Теоретические основы социальной политики и механизмы её реализации в Республике Беларусь

курсовая работа

2. Анализ денежных доходов населения в странах трансформационной экономики

В системе макроэкономических показателей «доходы населения» являются одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и благосостояния людей. Доходы населения, являясь основой повышения жизненного уровня, выступают в тоже время и источником совершенствования и развития производства, что сопровождается повышением жизненного уровня людей.

Процесс трансформации в постсоциалистических странах повлек за собой коренные преобразования в системе общественных отношений, переход к рыночной экономике был обусловлен снижением роли государства в регулировании социально-экономических процессов, что в дальнейшем повлекло за собой дерегулирование социальной сферы, усиление неравенства в доходах населения, его социальное расслоение, что приходит в противоречие с программными целями построения социально-ориентированного государства в этих странах.

Изучению проблем, связанных с распределением, дифференциацией доходов населения посвящены работы как классиков экономической теории - Ф. Кенэ, А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс и др., так и современных зарубежных и отечественных ученых, - Э. Аткинсон, К. Браун, Э. Либанова, Л. Ржаницына, Н. Римашевская, А. Суринов, и др.

В то же время действующие методологические особенности учета и распределения населения по доходам в отдельных странах, в частности, странах СНГ, затрудняют сравнительный анализ распределения населения этих стран по уровню дифференциации доходов и расходов населения, которые обусловлены переходной экономикой.

Анализ денежных доходов в России и Украине

Сравнительный анализ структуры денежных доходов населения России и Украины (табл. 2.1) свидетельствует о достаточно неидентичной структуре по основным видам доходов, - в частности, удельный вес оплаты труда в России за последнее десятилетие на 9,0% выше, чем в Украине [7, 10]. При этом необходимо отметить, что превышение доли оплаты труда в России определено, на наш взгляд, другой вычислительной основой, - в ее состав в отличие от Украины включен % теневой экономики, т.е. включена «скрытая» или официально неучтенная заработная плата.

Таблица 2.1 - Сравнительный анализ состава денежных доходов населения России и Украины

Показатели

Россия

Украина

2000

2005

2010

2001

2005

2010

1. Структура денежных доходов, % в т.ч.

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

- оплата труда

62,8

63,6

65,2

53,9

53,2

56,1

- доходы от

предпринимательской деятельности

15,4

11,4

9,7

4,1

5,3

6,0

- доходы от собственности

6,8

10,3

8,2

9,8

7,5

5,2

- социальные выплаты

13,8

12,7

14,9

23,7

25,8

26,4

- другие доходы

1,2

2

2

8,5

7

6,3

2. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного мин., %

29,0

17,7

13,2

87,9

64,0

25,6

3. Средний прожиточный минимум, дол.

43

105

70

50

84

80

В Украине гораздо ниже и доля доходов от предпринимательской деятельности. Однако, несмотря на то, что в России доля данного вида дохода и существенно выше, чем в Украине, но наблюдается тенденция к снижению (на протяжении 10 лет с 2000г. сократился в 1,5 раза). В то же время при незначительном отличии удельного веса доходов от собственности, в странах сложилась противоположная тенденция, - если в России этот показатель растет, то в Украине, наоборот, снижается. Необходимо отметить существенное превышение доли социальных выплат в Украине по сравнению с Россией, - при практически одинаковой возрастной структуре населения в Украине данный показатель превышает российский в 2 раза и составляет 26,4%, что свидетельствует о патерналистских особенностях социальной политики в стране.

Уровень бедности населения можно оценить на основе использования косвенного показателя - численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Сопоставление показателей свидетельствует о следующих двух закономерностях, во-первых, в Украине в 2010г. удельный вес лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума почти в 2 раза выше, чем в России, при этом в 2000-2001гг. это превышение составляло более чем 3 раза. Но в то же время и размер среднего прожиточного минимума в Украине по состоянию на 2010г. в долларовом эквиваленте более чем в половину меньше российского. Данные соотношения свидетельствуют о том, что украинское общество на порядок беднее и уровень жизни существенно ниже.

При анализе распределения населения по доходам (табл. 2.2) очевидно, что в российском обществе значительно выше критерии неравенства (коэффициент Джини, децильный коэффициент фондов, коэффициент дифференциации). Однако если взять во внимание то, что в структуру денежных доходов Украины не включены теневые доходы, то можно допустить, что показатели неравномерности распределения будут примерно аналогичными. Для корректности данного сопоставления предположим, что наибольший удельный вес неучтенных доходов приходится на последние 2 децильные группы распределения населения по доходам. Поэтому при корректировке его на процент теневой экономики, было получено распределение практическое равное российским критериям расслоения общества (табл.2.2, гр.4,5,6).

