Теории инфляции. Сущность, причины и социально-экономические последствия инфляции

курсовая работа

2.2 Анализ инфляции в современной российской экономике

Тема инфляции остается самой популярной для русских экономистов, бизнесменов и государственных чиновников, отвечающих за экономических сектор.

Темпы инфляции остаются в России весьма высокими даже по официальным данным. Хотя наравне с официальной точкой зрения существует мнение, что истинные показатели, по крайней мере, в полтора раза выше официальных.

Основные тенденции денежно-кредитной сферы в первые месяцы 2008 года формировались в условиях замедляющегося под влиянием мирового финансового кризиса экономического роста.

На рисунке 1 представлена динамика темпов роста инфляции, начиная с 1999 года.

Рисунок 2.1 Темпы роста инфляции (%) в 1999-2009 гг.

"Объем денежной массы в национальном определении (денежного агрегата М2) по состоянию на 1 марта текущего года составил 15080,4 млрд. руб., увеличившись за первые два месяца текущего года на 1,4% (в январе-феврале 2007 года денежная масса увеличилась на 1%)" [6].

В январе-феврале 2007 и 2008 годов происходило сокращение денежной массы (на 5,8% и на 3,7% соответственно).

В 2008 году вследствие значительного подорожания основных продовольственных товаров на мировых и внутреннем рынках, в условиях продолжающегося интенсивного повышения потребительского спроса уровень инфляции составил 12,5 процентов. На 2009 год прогноз темпов инфляции составляет 13,5%.

В январе-марте 2009 года инфляция составила 6,3%, на продовольственные товары - 8%. Рост цен на продовольствие и связанное с ним общее ускорение инфляции являются мировым, а не только российским явлением. Индексы инфляции и роста цен на продовольственные товары представлены в Таблице 2.

Таблица 2.

Инфляция и рост цен на продовольственные товары (к соответствующему месяцу предыдущего года, %)

Период

ИПЦ

Индекс цен продовольствия

декабрь 2008 г.

11,9

17,1

март 2009 г.

13,4

21,1

Таким образом, в настоящий момент наблюдается увеличение темпов инфляции, что является, отчасти, итогом влияния мирового финансового кризиса, но в свою очередь замедляет темпы роста российской экономики. Так например, В марте 2009 года темпы роста оборота розничной торговли сократились в годичном исчислении до 13,2 процента против обычных 16-17 процентов [7]. Таким образом, высокая инфляция и сокращение потребительского кредитования привели к тому, что рост в торговле оказался наименьшим за последние два года.

Не удивительно, что на таком фоне продолжают расти инфляционные ожидания. Если верить Росстату, 66% россиян опасаются быстрого роста цен. И эти настроения вносят свою лепту в раскручивание инфляции. Люди начинают меньше сберегать и больше тратить: наблюдается тенденция снижения объема денежных вкладов населения в банках.

Другим важнейшим инфляционным фактором является неизбежное сбалансирование потребительских и промышленных цен. Дело в том, что цены производителей в прошлом году росли значительно быстрее потребительских. А это значит, что на первые месяцы года придется восстановление утраченного баланса (через подтягивание розничных цен).

Что касается мер по обузданию инфляционной опасности, эксперты сходятся во мнении, что сегодня одной из наиболее действенных методов для того, чтобы воспрепятствовать росту цен, является применение таргетирования инфляции.

В качестве монетарной политики в России практически весь период становления банковской системы и до 2007 года применялось таргетирование валютного режима. "С 2007 года руководством Центробанка был заявлен курс на переход к таргетированию уровня инфляции" [8].

Банк России в своем ежегодном документе, определяющем цели денежно-кредитной политики на год вперед, регулярно заявляет: "Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики" [8]. Однако наблюдаемый в последнее время массивный приток иностранной валюты добавляет к фактическим целям монетарного регулирования в России еще и поддержание стабильного курса национальной валюты. Денежные власти маневрируют между двумя противоречащими друг другу целями:

- поддержание (на заниженном уровне) курса рубля;

- удержание инфляции.

Причем первая из обозначенных целей приобретает явный приоритет.

"Таргетирование инфляции (от англ. target - цель) является одним из режимов денежно-кредитной политики, достаточно новым, который, тем не менее, в настоящее время широко распространен в мире" [8]. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г. В последствие данный режим был принят денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили.

Следует отметить, что таргетирование инфляции обладает рядом преимуществ. Так, следование целям снижения инфляции очевидно для общественности, что при соблюдении всех необходимых условий существования данного режима приводит к повышению ответственности монетарных властей и уменьшает проблему непоследовательности в денежно-кредитной политике. Другим несомненным аргументом в пользу применения данного режима является то, что, как и таргетирование денежных агрегатов, он дает возможность сосредоточиться на внутренних проблемах экономики.

Но в условиях российской экономики применение режима таргетирования инфляции требует определенных условий, которые более подробно будут рассмотрены в следующей главе данной работы.

Делись добром ;)