logo
Теория государственного капитализма: современные аспекты

3.1 Государство и экономика. Проблемы взаимодействия

В конце 19 -- начале 20 в. капитализм вступил в качественно новый этап своего развития. Обнаружилось, что свободная конкуренция и рынок сами по себе отнюдь не являются саморегулирующимся механизмом, что решая одни проблемы, они порождают множество других, не менее сложных и трудно разрешимых. В условиях появления крупных корпораций, подчинивших своей власти экономику и бесцеремонно нарушавших принципы свободной конкуренции, если они не отвечали их интересам, стала очевидна необходимость участия государства в регулировании экономической жизни.

Но вопрос в том, насколько важной должна быть роль государства в экономике. Государство может ограничиваться лишь регулированием экономики, то есть контролированием законодательства, собиранием пошлин, управлением бюджетом, обеспечением социальными гарантиями нуждающихся; или же оно может выступать в качестве активного игрока на рынке, превращаясь в главного капиталиста в стране.

Для того чтобы определить полезность вмешательства в экономику государством, стоит выделить основные функции, которые выполняет это вмешательство.

Чаще всего в качестве основных функций государства в экономике определяют функции регулирования, эффективности и справедливости.

Функция регулирования заключается в том, что государство регулирует экономику посредством снижения/ повышения ставок налогов на прибыль, посредством иных налоговых манипуляций.

Функция эффективности исходит из того, что государство, так или иначе, является экономическим субъектом. Естественно, что всякий экономический субъект действует, сопоставляя результат и затраты собственной деятельности. Государство не является исключением. Проблемы в определении издержек не существует, так как госрасходы определяются национальной статистикой. Определить же результат деятельности государства намного сложнее. Это возможно сделать только косвенным путем, определив, существует ли социальная стабильность в обществе или нет, имеются ли у экономических субъектов возможности реализации собственных экономических интересов или нет.

Рассуждая о выполнении государством функции эффективности, стоит выделить, что оно, конечно же, имеет и собственные интересы, которые могут взять верх над интересами общества. Тогда государство превращается в своего рода “кормушку” для приближенных к нему экономических субъектов и реализация функции эффективности становится сомнительной, даже при социально-политической стабильности в обществе. И это, конечно же, существенный минус.

Ну и наконец, функция справедливости, которая заключается в помощи определенным категориям людей, которые не могут быть столь же эффективными в хозяйственной деятельности как все остальные члены общества. К таким категориям относятся дети, старики, беременные женщины, инвалиды.

Выполнение государством этих трех функций связано с теми методами, которые использует государство. Выделяют прямые и косвенные методы воздействия государства на экономические процессы.

Прямое воздействие осуществляется через законодательства, а также сюда относят управление предприятиями, принадлежащими государству или со значительным государственным участием.

Этот метод воздействия стоит рассмотреть подробно.

Государственная собственность играет важную роль в любой национальной экономике. Стоит отметить, что объектами госсобственности в большинстве случаев становятся отрасли народного хозяйства, где норма прибыли не очень высока. Эти важные секторы хозяйства перестают быть интересными монополистическим капиталам, потому как прибыль в них невысокая.

Госкапитал в состоянии осуществлять собственное воспроизводство и при достаточно низкой прибыли, и при явных убытках (за счет перераспределения ресурсов бюджета).

Вследствие этого эти секторы экономки вновь становятся привлекательными в глазах частного капитала.

Государство и частный капитал вступают в экономические отношения в виде приватизации и национализации.

Сделки подобного рода являются частыми и могут быть вполне эффективными, если принимают эквивалентный характер (то есть, государство не национализирует все частные производства, и не продает все государственные).

Другим примером прямого воздействия является государственный заказ. Он отличается от обычной сделки тем, что заказчик (государство) дает все гарантии того, что созданный им товар будет реализован и оплачен (чаще всего по завышенным ценам).

Далее идут косвенные методы воздействия на экономику.

Основными способами косвенного регулирования являются фискальная и денежная политики.

Фискальная политика заключается в том, что государство для достижения целей использует такие инструменты как: государственные расходы, дефицит государственного бюджета, государственный долг, трансферты, манипулирование налоговыми ставками.

Денежная политика - такой способ воздействия на национальную экономику, когда для достижения целей государство (в лице Центрального Банка, не зависимого от правительства) использует следующие инструменты: манипулирование количеством денег в национальной экономике и их ценой.

