logo
Теория человеческий капитала

2.4 Спрос на труд

Когда речь идет о спросе на труд в масштабе всей экономики, то речь идет, как правило, о труде вообще, без географического или профессионального сегментирования труда. А значит, спрос на труд зависит от производительности труда (труда вообще, без сегментации) и платы за этот труд. Поэтому спрос на труд, как функция заработной платы, задается равенством предельной производительности труда и заработной платы. При этом расчет заработной платы, как платы за труд, предполагает анализ доходов населения, т.е. заработной платы как дохода, и условий занятости, т.е. суммарного рабочего времени и занятости. Точно также, достаточно сложно напрямую определить производительность труда в экономике, а тем более рассчитать ее производную. Хотя, конечно, понятно, что при росте производительности труда спрос на труд должен расти, как и при снижении заработной платы. Но даже это утверждение в масштабах всей экономики может быть несправедливо, поскольку, например, при фиксированных потребностях рост производительности труда означает уменьшение количества труда, необходимого для удовлетворения всех потребностей.

Конечно, все гораздо проще, когда речь идет о спросе на труд со стороны отдельного предприятия. В этом случае предприниматель легко может рассчитать предельную производительность труда и определиться с тем, сколько трудовых ресурсов при используемой технологии ему нужно при текущей рыночной цене труда.

Но с другой стороны, для отдельного предприятия все гораздо сложнее, поскольку предприятию нужны работники разных профессий, причем они могут частично замещать друг друга, но чаще работники должны дополнять друг друга в цепи трудовых операций, предусмотренных используемой технологией. Поэтому задача подбора оптимальной структуры и количества персонала в фирме вовсе не будет такой простой.

Кроме того, предприниматель сталкивается с тем, что на рынке труда не существует единой зарплаты для работников одной профессии. Т.е. более квалифицированные и более опытные работники требуют более высокую зарплату, а, соответственно, неквалифицированные согласны на гораздо меньшую. В этих условиях предприниматель должен решить достаточно сложную задачу: могут ли более квалифицированные работники обеспечить более высокую производительность труда, а также, что немаловажно, более высокое качество продукции, в той же мере, в какой они требуют повышенную зарплату. Например, стоит ли брать на работу токаря 6го разряда, если его зарплата в 2 раза выше, чем у токаря второго разряда, притом что, работая в 2 смены, 2 токаря второго разряда сделают значительно больше, чем токарь шестого разряда за 1 смену? Для решения подобной задачи придется учесть и процент брака, и износ оборудования и затраты материалов, т.е. задача очень сложна…

Еще более задачу выбора осложняет то, что менее квалифицированного работника можно обучить, но это требует затрат времени и денег, а по мере роста его квалификации потребуется повысить и его зарплату.

Исходя из вышесказанного, мы делаем вывод, что спрос на труд для отдельной профессии отдельного уровня квалификации в отдельном регионе будет зависеть не только от уровня зарплаты, но также от технологий предприятий в этом регионе, от взаимосвязанности профессий (и уровня зарплат для них), а также в заложенном в технологиях росте производительности труда при росте квалификации работника и уровнях зарплат для иных квалификаций. Причем нужно отметить, что спрос на труд работников более высокой квалификации растет при снижении зарплаты намного быстрее, чем спрос на труд работников низкой квалификации. Это должно делать занятость среди высококвалифицированных работников близкой к полной. Данный факт можно объяснить тем, что при снижении зарплаты для работников высокой квалификации их труд можно использовать вместо труда менее квалифицированных рабочих.

Важная особенность спроса на труд заключена в том, что этот спрос строго привязан географически к тому месту, где размещается производство. Хотя постепенно такая привязанность исчезает для некоторых видов труда в связи с развитием информационных и коммуникационных технологий. Например, труд дизайнера или журналиста в настоящее время совершенно не привязан к географическому местоположению их работодателя. Тем не менее, из географической привязанности возникает миграция рабочей силы к местам концентрации производства, что является основной причиной урбанизации.