Теории фирмы: неоклассическая, Коуза, по моделям "агент-принципал" и контрактная

контрольная работа

1. Неоклассическая теория фирмы

Исторически первой сложившейся теорией фирмы как организационного качества является неоклассическая, в рамках которой фирма фактически рассматривается как способ рационального распределения и соединения ресурсов на уровне организационно-экономической единицы. Основоположником неоклассической теории является английский экономист Альфреда Маршалла («Принципы Экономической науки» 1890г.). Основными постулатами такого подхода к фирме являются: ограниченность ресурсов, рациональное поведение экономических субъектов, бесплатность рыночных трансакций для производителя. Таким образом, фирма становится некой материализованной формой существования производственной функции. Фирма выступает в виде “черного ящика” с затратами на входе и выпуском продукции на выходе. Все внимание сосредоточено здесь не на том, что происходит внутри этого “черного ящика”, а на том, что происходит на его границе с внешней средой. В рамках такого подхода устраняется необходимость изучения внутренних аспектов фирмы: организации, контроля, поведение персонала и т.д.

Согласно традиционному взгляду, в основе всех неоклассических моделей, рассматривающих фирму как максимизатора прибыли лежат несколько допущений:

1) Под прибылью однозначно понимают разность между выручкой и совокупными издержками, включая альтернативные издержки и налоги. Прибыль поддается измерению.

2) Фирма действует как принимающая решения неделимая единица, поведение которой сходно с поведением индивидуального предпринимателя.

3) Функция полезности фирмы как неделимой единицы принятия решения содержит только одну переменную - прибыль.

4) Все действия фирмы как экономического субъекта являются рациональными. Это означает, что существует возможность четкого ранжирования альтернатив в зависимости от их результативности и выбора среди них самой подходящей. Причем предпочтения фирмы являются транзитивными.

5) Фирме доступна полная и достоверная информация относительно положения на рынках товаров и факторов производства.

6) Деятельность фирмы контролируется собственником.

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Вначале рассмотрим ситуацию равновесия фирмы в краткосрочном периоде.

Как уже говорилось, цена на рынке совершенной конкуренции является величиной экзогенной. Она формируется при пересечении отраслевой кривой спроса и отраслевой кривой предложения. Функция отраслевого предложения в условиях совершенной конкуренции образуется в результате суммирования индивидуальных функций предложения всех фирм, работающих в данной отрасли. Поэтому фирма может лишь варьировать свои издержки и, относительно их, выбирать тот объем производства, который выгоден фирме. Предприятие, способное производить продукцию при самых низких издержках по сравнению с другими, называется предприятием оптимального размера.

Форма кривой долгосрочных издержек показывает, что до определенного объема производства наблюдается возрастающая отдача от масштаба, а после - убывающая. Рост средних издержек при увеличении масштабов выпуска определяет технологическую границу фирмы. Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы, а также пределы горизонтального и вертикального роста фирмы.

Все фирмы делятся на однопродуктовые и многопродуктовые, поэтому горизонтальная граница роста понимается как предел выпуска одного продукта или предел диверсификации производства. Как уже отмечалось, горизонтальный размер фирмы определяется положительной отдачей от масштаба. Если мы имеем дело с многопродуктовой фирмой, то надо принимать во внимание субаддитивность издержек. Издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм. Субаддитивность издержек определяет также вертикальные границы фирмы. Т.е. фирма может выбирать между покупкой на рынке продуктов последовательных стадий переработки (полуфабрикатов) или производством их внутри фирмы. Фирма будет вертикально интегрирована со звеньями производящими полуфабрикаты, если издержки их совместного производства меньше, чем при их покупке. Поэтому уменьшение субаддитивности издержек ограничивает вертикальный рост фирмы.

Поведение фирмы в условиях чистой монополии.

В условиях совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на цену и может выбирать только объем производства. Монополия может не только определять объем производства, но и назначать цену.

Следовательно, в условиях чистой монополии цена превышает предельный доход.

Природа фирмы интересна тем, что в ней реализуется задача дистанцирования от ортодоксальной неоклассической парадигмы. В отличие от агентского подхода, в котором анализируются взаимоотношения между различными «актерами», вне зависимости от того, находятся ли они внутри одного и того же предприятия (либо какой то другой организационной единицы), или за его пределами, теория трансакционных издержек ставит следующие центральные, с точки зрения теории фирмы, вопросы, а именно: где должна производиться продукция -- внутри фирмы или за ее пределами (ее нужно будет покупать). При этом мы имеем дело с так называемым решением «производить или покупать» и связанным с ним вопросом о «естественных» или эффективных границах фирмы.

Делись добром ;)