Теоретические основы социальной политики и механизмы её реализации в Республике Беларусь

курсовая работа

1. Социальная политика: содержание, принципы, направления, модели

Под социальной политикой понимают комплекс мер государства, направленных на обеспечение благоприятных условий труда, жизни и всестороннего развития членов общества. Необходимость формирования социальной политики обусловлена тем, что рыночный механизм гарантирует высокий жизненный уровень лишь тем, кто более способен, образован, физически крепок и т.д. Однако в обществе есть люди, которые по объективным причинам не могут обеспечить себе даже минимальный уровень благосостояния. Это - дети-сироты, старики, безработные и др. Они должны быть защищены государством. Социальная политика должна учитывать не только материальные, но и политические и духовные интересы членов общества.

Основными задачами социальной политики являются:

обеспечение социальной защиты беднейшим слоям населения через оказание им материальной помощи;

обеспечение государственных гарантий по социальной защите в случае болезни, нетрудоспособности, несчастного случая и др;

обеспечение гарантии права на труд;

регулирование занятости населения;

создание условий для всестороннего развития личности;

создание условий для негосударственного социального страхования;

защита окружающей среды. [2, стр. 137-138]

Социальная политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение ресурсного потенциала для осуществления социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, создаются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики; с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни.

Следующим принципом можно назвать принцип всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографических слоёв и групп населения.

Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна чутко реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий переходной экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция, рост безработицы и как следствие - резкое падение уровня жизни и социальные потрясения в обществе. [1, стр.211]

Социальная политика, преследуя определённые цели, осуществляется по следующим направлениям:

стимулирование достижения полной занятости населения на основе модернизации и ввода новых рабочих мест (политика занятости);

снижение степени дифференциации доходов (политика доходов);

обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения;

социальное партнёрство;

укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;

обеспечение защиты окружающей среды.

Политика занятости - это одно из направлений социальной политики, посредством которых снижается степень остроты проблем трудоустройства, безработицы, переквалификации.

Политика занятости преследует следующие цели:

создание для трудоспособных членов общества возможностей наиболее полно реализовать свой потенциал;

забота о безработных и их семьях, трудоустройство и переквалификация безработных;

более полное использование частично занятой рабочей силы;

создание возможностей продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости;

инвестирования в человеческий капитал в целях увеличения производительности труда, его сохранения и накопления;

развитие механизмов адаптации к требованиям рынка.

Осуществляя политику занятости, государство большую часть средств расходует на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице.

Вместе с тем, в последнее время отчётливо просматривается тенденция к усилению роли активных мер, направленных на регулирование спроса на труд и требующих значительных финансовых затрат. Речь идёт в частности, о выплате предприятиям, предоставляющим работу определённому контингенту рабочей силы, временных субсидий, покрывающих часть заработной платы этих работников.

Перспективной мерой являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест. Безусловное её преимущество - адресный характер. Такие программы наиболее рационально используются при финансировании инфраструктурных проектов, в том числе в сельской местности, что не только позволяет предоставить людям работу, но даёт импульс развитию хозяйственной деятельности региона.

Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры мелкого бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создаётся на сегодняшний день не на крупных, а на мелких и средних предприятиях.

Тем не менее, политика занятости имеет и обратную сторону (рис. 1.1). Она стимулирует рост спроса на рынке труда, но приводит к временному уменьшению безработицы (в краткосрочном периоде) до уровня, соответствующего отрезку ВС. В долгосрочном периоде безработица вернётся к естественному уровню, но «цена» действий правительства такова, что повышение средней зарплаты с щ0 до щ1 в составе издержек фирм приведёт к росту уровня цен и, следовательно, к инфляции.

Жильё является одной из первостепенных потребностей населения. При значительной дифференциации доходов некоторая часть населения не способна самостоятельно решить жилищную проблему, поэтому государство проводит жилищную политику - часть социальной политики, направленную на улучшение жилищных условий граждан.

При реализации этой политики государство в качестве инструментов использует следующие меры:

льготы на строительство, покупку жилья;

систему налоговых скидок (по налогу на недвижимость);

систему регулирования оплаты социального жилья;

государственные займы на строительство жилых домов;

выдача прямых кредитов на строительство и приобретение жилья.