Таблица 2.2 - Сравнительный анализ критериев дифференциации населения по доходам

Годы

Россия

Украина (официальные данные / с учетом теневого сектора)

коэф-т Джини

дец.коэф-т диф-ии денежных доходов населения, раз

Дец коэф-т

фондов,

раз

коэф-т Джини

дец.коэф-т диф-ии

денежных доходов населения, раз

децильный коэффициент фондов, раз

А

1

2

3

4

5

6

2006

0,41

7,0

15,2

0,32 / 0,37

4,5 / 8,2

8,7 / 9,6

2008

0,42

7,5

16,0

0,28 / 0,44

4,3 / 10,6

7,2 / 13,0

2010

0,42

7,5

16,8

0,28 / 0,43

4,1 / 7,4

6,4 / 14,7

При сравнительном анализе показателей, характеризующих доходы населения Украины и России, очевидно, что расслоение общества достаточно высокое, при этом украинское общество гораздо беднее и существенно отстает по уровню материальной обеспеченности. Представленный выше анализ, свидетельствует о том, что сопоставление показателей отражающих «доходы населения» и их структуру вызывает сложности. Точный и объективный сравнительный анализ требует разработки методологии сопоставимости и корректировки соответствующих показателей [7, 10].

Анализ денежных доходов в Республике Беларусь

Социальная политика государства в период 2009-2011гг. была направлена на стабилизацию и повышение уровня жизни населения. Для этого требовалось обеспечить рост денежных доходов населения и повысить их реальное содержание; значительно сократить отставание минимальных социальных гарантий от бюджета прожиточного минимума; уменьшить дифференциацию денежных доходов различных групп населения и масштабы бедности.

Реализация мер в области социальной политики позволила не только остановить падение уровня жизни, но и обеспечить рост реальных денежных доходов, значительно превысив их параметры, которые были намечены правительством. Значительным ростом увеличения денежных доходов характеризуются: в 2009г. - реальные денежные доходы выросли на 20%., в 2010г. - на 25%; реальная заработная плата - на 12 и 30% соответственно.

В 2011г. денежные доходы населения составили 19,2 трлн. руб. В номинальном выражении в 2011г. они увеличились, по сравнению с 2010г., на 7,7%. Реальные располагаемые денежные доходы (расходы за минусом обязательных платежей и добровольных взносов) возросли на 8,3% (в 2010г. - на 26,4%) (табл. 3.2) [8, 9].

социальный демографический политика экономика

Таблица 2.3 - Основные социально-экономические показатели за 2009-2011гг. по Республике Беларусь

Показатели

2009

2010

2011

1. Всего денежные доходы (ДД) населения (трлн. руб.)

Нет данных

17,7

19,2

2. Общая сумма доходов домашних хозяйств (ДХ) в среднем на семью (тыс. руб.)

Нет данных

165,1

(139,9)

262,5

(196,7)

3. Среднемесячная заработная плата (тыс. руб.)

58,9

123

191,6

4. Индекс среднемесячной заработной платы (%)

112

130

118,1

Среднемесячная заработная плата населения (в % к минимальному потребительскому бюджету (МПБ))

126

151

141,3

5. Бюджет прожиточного минимума (БПМ) (тыс. руб.)

30,1

50

81,3

6. Доля населения, имеющего доходы ниже БПМ (%)

53,2

37,8

41,7

7. Дифференциация доходов населения (раз)

5,8

6,1

4,7

8. Коэффициент Джини

0,270

0,278

Нет данных

По данным Министерства статистики и анализа РБ, индекс среднемесячной реальной заработной платы в 2009г. составлял 112%, в 2010г.- 130%, в 2011г. - 118,1%, что так же, как и рост денежных доходов населения указывает на укрепление материальных основ экономической безопасности домашних хозяйств (ДХ) Республики Беларусь.

По отношению к нашим ближайшим соседям доходы белорусов в 2010г. составляли 76,8% от доходов россиян (91,3$ в и 118,9$ в месяц соответственно), в 2011г. они практически сравнялись, достигнув уровня 102,05$. По отношению к Украине доходы наших граждан в 2011г. составляли 144,5%. Однако, если сравнивать доходы со среднемировым уровнем, который выступает как критерий безопасности для высокоразвитых в экономическом отношении стран, то придется констатировать, что этот уровень достигнут только на 26 - 30% (в зависимости от принятого при пересчете валютного курса).

