Теоретико-экономические основы монопольной власти

курсовая работа

2.1 Виды монопольной власти

В литературе Федоров С.В. Указ. статья. - С. 177., на основе классификационных принципов сформирована типология монополии (табл. 2, приложение 3), которая включает:

- доминированную (абсолютная монополия, естественная монополия, монопсония, билатеральная монополия);

- ограниченную (независимая, ориентированная, кооперированная);

- конкурентную (горизонтально дифференцированная, вертикально дифференцированная).

Доминированная монополия характеризует ситуацию функционирования единственного субъекта, обладающего абсолютной властью на рынке, которая обусловлена отсутствием субститутов производимого им продукта, спецификой используемой технологии производства, исключительным правом владения редким ресурсом, политикой государства.

Монополия ограниченная предполагает взаимодействие немногих концентрированных производителей, которые в силу своего положения на рынке обладают ограниченной властью над предложением продукции, способны оказывать существенное воздействие на ее цену и условия функционирования самого рынка.

Монополия конкурентная основывает свою власть на влиянии в границах отдельного сегмента рынка, что достигается посредством дифференциации продукции, направленной на выделение ее качественных или предполагаемых отличий. Дифференциация создает основу для установления прочных связей с потребителем и устойчивого контроля над частью отраслевого рынка, ослабляя зависимость субъектов от рыночной цены, в результате чего возникают барьеры, связанные с дополнительными издержками по изменению предпочтений потребителей.

Монополистическая власть институализируется в форме монополии «групп интересов», выражающих интересы различных групп и неформальных сообществ. Их власть во многом зависит от способности оказывать влияние на мнение потребителей их услуг, на общественное мнение, от того, насколько ей удастся убедить их в совпадении целей. Монополия заинтересованных групп (групп интересов) осуществляет функции по систематизации и примирению, сведению к единому знаменателю интересов всех составляющих их компонентов для последующего представления этих интересов во властных структурах. Они обеспечивают организационные формы и профессиональный опыт, необходимые для систематизации и упорядочения разнородных конфликтующих требований и интересов Антосик Л.В. Антиконкурентные действия органов власти в российской антимонопольной практике: региональный аспект // Власть. - 2012. - № 6. - С. 116..

Монополия групп интересов, реализуя свою власть, воздействует на процесс принятия решений в государственных масштабах. Группы интересов концентрируют свое внимание на определенных проблемах и выбирают для достижения своих целей аккумуляцию и активизацию народных масс.

Принципами организации их деятельности выступают:

- добровольность объединения;

- самостоятельность;

- некоммерческий характер объединения граждан;

- фиксированность членства;

- общность граждан по профессиональным и производственным интересам;

- представительство и защита прав и интересов людей Новиков Д.В. Монополия как средство разрешения противоречий современного капитализма (политэкономический анализ) // Альманах современной науки и образования. - 2012. - № 11. - С. 152..

Основным методом реализации монопольной власти являются коллективные переговоры, на основе которых достигаются определенные договоренности. Методом монополистического давления выступает и забастовка.

В экономической литературе традиционно деление стратегий злоупотребления доминирующим положением на два типа - ценовые и неценовые действия Шаститко А.Е. «Сопоставимые рынки» как инструмент антимонопольной политики // Вопросы экономики. - 2010. - № 5. - С. 45..

Первая группа включает хищническую цену (монопольно низкую), завышенную цену продукта или услуг для конкурента, некоторые типы ценовой дискриминации.

Вторую группу составляют такие действия, как отказ в поставке, вертикальные ограничивающие контракты, связанные продажи.

В соответствии с альтернативной классификацией стратегии злоупотребления доминированием делятся на структурные и объемные. Оба типа поведения нацелены на то, чтобы понизить прибыль новичка на рынке.

Первый тип поведения подразделяется на два подтипа: 1) нацеленный на снижение спроса для конкурента; 2) нацеленный на повышение издержек конкурента.

В табл. 3 (приложение 4) представлены формы злоупотребления доминирующим положением.

Представляется важным обозначить еще одну классификацию форм проявления монопольной власти: стратегии, направленные на ухудшение положения конкурентов, включающие монопольно низкую цену, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из него другим субъектам, стратегии, влекущие негативные последствия для потребителей: монопольно высокая цена, навязывание невыгодных условий, изъятие товара из обращения, отказ от заключения договора и другие.

В ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О защите конкуренции» Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3434; 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7643. определены следующие виды злоупотребления доминирующим положением (или формы проявления монопольной власти): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара; экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями; установление различных цен на один и тот же товар; создание дискриминационных условий; создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим субъектам; нарушение порядка ценообразования; манипулирование ценами на оптовом и(или) розничных рынках электрической энергии; прочее.

С формированием основ новой экономики в России начали создаваться и получать все большее распространение квазиинтегрированные структуры. Наиболее активно процесс формирования межфирменных сетей идет в машиностроении, включая автомобиле- и приборостроение. Усложнение конкурентных отношений в национальной экономике привело к возникновению новых схем владения собственностью в форме участия. В рамках системы участия у предпринимателей появляется больше возможности в реализации властного потенциала, формируемой в результате зависимости большого числа хозяйствующих субъектов от крупного предпринимательства, которое получает возможность распоряжаться чужими капиталами и извлекать из подконтрольных компаний дополнительную монопольную прибыль Новиков В.А. Рыночная власть фирмы: природа и формы проявления / Дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2005. - С. 18..

В современной экономике России формированию системы участий способствовало ряд условий: необходимость формирования интегрированных производственно-хозяйственных структур, способных к саморазвитию и выживанию в рыночных условиях; наличие структурного кризиса в промышленности, сфере научно-исследовательских работ и высоких технологий; необходимость восстановления доли внутреннего товарного рынка, потерянного в результате дезинтеграции экономики в кризисные девяностые годы; создание условий для выхода отечественных предприятий на внешний рынок.

К монополистическим объединениям, имеющим форму горизонтального контроля, относится альянс и картель.

Монополия альянса возникает в результате объединения сил конкурентных субъектов рынка в определенной ограниченной сфере деятельности сегмента рынка. Спецификой его является сохранение участниками своей конкурентности относительно партнеров в сферах деятельности, не охваченной соглашениями альянса Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие / Международная академия современного знания..

Механизм действия картеля предполагает согласование между участниками масштабов снижения производства и недогрузки мощностей до тех пор, пока избыток продукции не будет продан. В условиях нарушения баланса спроса и предложения на продукцию отрасли резкого падения цены ниже среднеотраслевых затрат и значительно большого числа производителей в отрасли такой картель дает возможность многим из них выжить.

Картель выступает преимущественно международной структурой организации деятельности монопольных субъектов, так как в большинстве стран антимонопольным законодательством осуществлен запрет на существование подобного рода объединений, который не распространяется на международные картели, выступающими носителями интересов национальных производителей в мировом масштабе.

Итак, с переходом к рыночной экономике в России начали создаваться и получать все большее распространение монополии различных видов, т.к. усложнение конкурентных отношений в национальной экономике привело к возникновению новых схем владения собственностью в форме участия. В рамках системы участия у предпринимателей появляется больше возможности в реализации властного потенциала, формируемой в результате зависимости большого числа хозяйствующих субъектов от крупного предпринимательства, которое получает возможность распоряжаться чужими капиталами и извлекать из подконтрольных компаний дополнительную монопольную прибыль.

Делись добром ;)