Жилищная политика также проводится в виде специальных программ по строительству жилья.

Государственная политика в области здравоохранения направлена на обеспечение всех социальных групп населения качественной и доступной медицинской помощью, на повышение уровня санитарной культуры, внедрение и пропаганду здорового образа жизни.

Для достижения таких целей политики здравоохранения, как снижение заболеваемости, смертности и увеличение продолжительности жизни особое внимание государство концентрирует на тех направлениях деятельности, которые дают наибольший медицинский, социальный и экономический эффект. К ним относятся первичная медико-санитарная помощь, иммунопрофилактика, выделение групп риска и регулирование на этой основе системы профилактических осмотров и диспансерного наблюдения с целью профилактики и раннего выявления заболеваний, совершенствование системы и инфраструктуры укрепления здоровья.

Здоровье нации, в первую очередь, зависит от решения вопросов охраны здоровья женщины и ребёнка. Поэтому особое внимание уделяется предоставлению медицинской помощи, направленной на снижение материнской и детской заболеваемости и смертности.

Политика здравоохранения, как правило, реализуется в виде финансирования соответствующих программ, направленных на решение конкретной проблемы или преодоление конкретных заболеваний («Туберкулёз», «Онкология», «Медикэйр», «Здоровый образ жизни» и т.д.). [5, стр. 157-160]

За последнее столетие в развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели механизма реализации социальной политики государства.

По типу субъекта социальной ответственности различают либеральную, корпоративную и общественную модели. Выбор той или иной модели осуществления социальной политики определяется особенностью исторических, социальных, культурных и экономических условий, а также типом общественно-политического устройства государства и др. [4, стр. 250-252]

Так, либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Её основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации - социально-страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу реализации социальных программ при данной модели составляют не средства государственного бюджета, а частные сбережения и частное страхование.

При реализации данной модели социальной политики государство берёт на себя ответственность лишь за обеспечение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наиболее обездоленных слоёв населения, гарантию гражданских прав и свобод, но при этом оно стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки.

Данная модель социальной политики государства присуща США, Англии, Ирландии.

Вторая модель социального государства - корпоративная, которая, в свою очередь, предполагает принцип корпоративной ответственности. Это означает, что максимум ответственности за судьбу своих работников несёт корпорация, предприятие, организация или учреждение.

Предприятие стимулирует работников к внесению максимального трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских услуг и образования. В данной модели ответственность за социальное благополучие в обществе несут государство, негосударственные организации и непосредственно личность, но более существенную роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвлённую социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды.

Классическими представителями корпоративной модели социальной политики являются Япония, Германия.

Следующая модель социальной политики государства - общественная. В её основе лежит принцип солидарности, т.е. ответственности всего общества за судьбу его членов.

Эту модель называют перераспределительной, при которой богатый платит за бедного, здоровый - за больного, молодой - за старого. Осуществляет это перераспределение государство. Именно оно берёт на себя ответственность за социальное благополучие своих граждан.

Финансовым механизмом перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных гарантий, выступающих для населения в большей части в бесплатной (безвозмездной) форме. Примером такой модели являются Швеция, Швейцария, Дания.

По характеру участия государства в решении социальных вопросов выделяют:

стимулирующую модель, которая предполагает косвенное участие государства в решении социальных проблем, когда государство задаёт правовые, кредитно-финансовые и налоговые «правила игры»;

административную модель, предполагающую активное государственное вмешательство в рынок. Условием реализации данной модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости. Механизм этой модели заключается в том, что государство принуждает организации частного и общественного сектора выполнять социальные функции, например, заставляя их производить отчисления в социальные фонды, выплачивать заработную плату не ниже установленного уровня и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что вышеперечисленные модели отличаются одна от другой ролью и степенью участия в реализации социальной политики основных субъектов экономики (государства, корпорации, личности) и других институтов гражданского общества. В основе каждой из моделей социального государства лежит свой базовый принцип, который вытекает из соотношения доли участия в реализации социальной политики её основных субъектов.

Делись добром ;)