Теория поведения индивидуальных потребителей

реферат

История изучения потребительского поведения

Уже после появления вышеперечисленных идей исследования поведения потребителей стали более конкретными. Логика возникновения этого направления в следующем: из экономической науки появился маркетинг, одним из разделов которого является «поведение потребителей», в дальнейшем одноименная, выделилась одноименная, но уже самостоятельная дисциплина «поведение потребителей».

Перед дальнейшей работой необходимо ввести понятие маркетинга. Маркетинг - ( англ. marketing, от market- « рынок»), система организации и управления производственной, сбытовой и торговой деятельностью предприятия, ориентированная на требования рынка, удовлетворение потребностей покупателей в товарах и услугах. Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь/ Глав ред. Е.А. Хлебалина, отв. ред. Д.И. Люри.- М.: Аванта+, 2003.-688с.:ил.

В 1902 году в американских университетах впервые стали читаться курсы маркетинга. Но только в конце 1920-х и начале 1930-х годов преподавателей, читавших эти курсы, стали считать более маркетологами (marketing scholars), нежели экономистами. В 1930-е годы были созданы Американская маркетинговая ассоциация и периодического органа - "Journal of Marketing", что являлось символом отделения маркетинга от экономической теории. В 1950-е годы в США в рамках кафедр маркетинга коммерческих колледжей и бизнес-школ началось развитие «Поведение потребителя» как отдельной дисциплины. Хотя исследования потребительского поведения в Северной Америке и Европе начались намного раньше. В конце 1920-х начале 1930-х годов Пол Лазарсфелд и его коллеги в Вене проводили изучение рынка ряда товаров повседневного спроса, с помощью опросов потребителей. Именно фокусирование внимания на отдельном индивиде-потребителе особенно характерно для исследований потребительского поведения в области маркетинга. Потребности потребителя рассматриваются как врожденные, а не сформированные обществом или же рынком, фирмы стремятся поймать потребителя можно сказать как рыбу на крючок, предлагая товары и услуги, удовлетворяющие потребности лучше, чем те, что предлагают конкуренты. Традиционные маркетинговые исследования потребительского поведения близки к концепции рационального экономического человека.

В 1950-е годы в Америке вошли в моду так называемые "мотивационные исследования", строившиеся на глубоких интервью и тесно связанные с традицией психоанализа, идущей от Зигмунда Фрейда. Однако в дальнейшем интерес к ним спал.

Новые веяния в исследованиях появились в 1960-е годы и пришли они из психологии. В основу легло понимание потребителя как информационного процесса, фактически потребитель сравнивался с компьютером, получающим и перерабатывающим информацию для подготовки того или иного решения относительно выбора товара и услуги. Данное направление соотнеслось с изучением познавательных процессов в психологии. Самые первые учебники по поведению потребителя основывались на таком понимании проблемы, хотя в них и добавлялись темы касающиеся культуры и субкультуры, классов и групп, влияния семьи и личности.

В первой половине 1970-х годов в Америке завершился процесс установления данного направления исследований как отдельной самостоятельной дисциплины.. В 1969 году была основана Ассоциация изучения потребителей (Association of Consumer Research - ACR), а в 1974 в свет начал выходить и специальный журнал "Journal of Consumer Research".

Что же касается настоящего времени, то современные учебники по курсу потребительского поведения в основном пишутся и издаются в США, и соответственно их не обошла печать традиций, ограждающих американскую культуру-индивидуализм. Не менее важной характерной чертой можно назвать и подход к поведению индивида на рынке товаров и услуг, в основном с точки зрения психологии.

Со временем проблема потребительского поведения вошла в круг интересов довольно широкого круга обществоведов- антропологов, историков, социологов, культурологов и социальных теоретиков. В западной Европе теоретический анализ потребительского поведения двигался совершенно иным путем, нежели в Америке.

Вскоре заметные изменения произошли и в США. В 1980-е годы

На кафедры маркетинга приходили работать социологи, антропологи и литературные критики, что безусловно расширяло взгляд на проблему поведения потребителя. Внутри кафедр маркетинга началась критика традиционного подхода. Образовалось еще одно направление в исследованиях, получившее название «новое», но уже 1990-м годам его право на существование никто не оспаривал. Это направление жило наряду с традиционным. Характерной чертой его был акцент на культуре и социальных проблемах. Но не смотря на это традиционное видение потребительского поведения продолжает доминировать. Это подкрепляется большими объемами издаваемых учебников и журналов, такая ситуация держится не только в Америке, но и во многих странах Западной Европы, в которых не печатаются свои учебники по курсу поведения потребителей. Стоит так же заметить, что для изучения и продолжения исследований «нового» подхода, необходимы специалисты с иным типом образования и научным опытом, нежели предлагается в настоящее время.

Делись добром ;)