работа

1. Сущность и роль инфраструктуры рыночной экономики

Создать эффективную рыночную экономику можно лишь с помощью результативно действующей инфраструктуры, обеспечивающей многообразное, комплексное и длительное взаимодействие между различными субъектами рынка. Слово «инфраструктура» в переводе с латинского обозначает «за пределами строения». Под категорией «рыночная инфраструктура» подразумевается совокупность, инструментов, форм, методов и процессов, обеспечивающих общие условия нормального функционирования рыночной экономики [1].

К ней относятся - информатика, электроэнергетика, транспорт, связь, коммунальное обслуживание, а также образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д. В основе выделения инфраструктуры как крупной сферы экономики лежит различие между особенными и общими условиями производства. К особенным условиям относятся конкретные формы технологического процесса, присущие в отдельности каждому виду производства, будь оно промышленным или сельскохозяйственным. К общим условиям относятся те, без которых не может эффективно функционировать ни одно производство и нормально проживать население. Они не связаны с конкретными видами производства и как бы создают фундамент для всей экономики.

В зависимости от уровня анализа инфраструктуру можно рассматривать на трёх уровнях: микро-, медиум- и макроуровне.

На микроуровне инфраструктура представляет собой совокупность инженерно-технических сооружений, независимо от индивидуального технологического процесса: будь это шоколадная фабрика или автомобильный завод.

На медиумуровне инфраструктура представляет собой совокупность объектов или сооружений, обслуживающих определенную территорию: республику, край, область, город, поселок, село. Это местные системы обеспечения электроэнергией, водой, теплом, связью, профессиональным и народным образованием, здравоохранением и т.д.

На макроуровне инфраструктура представляет собой совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие национальной экономике в целом.

Инфраструктура на макроуровне подразделяется на производственную, социально-бытовую и институциональную [2].

Производственная инфраструктура. Это комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия непосредственных процессов производства. В нее включается грузовой транспорт, оптовая торговля, электро-, газо-, водоснабжение, складское хозяйство, связь, информационное обслуживание (обработка информации, производство программного обеспечения, услуги баз данных). Входит в нее также сфера деловых услуг, к которым относятся реклама и маркетинговое обслуживание, аренда и лизинг (сфера, объединяющая в себе аренду и кредитование оплаты аренды оборудования), консультационное обслуживание (консультирование по вопросам управления, инвестиционной политики и др.), инжиниринг (сфера инженерно-консультационных и проектных услуг), сфера по обеспечению временных потребностей в рабочей силе и др.

Социально-бытовая инфраструктура. Она представляет собою совокупность отраслей и подотраслей, обеспечивающих материальные, культурно-бытовые условия для размещения и нормальной жизнедеятельности населения. Поскольку практическая реализация этих условий выражается в услугах и духовных благах, то социально-бытовую инфраструктуру называют также сферой производства услуг и духовных благ. В отраслевой классификации она представлена народным образованием, здравоохранением, физкультурой и спортом, культурой и искусством, розничной торговлей и общественным питанием, жилищно-коммунальным хозяйством, бытовым обслуживанием, пассажирским транспортом, связью по обслуживанию населения.

Институциональная инфраструктура представляет собой комплекс отраслей и сфер деятельности, осуществляющий макроэкономическое регулирование экономики, поддерживающий близкие к оптимальным макроэкономические пропорции развития национального хозяйства. В нее входят государственный аппарат экономического регулирования, кредитно-финансовая сфера, учреждения, обеспечивающие управление народным хозяйством района, страны. Она формируется из организаций, регулирующих и направляющих экономику, вычислительных центров, учреждений финансово-кредитной системы.

Отличительная особенность институциональной инфраструктуры состоит в том, что она не выступает как самостоятельная отрасль или подотрасль. Она обслуживает другие отрасли в роли управляющей подсистемы. По уровню выполняемых управленческих функций в системе общественного воспроизводства она является институциональной инфраструктурой разных уровней: общества, региона, отрасли, производства и т.д. В целом институциональная инфраструктура представляет собой сложную систему разнородных, но тесно связанных между собой элементов [1].

