Теория потребительского поведения

курсовая работа

4. Потребительское поведение россиян в период кризиса

Поведение большинства потребителей по-прежнему находится под влиянием одного очень существенного фактора -- собственного дохода.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как изменилось мнение россиян о финансовом кризисе в 2010 году, и как повлияла экономическая ситуация на потребительское поведение, доходы и расходы россиян.

Доходы и сбережения. С января по февраль индекс оценки материального положения ("Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?") опустился до уровня 2005 года: с 43 до 35. Напомним, что в сентябре 2008 года он составлял 60, а затем наметилась тенденция к его снижению. Между тем, более половины наших сограждан фиксируют уменьшение доходов за последние месяцы (56%). Доля таких респондентов наиболее велика среди тех, кому не хватает деньги даже на продукты (66%) .Лишь у 2% доходы выросли. Если в 2008 году об увеличении накоплений сообщали 15% (14% - несколько возросли, 1% - значительно возросли), то сейчас - только 6% (5% и 1% соответственно). Напротив, возросла доля тех, кто отмечает уменьшение сбережений: с 18% в 2008 году (11% - несколько уменьшились, 7% - значительно уменьшились) до 29% (15% и 14% соответственно). У 34% объем накоплений не изменился (в 2008 году - 41%). 30% затруднились ответить.

Если в 2008 году накоплений не делали 68%, сейчас доля таких респондентов выросла до 72% (в 2005 году - 64%). Чаще это те, кому денег не хватает даже на продукты (92%). 23% сообщают, что откладывают деньги (в 2008 году - 26%), наиболее склонны заявлять об этом представители среднего класса (46%).

За это время увеличилась доля россиян, находящихся за чертой бедности (тех, кому денег не хватает даже на продукты), почти в два раза - с 8% в феврале 2008 года до 14% в феврале текущего года. Выросло и количество бедных (тех, кому на продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения) - с 28% до 32%. Напротив, сузилась средняя прослойка (денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является проблемой) - с 46% до 39%. Наконец, 12% относят себя к среднему классу.

Главные проявления кризиса, с которыми столкнулись россияне, - рост цен (85%) и уменьшение доходов (40%). Далее следуют отказ от некоторых товаров и услуг (25%), задержки заработных плат, стипендий, пособий или же их сокращение (по 21%), увольнения с работы (17%), паника и депрессия в окружении и ухудшение качества коммунальных услуг (по 14%), сокращение рабочего дня и вынужденные отпуска (13%), необходимость оказания помощи близким и взять деньги в долг (по 12%), невыплата премий, бонусов и рост преступности (по 11%), отказ в получении кредита (9%). Замыкают этот рейтинг кризисных симптомов невозможность выплаты по ранее взятому кредиту (7%), ухудшение условий работы, отсутствие в магазинах привычных товаров и повышение процентной ставки по кредиту (по 6%), отказ в выдаче денег в банке (3%). Кризис заставил россиян экономить, в первую очередь, на продуктах питания (50%), одежде и обуви (42%). 30% наших сограждан сократили расходы на развлечения, 29% - на отдых, отпуск. 24% экономят на лечении и медикаментах, 20% - приобретении крупной бытовой техники, 18% - на больших покупках (недвижимости, автомобилях), 17% - на связи (в том числе, мобильная). 16% снижают расходы на транспорт, 15% - мелкую бытовую технику, по 14% - на предметах роскоши и коммунальных расходах, 6% - на образовании. Впрочем, 12% россиян сообщают, что ни на чем не экономят. Траты на питание по-прежнему составляют более половины дохода семьи у 51% наших сограждан: 41% сообщают, что тратят на них 50-74% своих доходов, а 10% - от 75% и более своих средств. 37% россиян сообщают, что на продукты питания тратят 25-49% доходов семьи (в 2007 году об этом сообщали 29%). Лишь у 6% расходы на питание составляют менее четверти доходов (25% и менее от доходов семьи). Что касается коммунальных платежей, то на них россияне чаще всего тратят менее половины (25-49%) своих доходов - об этом сообщают 45%. У 35% наших сограждан эти расходы составляют около четверти (25%) семейного бюджета - впрочем, с прошлого года доля таких респондентов снизилась (с 40%). О том, что тратят на коммунальные платежи от 50% до 74% доходов или же более 75% доходов сообщают 11% и 2% россиян соответственно.

Поведение большинства потребителей по-прежнему находится под влиянием одного очень существенного фактора -- собственного дохода. В результате исследователи выявили четыре модели потребительского поведения. В частности, инерционную модель, или "автопилот", когда принятие решения о покупке делается по инерции или по привычке, а уровень восприимчивости к внешнему воздействию минимален (это касается таких, например, товаров, как кофе, каши, сыр, маргарин и майонез). Вариативная модель, или "поиск разнообразия", предполагает, что в этом случае покупатель ищет новые вкусы, варианты, форматы (печенье, жевательная резинка, салатные заправки и соусы). При модели "активный режим" покупатель чувствителен к привлекательной рекламе и другим средствам pre-store активности и "шуму" вокруг продукта (энергетические и спортивные напитки, готовый к употреблению чай (холодный чай), питьевой йогурт). И, наконец, модель "поиск лучшей цены": покупатель чувствителен к промоакциям и скидкам. "Потребители не готовы тратить энергию на каждодневные решения. Чтобы упростить себе жизнь, они зачастую делают покупки "на автопилоте", включая инерционную модель и принимая решение в пользу того или иного продукта, не обращая внимания на этикетки или цену. В этом случае выбор того или иного бренда определяется привычкой. В эти моменты потребители не готовы пробовать что-то новое, и маркетологам придется очень постараться, чтобы разработать стратегию, которая позволит им переключить внимание потребителей. Однако это правило совершенно не действует на "активируемых" категориях, где потребители чувствительны к рекламе и "шуму" вокруг продукта", -- уверены исследователи.

Таким образом, мы увидели как повлияла экономическая ситуация на потребительское поведение, доходы и расходы россиян, и рассмотрели четыре модели потребительского поведения.

Делись добром ;)