Можно выделить две основных модели государственного вмешательства в экономику.

Первая основана на кейнсианской традиции в макроэкономике. Она предполагает активное вмешательство государства в экономику, поскольку рыночная система рассматривается в рамках этой школы как внутренне неустойчивая.

Рыночная экономика склонна к нестабильности в силу недостаточной гибкости рынка труда, жесткости заработной платы и неэластичности цен в сторону понижения. В таких условиях спрос оказывается недостаточным для закупки всего объема произведенного продукта в обществе - наступает кризис перепроизводства с глубокой безработицей. Именно необходимостью преодоления экономического кризиса и безработицы в условиях неполного использования ресурсов общества обусловлено использование кейнсианского варианта макроэкономической политики (нельзя забывать, что и сама эта теория возникла на фоне такой негативной экономической ситуации во многих странах мира). И именно в решении кризисных, а не каких-либо других проблем, эта модель сыграла ведущую роль. Примером может послужить "новый курс" Т. Рузвельта, позволивший Америке выйти из масштабного экономического кризиса. Данная модель в своих различных трактовках господствовала в экономике стран достаточно длительное время - с 30-х и до 70-х гг. ХХ в.

Использование кейнсианской модели государственного регулирования в экономике действительно обеспечило в большинстве случаев разрешение поставленных перед ней задач. Долгое время эта модель не имела альтернативы. Но неблагоприятное влияние присутствия государства в экономике стало возрастать. Значительно вырос бюрократический аппарат. Проявилась неэффективность работы госпредприятий. Из-за растущего дефицита госбюджета и увеличение госдолга возникли серьезнейшие финансовые проблемы, которые в итоге вылились в возрастание темпов инфляции. Манипуляции налоговыми и процентными ставками усиливало непредсказуемость экономики, что вызывало утечку капиталов за рубеж. Прямое регулирование и администрирование сковало бизнес, стали снижаться стимулы к предпринимательской деятельности. Стимулы к трудовой деятельности тоже были весьма занижены из- за высокой социальной защищенности граждан. Экономический рост прекратился. В результате в 70-х гг. кейнсианская модель оказалась в кризисном состоянии, породив принципиально новые экономические проблемы и не найдя адекватных способов их решения.

Потребовалась новая модель госрегулирования. Такой моделью стала неоконсервативная модель государственного регулирования. Эта модель исходит из аксиом неоклассической экономической теории, считающей механизм рыночного саморегулирования наиболее эффективным. Наиважнейшей задачей для новой модели стало решение проблемы инфляции. Основной же идеей модели стали отказ от прямого вмешательства государства в экономику, усиления позиций рынка и индивидуалистских начал. Основа таких коренных перемен - возвращение к неоклассической теории, предполагающей, что рынок является саморазвивающейся системой, способной адекватно реагировать на негативные проявления экономики.

Такая модель активно применялась в США в 80-е гг., в Великобритании времён М. Тетчер, в других странах Западной Европы. В числе проводимых изменений - приватизация государственной собственности, отмена многих законодательных ограничений, сокращение масштабов перераспределения национального богатства посредством госбюджета, уменьшение статьи доходов и расходов государственного бюджета. Происшедшее в результате осуществления такой политики возрастание совокупного предложения при ограничении спроса способствовало стабилизации цен и преодолению инфляции.

Итак, неоконсервативнаямодель государственного регулирования ориентирована на достижение других приоритетных целей и отдает предпочтение не прямому регулированию, а косвенному, не фискальной политике, а денежно-кредитной. Роль государства остается однозначной в сфере научно- технической политики - на это направление по- прежнему выделялись большие деньги.

Подводя итоги функционирования неоконсервативной модели на практике, следует отметить, что в ряде случаев она оказалась своевременной, адекватной ситуации и эффективной: инфляция была подавлена, осуществилась структурная перестройка экономики, наметился устойчивый экономический рост, т.е. поставленные цели были достигнуты. В то же время неоконсерватизм привел к обострению проблем безработицы, уровня жизни и социальной защиты населения, усилилась социальная дифференциация в обществе - всему тому, что ранее было под бдительным контролем государства. Потенциально это рассматривается в качестве основы для будущего поворота в сторону кейнсианских традиций.