В зависимости от степени обеспеченности экономики инфраструктурой выделяют три ее типа:

§ опережающий, когда инфраструктурный потенциал больше, чем производственные и индивидуальные потребности;

§ одновременный, или синхронный, когда степень развития инфраструктуры соответствует потребностям экономики;

§ запаздывающий, когда степень насыщенности инфраструктурными объектами отстает от потребностей экономики.

Каковы специфические признаки инфраструктуры?

Во-первых, инфраструктура - это сектор экономики общего назначения. Во-вторых, ей присущ характер коллективного потребления. В-третьих, объекты инфраструктуры капиталоемкие, они требуют крупных первоначальных инвестиций. В связи с этим нельзя ожидать их одновременного развития. В-четвертых, отрасли инфраструктуры - это долгоокупаемые отрасли. Продукция инфраструктурных отраслей выступает или в виде недвижимости, например, дорога, или в виде услуг, например, информация, электроэнергия.

Дорогу нельзя продать как, скажем автомобиль. Издержки на ее строительство окупаются сравнительно длительное время, так как возмещаются не сразу - не через разовую продажу, а постепенно - через продажу услуг по заранее установленным тарифам и налоговым сборам. Иначе говоря, фаза «затраты - выпуск» в инфраструктуре проявляется иначе, чем в промышленном производстве. Наконец, инфраструктура непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за его технологическими пределами.

Круг инфраструктурных отраслей изменяется. Например, появление компьютеров, сотовых телефонов, космических кораблей, а вместе с этим космодромов и т.д. «ломает» прежнее представление о приоритетных направлениях в инфраструктурном обеспечении. Теперь не пресловутая электроэнергетика и дороги решают все экономические проблемы, а информация. А все это - результат научно-технического прогресса. Следовательно, перечень отраслей и объектов инфраструктуры меняется, он не может быть неизменным, жестко регламентированным для всех этапов экономического развития.

Инфраструктура связывает воедино все отрасли экономики, способствуя ее стабилизации, сбалансированному развитию. Большое значение придается инфраструктуре в формировании и развитии территориально-производственных комплексов. Значительна роль инфраструктуры в решении современных проблем сельского хозяйства. Трудно представить себе эффективный агропромышленный комплекс и современное село без развитой дорожной сети, надежного транспорта, элеваторов, хранилищ, складов, холодильников. Отставание в любом их этих звеньев неизбежно сказывается на количестве и качестве конечной продукции. Главная задача в сельском хозяйстве в целом - в агропромышленном комплексе России наряду с увеличением масштабов сельскохозяйственного производства и в том, чтобы устранить значительные потери продукции, возникающие в результате несовершенной инфраструктуры. Особенно нуждается в расширении строительство дорог в сельской местности. Доведение инфраструктуры до современных потребностей сельского хозяйства позволит быстрее увеличивать продовольственный фонд страны за счет сохранения уже собранной продукции.

Экономисты предлагают инвестиции направляемые на развитие инфраструктуры, сопоставлять не с увеличением производства, а с уменьшением потерь, которых можно избежать за счет этих инвестиций. Эффективность функционирования инфраструктуры четко проявляется в снижении издержек, максимизации прибыли и физическом росте ВНП. Это достигается в результате того, что технически развитая инфраструктура позволяет бесперебойно функционировать основному производству и, следовательно, производить большее количество продукта с минимальными затратами. Таким образом, уровень технического состояния инфраструктуры может способствовать экономическому росту, а может, наоборот, сдерживать его.

Следовательно, инфраструктура - это фактор производства, который оказывает значительное влияние на благосостояние страны [2].

рыночная инфраструктура экономика

Делись добром ;)