logo
Анализ влияния деятельности служб экономической безопасности на финансово-производные показатели хозяйствующих субъектов

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с точки зрения обеспечения его экономической безопасности

Попробуем проанализировать в аспекте экономической безопасности деятельность некоего предприятия, без предположения о его отраслевой принадлежности. Будем рассматривать отдельные элементы ФХД предприятия и пытаться найти способы получения выгоды из ФХД предприятия.

Для этого будем определять критерии того, что данное действие, событие ФХД предприятия происходит нормально, правильно, и рассматривать все возможные варианты нарушения этих критериев. Это и будет фактически выявлением потенциального способа реализации угрозы.

Условно разделим для анализа ФХД предприятия на следующие блоки:

· приобретение ТМЦ, работ, услуг, а также оборот ТМЦ внутри предприятия;

· расчеты по оплате труда;

· расчеты по налогам и налоговая оптимизация;

· финансовые операции (кредиты, займы, ценные бумаги, прочие операции);

· реализация и расчеты с поставщиками и покупателями ТМЦ, услуг.

Естественно, все эти блоки взаимосвязаны между собой, и такое деление сделано лишь для упорядочения изложения. Создадим модель оборота ТМЦ

Рис. 2. Модель потоков ТМЦ, работ, услуг и денежных расчетов по ним (упрощенно) (услуг) и денежных средств на предприятии строительной отрасли, работающего в рыночных условиях, этот оборот весьма упрощенно можно изобразить в виде следующей схемы (рис. 2):

Здесь упрощенно выражена суть работы предприятия: квадратики представляют подразделения предприятия и объекты (стройплощадки, например), а стрелочками условно изображено движение ТМЦ, иных ресурсов, денежных средств. Предприятие приобретает на рынке ресурсы (товары, сырье, материалы, энергию, полуфабрикаты, трудовые ресурсы, работы, услуги сторонних организаций), использует их в создании продукции (производстве товаров, строительстве, проведении работ, оказании услуг), которые и реализует. В целом предприятия всех отраслей экономики работают по похожим моделям, с учетом отраслевых особенностей. Звягин АА. Управление безопасностью организации и ее персонала (На примере малого и среднего предприятия). М., 2008., с. 112

Что касается ТМЦ, то физически они могут находиться на следующих объектах предприятия:

· склады предприятия (хранение ТМЦ);

· объекты, где происходит производство (проведение работ, оказание услуг): цеха, стройплощадки, транспортные средства, средства связи, магазины, пр.;

· в пути (на транспорте), на складах третьих лиц и в зоне погрузки-разгрузки.

Выделим условно следующие этапы в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, связанные с оборотом ТМЦ:

· закупка и оприходование на склад;

· хранение на складе;

· внутреннее перемещение между складами и объектами;

· отпуск (списание) ТМЦ в производство в цехах, на объектах;

· производство продукции (строительство объекта);

· реализация продукции, работ, услуг, сдача готового объекта покупателю (заказчику);

· расчеты с покупателями (заказчиками) и поставщиками (подрядчиками) ТМЦ, работ, услуг;

· списание ТМЦ, пришедших в негодность;

Следует отметить, что аналогичные или близкие к этим этапы могут быть выделены на предприятиях всех отраслей экономики с учетом отраслевой специфики.

Нанесение экономического ущерба возможно как внутри каждого из квадратиков на схеме (рис. 2), так и «на каждой стрелочке», т.е. при хранении, переработке и передаче активов предприятия между подразделениями, а также от поставщиков (подрядчиков) и покупателям (заказчикам). Иными словами, предполагается возможность нанесения ЭУ в любой момент времени и в любом месте производственного процесса.

Так ли это на практике?