Что касается общей суммы доходов домашних хозяйств, рассчитанной в среднем на семью в месяц, то она составила 165,1 тыс. руб. (139,9$) на одного члена семьи в 2010г. и 262,5 тыс. руб. (196,7$) - в 2011г.

Одним из главных факторов, влияющих на рост денежных доходов населения, является оплата труда. Доля оплаты труда в структуре денежных доходов населения составила: в 2009г. - 51,9%, в 2010г. - 50,4% (по НСУР-97 (Национальной стратегии устойчивого развития) - 57%), в 2011г. - 51,8%. Доля социальных трансфертов (пенсии, пособия, стипендии) увеличилась на 1% в 2010г. по сравнению с 2009г., снизилась в 2011г. на 0,4% по сравнению с 2010г. Доля доходов от собственности в 2009г. составляла 1,8%, в 2010г. - 1,7%, в 2011г. - 1,9%. Доля доходов от предпринимательской деятельности: в 2009г. - 28,4%, в 2010г. - 29%, в 2011г. - 27,8%, что говорит о росте числа предпринимателей в Республике Беларусь, несмотря на введение повышенного налога с доходов [8, 9].

Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения, и заработной платы последних лет (в 2009г. - 58,9 тыс. руб., в 2010г. - 123 тыс. руб., в 2011г. - 191,6 тыс. руб.), уровень жизни населения остается крайне низким и сопровождается широкомасштабной бедностью.

Согласно Закону Республики Беларусь «О прожиточном минимуме», принятом в 1999 году, критерием малообеспеченности у нас в стране является бюджет прожиточного минимума (БПМ). БПМ - это минимальный уровень жизни в области индивидуального потребления.

БПМ в Республике Беларусь в 2009г. составлял - 30,1 тыс. руб., в 2010г. - 50 тыс. руб., в 2011г. - 81,3 тыс. руб., но почти половина работающих получает заработную плату ниже МПБ.

Условное разделение населения по отношению доходов к величине БПМ, МПБ и РПБ (рационального потребительского бюджета) позволяют по методике Всероссийского центра уровня жизни населения (ВЦУЖ) выделить среди населения 5 групп с разным уровнем материальной обеспеченности:

1. «Бедные» семьи - с душевым доходом не выше БПМ;

«Малообеспеченные семьи» - со среднедушевым денежным доходом выше БПМ, но ниже МПБ;

«Обеспеченные» семьи - с душевым доходом от 1 до 2 МПБ;

«Состоятельные семьи» - с душевым доходом в интервале между 2 МПБ (или средним бюджетом) и уровнем душевого дохода на уровне РПБ;

«Богатые» семьи - с душевым доходом РПБ.

Структура общества в Республике Беларусь в зависимости от уровня доходов в 2011г. характеризовалась следующим образом:

группа бедных (28,9%) - располагаемые ресурсы ниже БПМ;

группа малообеспеченных (47,2%) - располагаемые ресурсы от БПМ до минимального потребительского бюджета (МПБ);

среднеобеспеченная часть населения (15,2%) - свыше 1,5 МПБ;

наиболее обеспеченная часть населения (4,4%) - свыше 2 МПБ.

Такая статистика говорит о том, что подавляющая часть населения республики относится к категории бедных и малообеспеченных, а также о том, что фактически отсутствует средний класс как слой, адаптированный к новым условиям и составляющий основу стабильности общества.

Распределение доходов малообеспеченных по источникам дает представление о причинах бедности и ее социально-демографическом составе - это низкий уровень жизни отдельных категорий наемных работников в сочетании с иждивенческой нагрузкой (семьи с детьми от 0 до 17 лет), недостаточная социальная поддержка. Средняя заработная плата незначительно превышает МПБ.

В 2011г. на одну среднемесячную заработную плату можно было приобрести 1,3 набора МПБ (для сравнения в 1990г. - 2,5 набора).

