Теория поведения индивидуальных потребителей

реферат

Потребительское поведение

Для начала введем несколько понятий.

Спрос -количество товаров и услуг, которые готовы приобрести покупатели при определенных ценах. Универсальный иллюстрированный энциклопедический словарь/ Глав ред. Е.А. Хлебалина, отв. ред. Д.И. Люри.- М.: Аванта+, 2003.-688с.:ил.

Потребительское поведение -совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов. Электроны современный экономический словарь с http://slovari.yandex.ru

Обычно выделяют две специфические разновидности спроса:

1. функциональный спрос

2. нефункциональный спрос.

Далее следует разобрать подробно обе разновидности.

Функциональный спрос- спрос, обусловленный присущими данному благу потребительскими качествами и специфическими чертами действия людей в сфере приобретения потребительских благ.

Данной разновидности спроса присущи несколько типичный черт, которые влияют на потребительское поведение в сфере приобретения благ:

1. спрос на товары и услуги зависит от уровня доходов потребителя;

2. поведение потребителя зависит от системы предпочтений, вкуса и отношения к моде;

3. спрос потребителя формируется в результате наличия или отсутствия на рынке взаимозаменяемых или взаимодополняемых товаров;

4. стремление потребителя приобрести за имеющиеся денежные средства максимум совокупных полезностей;

Функциональный спрос зависит oт максимизации функции полезности потребителя, он убывает или возрастает в зависимости от качеств этого блага с точки зрения потребителя, качеств, которые повышают полезность потребителя.

Нефункциональный спрос - спрос, возникающий у потребителя не благодаря потребительским характеристикам товара, а под влиянием каких-либо других факторов, обусловленных внешним воздействием.

Такими факторами являются:

1. «Эффект вагона» иными словами присоединение к большинству. Люди стремятся не отставать от моды, быть так сказать наравне со всеми. В такой ситуации спрос увеличивается на товары, которые покупаются большинством людей, окружающих потребителя. Четко прослеживается идеи Георга Зиммеля.

2. «Эффект сноба» или желание потребителя выделяться из общей массы, подчеркнуть свое социальное положение. Данный фактор полностью противоречит предыдущему. Спрос растет на товары, поднимающиеся в цене. Частично можно заметить перекликание с идей Вернера Зомбарта

3. «Эффект Верлена», иначе говоря «демонстрационный эффект» Потребление покупателя напрямую зависит от престижности. И основной и дополнительный спрос формируется за счет приобретения элитных товаров.

4. «Нерациональный спрос». Покупки совершаются под влияний сиюминутных капризов, желаний и слабостей, то есть приобретение товаров не планируется потребителем, но между тем неизменно совершается.

5. «Спекулятивный спрос» широко используется в условиях дефицита товара.

Делись добром ;)