Рассмотрим всего три параметра ТМЦ, изменение которых приводит к нанесению ущерба, с одной стороны» и получению выгоды - с другой. Это качество ТМЦ (сортность, ГОСТ, ТУ и пр.), количество ТМЦ, а также стоимость ТМЦ при их купле-продаже. Поскольку количество этапов производственного цикла конечно, при заданном количестве нормативов расходования ТМЦ на единицу продукции (полуфабриката) в производственном процессе, то число точек нанесения ЭУ на предприятии - конечное количество. Теоретически в каждой точке могут быть реально, физически изменены два параметра ТМЦ - количество и качество а при купле-продаже и третий параметр - стоимость. Помимо этого, поскольку учет и анализ ФХД предприятия может вестись только по первичным документам, здесь необходимо также предполагать возможное несоответствие данных первичных документов реальным в любом месте производственного цикла, а также проведение недокументированных операций. Матвеев Н.В. Экономическая безопасность предприятия. М, 2009., с. 73

С этой точки зрения проанализируем движение ТМЦ в производственном цикле предприятия. Существует также и вариант нанесения экономического ущерба путем изменения реальных рыночных условий для предприятия, но эти механизмы выходят за рамки данного анализа.

Попробуем теоретически рассмотреть механизмы реализации угроз (нанесения экономического ущерба) предприятию, гипотетически предполагая наличие всех возможных условий для этого. Будем последовательно рассматривать каждый квадратик и каждую стрелочку на схеме (рис. 2) и пытаться определить способы получения выгоды с нарушением критериев нормального функционирования предприятия.

Приобретение ТМЦ и иных ресурсов. Его можно, считать нормальным для предприятия, если;

· ресурсы действительно нужны предприятию в приобретаемом объеме;

· ресурсы приобретаются по цене не выше рыночной;

· ресурсы поставляются при надлежащем качестве;

· ресурсы поступают в надлежащем количестве, вовремя и доставляются приемлемым для предприятия способом;

· расчеты с поставщиком организованы приемлемым для предприятия образом;

· документарное оформление поступления ТМЦ соответствует реальному.

Нанесение ЭУ соответственно может происходить следующим образом: Макальская А.К. Формирование функции контроллинга в системе управления промышленным предприятием. М., 2007., с. 262

· сотрудник предприятия инициирует закупку ресурсов, ненужных предприятию, либо в завышенном объеме, получая выгоду от поставщика;

· сотрудник предприятия совершает (способствует совершению) сделку с выбранным поставщиком по цене выше рыночной либо реальной отпускной цены поставщика, получая выгоду от поставщика;

· сотрудник(и) предприятия принимает ресурсы ненадлежащего качества, получая выгоду от поставщика;

· сотрудник предприятия лоббирует условия поставки, которые скорее выгодны поставщику, чем предприятию, получая выгоду от поставщика;

· сотрудник предприятия лоббирует условия расчетов, которые скорее выгодны поставщику, чем предприятию, получая выгоду от поставщика;

· сотрудник предприятия «не замечает» нарушений со стороны поставщика в части поставки и расчетов либо предпринимает действия, способствующие сокрытию этих нарушений, получая выгоду от поставщика;

· поступление (оприходование) ТМЦ оформлено в меньшем либо большем по сравнению с реальным количестве ТМЦ, с последующим использованием излишков ТМЦ либо фактической недопоставки в корыстных целях.

Ряд негативных явлений также маскируется под отношения с поставщиками.

Хранение - следующий этап после поступления ресурсов в виде ТМЦ. Хранение осуществляется нормально, если сохраняется:

· количество с учетом отпуска ТМЦ и норм потерь при хранении;

· приемлемое качество ТМЦ с учетом предельных сроков хранения.

Возможные нарушения с нанесением ЭУ:

· хищения ТМЦ со склада сотрудниками и посторонними лицами;

· завышение норм потерь и последующее присвоение излишков сотрудниками;

· подмена ТМЦ аналогичным ТМЦ более низкого качества либо стоимости, пересортица;

· списание ТМЦ по различным причинам (падение качества, истечение срока хранения, порча и пр.) без его действительного уничтожения, с последующим его использованием заинтересованными лицами тем или иным образом.