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь основной государственной гарантией в области оплаты труда работников является минимальная заработная плата (МЗП). Соотношение МЗП с МПБ в 2011г. составило 18%, а соотношение МЗП и средней заработной платы - 8,2% (при пороговом значении 30%). Это позволяет сделать вывод: МЗП утратила основную свою функцию - обеспечивать существование работника хотя бы на уровне МПБ. МЗП в республике составляет всего 4,6% от средней заработной платы, тогда как в сравнимых по уровню экономического развития постсоциалистических странах (Румыния, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия) - 38-46% от среднемесячной заработной платы.[9,10]

Одним из наиболее важных индикаторов социальной стабильности общества является коэффициент дифференциации доходов населения. В Республике Беларусь с не когда относительно однородным составом идут процессы дифференциации населения по доходам. Пока не удается изменить тенденцию чрезмерной дифференциации оплаты труда, основанной на обесценении интеллектуального и высококвалифицированного труда. Сегодня наименее оплачиваемыми по-прежнему остаются высококвалифицированные работники образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, а также сельского хозяйства. Имеет место и тенденция различия в оплате труда и по отраслям экономики. Пороговое значение для дифференциации доходов (отношение ресурсов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) - 10 раз. Для Республики Беларусь фактическое соотношение, исходя из статистических данных, в 2009г. составляло 5,8 раз, в 2010г. - 6,1 раз, в 2011г. - 4,7 раз. Для сравнения: наибольшая дифференциация доходов наблюдалась в 1998г. - 6,2 раза. Снижение этого показателя в 2011г. практически связано с уменьшением доходов в высшей квинтильной группе.

Соответствует невысокой дифференциации доходов и коэффициент концентрации доходов Джини, который в 2009г. составил - 0,270, в 2010г. - 0,278 (при пороговом значении 0,3 - 0,5).

По данным выборочных обследований ДХ, в 2011г. 30,5% от общей численности населения республики имела доходы ниже БПМ (при пороговом значении 10%). В то же время в отчете за 2011г. экспертов Европейского банка реконструкции и развития за национальной чертой бедности в Республике Беларусь находится всего порядка 10,4% населения (для сравнения - в России - 29%, в Украине - 27%).

По мере роста средних доходов и заработной платы процессы дифференциации будут нарастать.

Согласно Национальной стратегии устойчивого развития (НСУР) - 97, в 2010г. среднедушевые доходы должны были превысить положительный минимум в 3 раза (фактически в 2009г. - в 1,8 раза, в 2010г. - в 2 раза).

При росте доходов до намеченных параметров предполагается значительное уменьшение доли населения с доходом ниже БПМ.

В 2012г. предельный уровень индексации доходов населения предполагается повысить до 75% БПМ, намечается увеличить тарифную ставку 1 разряда до уровня 80% БПМ, установить МЗП в размере 50% БПМ и размер ее индексировать с учетом инфляции. К 2005г. планируется повысить долю заработной платы в денежных доходах населения до 60%.

Беларусь переживает сегодня процесс трансформации социально-экономических и социально-трудовых отношений, сформированных в условиях административно-командной системы Расходы Беларуси на образование и здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития.

В настоящее время в республике формируется переходный смешанный рынок труда, включающий в себя как старые, так и новые механизмы определения стоимости рабочей силы, регулирования занятости населения и возникновение безработицы в ходе структурной перестройки экономики. Характерными чертами этого рынка являются: низкая стоимость и низкая мобильность рабочей силы; неразвитость системы социального партнерства в результате недостаточного в экономическом, организационном и политическом плане оформления и отделения друг от друга основных субъектов рынка труда - наемных работников, нанимателей (предпринимателей) и государства; одновременное существование скрытой безработицы и неполной занятости; несоответствие спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, признаку пола, территориальному размещению свободных мести безработных; низкие темпы обновления рабочих мест; снижение численности занятых в сфере частного предпринимательства; преимущественно пассивный характер политики государственной службы занятости; отсутствие реального страхования по безработице; невысокий уровень пособия по безработице.

Анализ существующих проблем и обобщение опыта разнообразных моделей рынка труда в странах с рыночной экономикой позволяют сформулировать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования занятости в следующих направлениях: разработка программ создания и сохранения эффективных рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки экономики; формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и занятости безработных, включая финансирование создания рабочих мест в сфере малого бизнеса; обеспечение мобильности рабочей силы, прежде всего, через развитие рынка жилья и ликвидации института прописки; внедрение гибких нестандартных форм занятости; переход к реальному страхованию по безработице; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, как с высшим, так и со средним специальным образованием.

