Теория стоимости А. Смита

реферат

1. Общая характеристика «Исследования о природе и причинах богатства народов»

Книга Смита интересна, живо написана, насыщена фактами. Смит постоянно рассматривает самые животрепещущие для его современников вопросы: колониальные порядки, устройство крупных торговых компаний, меркантильную систему, организацию монетного дела, налоги. Он делает это с такой отчетливой доказательностью, с такой основательной и правильной рассудительностью, что убеждает без труда. Факты перемежаются у него с рассуждениями, примеры с доводами; убеждая, он просвещает. И все это он делает без педантизма, без грузного логического аппарата, без монотонной настойчивости, с элегантной простотой, в которой, однако, не проглядывает никакого скептицизма, ибо со всех его страниц веет благородным гуманизмом, что поднимает их иногда до высот красноречия. Этим редким качествам старая книга в значительной степени обязана своей неувядаемостыо.

В то же время Смит заимствовал у своих предшественников все важные идеи, чтобы перелить их в более общую систему. Определив их, он сделал их бесполезными, так как на место их отрывочных взглядов Смит поставил истинную социальную и экономическую философию. Таким образом, эти взгляды получают в его книге совершенно новое значение. Вместо того чтобы оставаться изолированными, они служат иллюстрацией общей концепции. От нее они в свою очередь заимствуют больше света.

Уже из названия основной работы А. Смита вытекает, что главным объектом его интересов является богатство. Вся эта книга посвящена выявлению факторов, способствующих или препятствующих накоплению богатства.

По А. Смиту, богатство представляет собой стоимость материальных благ («предметов жизненной необходимости и удобства»), находящихся в руках нации (народа). Богатство состоит из продуктов труда народа данной страны и продуктов труда других народов, приобретенных в обмен на богатство нации. Цель же экономической науки состоит в изучении того, каким образом можно добиться максимального богатства нации.

Среди главных факторов богатства А. Смитом выделяются следующие.

-Разделение труда.

-Накопление капитала.

-Государственное вмешательство в экономику.

Первые два фактора влияют на богатство положительно, третий - отрицательно. Вся дальнейшая структура книги А. Смита прямо или косвенно «подгоняется» под анализ этих факторов. И в первую очередь, А. Смита интересует первый фактор богатства - разделение труда.

Методология исследования А. Смита схожа с методологией физиократов. В основе мироздания лежит некий «внутренний», «естественный порядок», создающий гармонию между отдельными действиями свободных независимых друг от друга лиц.

Но при этом его методология содержит элементы новизны, связанные с концепциями «экономического человека» и «невидимой руки»; эти концепции позднее стали фундаментом магистрального направления современной экономической науки (трансформировавшись соответственно в принципы рациональности и равновесия).

Согласно концепции «экономического человека», каждый индивид при осуществлении своих действий руководствуется личными интересами и стремится к максимальной выгоде для себя. Таким образом, каждый человек является «экономическим человеком». А. Смит характеризует поведение экономического человека следующим образом: «Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их (других людей) эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения» Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Том 1. 1993. С. 129.

Согласно концепции «невидимой руки», поведение отдельных людей, ведущих себя в соответствии с концепцией «экономического человека», в конечном счете приводит к максимально возможному общественному благосостоянию. Его максимизация достигается при неограниченной свободе рыночной деятельности. А. Смит не дает непосредственного определения «невидимой руки», упоминая ее как бы вскользь, утверждая, что индивид «... преследует лишь собственную выгоду, причем... он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения; при этом общество не всегда страдает от того, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» Смита А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Том 2. М., Л., 1935. С. 32.

Естественно, что на взгляды А.Смита повлияли его предшественники. Между ними первое место принадлежит Гетчесону, профессору моральной философии той самой кафедры в Глазговском университете, которую после него занял Смит. Смит до такой степени подчинялся его влиянию, что заимствовал у него отчасти план курса. Множество известнейших теорий Смита встречается в зародыше у его предшественника. Гетчесон уже в своей работе "Система моральной философии", опубликованной в 1755 г., но составленной гораздо раньше, приписывает чрезвычайную важность разделению труда. По поводу колебаний ценности и происхождения денег, по поводу хлеба и труда, рассматриваемых в качестве более постоянной меры ценности, он представляет рассуждения, весьма похожие на те, которые встречаются по этому поводу в "Богатстве народов".