Перемещение ТМЦ внутри предприятия. Проводится нормально, если:

· качество и количество ТМЦ реально переданных из подразделения в подразделение совпадают «на входе» и «на выходе»;

· в учете документарно отражены реальные качество и количество ТМЦ.

· Возможные нарушения с нанесением ЭУ:

· физическое несоответствие количества (качества) ТМЦ, реально ушедшего из одного подразделения и поступившего в другое (хищение либо перемещение ТМЦ в корыстных целях);

· несоответствие реально перемещенных ТМЦ зафиксированным в документах по количеству (качеству), с подменой, хищением ТМЦ либо использованием неучтенных ТМЦ в корыстных целях. Зюда Е.Г Организационно-экономические методы управления строительным холдингом. СПб, 2008., с.82

Отпуск ТМЦ в производство и их использование в производственном процессе. Пожалуй, это наиболее разнообразный и варьирующийся от предприятия к предприятию этап ФХД. Осуществляется нормально, если:

· ТМЦ отпускаются своевременно и в необходимом качестве и количестве, не образуя излишков в производственных подразделениях;

· расход ТМЦ целесообразен и соответствует нормативам -не превышает их;

· документарно фиксируется реальный, а не нормативный расход ТМЦ.

Возможные нарушения:

1. накопление избыточных резервов ТМЦ, облегчает использование неучтенных либо «сэкономленных» ТМЦ в корыстных целях;

2. создание несоответствия между реальным производственным процессом и технологической картой (проектной документацией, пр.) с использованием «сэкономленных» различий в корыстных целях;

3. завышение нормативов, с последующим использованием «сэкономленных» ТМЦ;

4. реальное фактическое занижение расходования ТМЦ в производстве, с отражением в документах большего по сравнению с фактическим либо нормативного расходования ТМЦ, с последующим использованием «сэкономленных» ТМЦ, в корыстных целях.

Выпуск готовой продукции, работ, услуг. Происходит нормально, если:

· выход готовой продукции (объем услуг, объект строительства) соответствует нормативам по качеству и количеству;

· производство осуществляется в соответствии с планом и графиками (готовая продукция выходит согласно плану, не образует чрезмерных запасов в производственных подразделениях);

· параметры ведущегося производства (выход продукции) документируются по фактическим показателям;

· брак не превышает нормативных величин;

· брак документируется по фактическим показателям: количество, характер, виновные устанавливаются, принимаются надлежащие меры;

· дальнейшее использование брака документируется по факту его использования.

Возможные нарушения:

· ресурсы предприятия используются на сторонних объектах;

· ресурсы предприятия используются на строительстве своих объектов, но в счет работ, оформленных на сторонних подрядчиков;

· выполнение сверхнормативных работ (выпуск продукции),не фиксируемое документарно. Может осуществляться разными механизмами, иногда одновременно несколькими, в зависимости от специфики предприятия;

· целиком не фиксируемое документарно выполнение работ (выпуск продукции).

Использует как сэкономленные излишки, так и неучтенные запасы ТМЦ, возможно, даже не принадлежащие предприятию. Практически это «черная» «давальческая» схема производства с использованием ресурсов предприятия. Вероятность реализации такой схемы повышается для строительных предприятий при одновременной работе на одной площадке не скольких строительных предприятий либо наличии рядом со стройплощадкой предприятия других строящихся объектов; для промышленных предприятий - при наличии арендаторов на территории предприятия. Воронцова Л.В. Экономическая безопасность системы в процессе ее устойчивого развития.,Казань, 2007., с. 116

· создание чрезмерных запасов готовой продукции в производственных подразделениях облегчает использование ее в корыстных целях, в частности путем списания либо уценки «залежавшейся» продукции;

· сокрытие брака, списание без его уничтожения и его дальнейшее использование в корыстных целях;

· завышение нормативов брака и списание нормальной продукции в брак с ее дальнейшим использованием в корыстных целях.