Несмотря на принимаемые меры, общемировые кризисные тенденции замедлили темпы роста денежных доходов белорусских граждан. В 2010 г. денежные доходы населения составили 33,9 трлн. руб. и по сравнению с 2009 г. увеличились на 21,2%, реальные денежные доходы выросли на 5,5% при годовом прогнозе 11 5%. Денежные доходы в расчете на душу населения составили 702,1 тыс. руб. в месяц и повысились по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. в реальном выражении на 5,6% [6, стр. 5].

Продолжилась тенденция снижения доли оплаты труда в структуре доходов в 2009 г. - 58,7%, в 2010 г. - 56,5%. Незначительно сократилась также доля социальных трансфертов в общей сумме доходов в 2009 г. - 21,6%, в аналогичном периоде 2010 г. - 20,7%.Одновременно происходил стабильный рост доходов от собственности, от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, от продажи продукции в 2010 г. составило более 2 п.п. по сравнению с 2009 г.

Население Беларуси в соответствии с классификацией ООН считается старым. Доля лиц старше 65 лет достигла 12,4%. Четвертая часть населения (26 %) - лица пенсионного возраста.

Большинство пенсионеров республики являются получателями трудовых пенсий. Источником финансирования этих пенсий с 1991 года являются страховые взносы нанимателей (в основном - 35 % фонда оплаты труда) и работников (1 % индивидуальной заработной платы). До 80 % общей суммы этих отчислений направляется на финансирование выплаты трудовых пенсий, а остальные средства - на выплату пособий по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с рождением ребенка, при наступлении других страховых случаев, предусмотренных законодательством, и на финансировании расходов, связанных с оздоровлением населения.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел, государственных служащих, лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, получающих социальные пенсии, производится (полностью или частично) за счет средств государственного бюджета.

В последнее время наметился ряд негативных тенденций, которые отрицательно сказываются на стабильном финансировании пенсий. Это свидетельствует, что пенсионная система уже сегодня не в состоянии в полной мере обеспечить взятые на себя обязательства перед получателями пенсий. При этом необходимо учитывать, что если в 2001 году пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) достигли 83,8 тысячи человек, то в 2005 году численность таких лиц увеличилась до 105,3 тысячи, а в 2010 увеличилось до 136,2 тысячи. Это приведет к тому, что страховые средства необходимо будет распределять между большим числом получателей, что может привести к снижению уровня пенсий. Поэтому нужно искать резервы внутри самой пенсионной системы. Достижению этой цели должна способствовать Программа реформирования пенсионного законодательства Республики Беларусь о построении многоуровневой пенсионной системы, которая будет органично сочетать государственные (обязательные) и негосударственные (дополнительные) формы пенсионного обеспечения граждан.

На основании анализа можно сделать следующие выводы: расходы Беларуси на образование и здравоохранение самые высокие в СНГ и превышают средний уровень аналогичных расходов государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития. Беларусь сравнительно быстро восстановила рост ВВП после экономического кризиса начала 90-х годов, значительно снизила уровень бедности и сохранила широкий охват населения базовыми образовательными и медицинскими услугами. Переход к новой модели социальной политики предполагает изменения в занятости, в политике оплаты труда, сфере социального страхования, социальной помощи населения. На формирование новой рыночной модели социальной политики значительное влияние оказывает ситуация на рынке труда и, прежде всего, в сфере занятости. Система социальной защиты в республике представлена тремя видами социальных программ: социального страхования, социального обслуживания и социальной помощи.

Сегодня наиболее важными социальными проблемами в республике являются: повышение уровня жизни населения, устранение бедности, рост доходов населения, обеспечение занятости населения, охрана и безопасность труда, социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан и их семей, государственное регулирование социальной сферы. Своевременное их решение будет не только способствовать более полному включению всего населения в рыночные реформы, но и позволит самому процессу перехода придать социальную направленность и тем самым реализовать его конечные цели - создание благоприятных условий и обеспечение высокого качества жизни для каждого человека, семьи, населения в целом.

Таким образом, особенно важное место в социальной политике Республики Беларусь занимает выработка и применение наиболее эффективного механизма формирования доходов населения. Главным ее содержанием является создание благоприятных условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать средства, величина которых состоит из суммы получаемой заработной платы, поступлений от владения собственностью, выплат из общественных фондов потребления и некоторых других. Воздействие на уровень доходов осуществляется через договорные отношения между работниками и работодателями, систему налогообложения, создание условий для роста заработной платы и другие элементы.

Делись добром ;)