Рядом с Гетчесоном следует поставить Давида Юма. Смит называл его знаменитейшим историком и философом нашего времени и с 1752 г. находился с ним в нежной дружбе. Юм опубликовал лишь несколько экономических опытов; важнейшие из них касаются денег, внешней торговли и нормы процента. Но Юм внес в изучение этих предметов проницательность, оригинальность, глубину и ясность, характеризующие его другие произведения. Абсурдность политики меркантилистов, естественное соответствие количества денег потребностям страны, софизмы меркантилистов о "торговом балансе", гибельные последствия завистничества между торговыми нациями изложены им с удивительной силой. Нет никакого сомнения, что эти опыты, цитируемые Смитом в его глазговском "Курсе" и для второго издания которых Юм просил у него предисловия, произвели на него огромное впечатление.

Наряду с Гетчесоном и Юмом следует упомянуть здесь еще о другом писателе - Бернарде Мандевилле. Он был врач-философ, а не экономист. В 1704 г. он опубликовал маленькую поэму, переизданную в 1714 г. с многочисленными приложениями под заглавием "Басня о пчелах, или Частные пороки - общественные выгоды". Основная идея книги (она вызвала шум в обществе и была конфискована правительством) та, что цивилизация, под которой разумеются богатство, искусства и науки, проистекает не из добродетелей наших, а из того, что Мандевилль называет пороками нашими, т.е. из многочисленных естественных потребностей, которые заставляют нас стремиться к благополучию, комфорту, роскоши и всем удовольствиям жизни. Это была апология естественного человека и критика человека добродетельного.

Смит подверг Мандевилля критике, он особенно упрекает Мандевилля за то, что тот называет пороками желания и вкусы, которые сами по себе никакого порицания не заслуживают. Но несмотря на эти оговорки, мысль Мандевилля плодотворно повлияла на ум Смита: последний в свою очередь будет безустанно провозглашать, что в конце концов личный интерес (который не является в его глазах пороком, но все-таки заслуживает названия "низшей добродетели"), сам того не ведая и вопреки своей воле, ведет общество к благополучию и счастью. Таким образом, у Смита, равно как и у Мандевилля, богатство наций есть результат если не порока, то по крайней мере естественно инстинкта, который не заключает в себе ничего добродетельного и которым пользуется, к которому прибегает Провидение, чтобы без нашего ведома осуществить цели, лежащие за пределами нашего предвиденья.

Таковы главные писатели, у которых мы находим уже сформулированными важнейшие идеи, из которых Смит сплавит настоящую систему.

Смит многим обязан физиократам. Непродолжительность его сношений с ними не помешала тому, чтобы они произвели на него огромное влияние. Физиократы, загипнотизированные ролью земледелия, как бы исказили и сузили свое поле зрения. Они, если можно так выразиться, смотрели через слишком узкое окно. А Смит сразу встал в центр явлений, поднялся на самый высокий пункт, откуда открывается широчайший и беспредельнейший вид. Экономический мир, рассматриваемый как обширная мастерская, созданная разделением труда; феномены богатства, сведенные к высшему единству в силу необходимого психологического двигателя; желания людей улучшить свое экономическое положение; наконец, экономическая политика, впервые основанная не на интересе такого-то или такого-то класса (фабрикантов или земледельцев), а на соображениях о более общем интересе всей нации в целом, - таковы руководящие принципы, которыми проникнуто все произведение Смита.

Отныне они будут проводниками по лабиринту экономических явлений. Современникам нетрудно было заметить, что поставленная на этот путь новая наука не рисковала попасть в тупик. Впервые дана была прочная точка опоры для беспристрастного обозрения сложных интересов земледелия, промышленности и торговли.

Делись добром ;)