Реализация готовой продукции (материалов, сырья, полуфабрикатов, иных ресурсов, сдача готовых объектов). Заключение контрактов на строительство (договоров подряда). Характерной особенностью является тот факт, что довольно часто при заключении подобных договоров конечная стоимость работ может быть определена далеко не всегда и корректируется по ходу работ. Обстоятельство может использоваться недобросовестными сотрудниками и контрагентами при заключении договоров на конкурсной основе, проведении тендеров.

Контракт заключается (продукция реализуется) нормально, если:

· контракт заключается (продукция реализуется) по цене не ниже рыночной;

· контракты заключаются и выполняются (продукция реализуется) в надлежащем количестве, качестве, вовремя и приемлемым для предприятия способом;

· расчеты с покупателем организованы приемлемым для предприятия образом;

· документарное оформление сдачи объектов (отгрузки продукции) соответствует реальному.

Нанесение ЭУ соответственно может происходить следующим образом:

· сотрудник предприятия инициирует договор подряда, реализацию (договор поставки продукции) на условиях, не выгодных предприятию, либо в завышенном объеме, получая выгоду от покупателя;

· сотрудник предприятия совершает (способствует заключению) сделку с выбранным заказчиком (покупателем) по цене ниже рыночной либо реальной закупочной цены покупателя, получая выгоду от заказчика (покупателя);

· сотрудник предприятия лоббирует условия договора подряда (поставки), которые скорее выгодны заказчику (покупателю), чем предприятию, получая выгоду от заказчика (покупателя);

· сотрудник предприятия лоббирует условия расчетов, которые скорее выгодны заказчику (покупателю), чем предприятию, получая выгоду от заказчика (покупателя);

· сотрудник предприятия «не замечает» нарушений со стороны заказчика (покупателя) в части поставки и расчетов либо предпринимает действия, способствующие сокрытию этих нарушений, получая выгоду от покупателя;

· условия контракта (отгрузка продукции) оформлены в меньшем либо большем по сравнению с реальным количестве, с последующим использованием излишков продукции либо фактической недопоставки в корыстных целях. Это очень характерно для реализации неучтенных излишков продукции, а также использования полуфабрикатов в дальнейшем неучтенном производстве на территории предприятия, использования ресурсов предприятия (электроэнергия, вода, пар, арендная плата) арендаторами.

Ряд негативных явлений также маскируется под отношения с заказчиками (покупателями).

Расчеты с контрагентами. Могут вестись на условиях, невыгодных для предприятия, либо использоваться для хищения ТМЦ, денежных средств, иных активов. Звягин АА. Управление безопасностью организации и ее персонала (На примере малого и среднего предприятия). М., 2008., с. 112

Таким образом, для данной модели функционирования предприятия составили критерии нормальности функционирования, затем рассмотрели возможные их нарушения, что дало нам возможность определить угрозы и механизмы их реализации. Проведенный анализ приблизителен, довольно поверхностен и приведен в качестве примера. Реальный анализ должен проводиться более глубоко и подробно, с учетом особенностей предприятия.

Расчеты предприятия по оплате труда, налогам. Финансовые операции. Расчеты по оплате труда и оптимизация. Это очень богатая различными нарушениями сфера деятельности многих российских предприятий. Попытаемся выделить наиболее типичные нарушения. Будем считать, что заработная плата выплачивается нормально, если:

· все сотрудники предприятия оформлены надлежащим образом;

· вся заработная плата выплачивается вовремя и в соответствии с действующим законодательством;

· уровень заработной платы «по предприятию» соответствует отрасли в целом с учетом региона местонахождения предприятия;

· уровень зарплаты «по персоналу» в целом приблизительно соответствует квалификации, правам и обязанностям, нагрузке, ответственности, трудовому вкладу отдельных сотрудников внутри предприятия и зарплатам по специальностям на аналогичных или других предприятиях с учетом региона местонахождения предприятия.

Соответственно могут иметь место следующие нарушения;

Использование труда неоформленных сотрудников. Возможно использование труда нелегальных мигрантов.

Выплата зарплаты с задержками. Может быть использована для ведения конкурентной борьбы внутри предприятия, давления на определенные подразделения.

Выплата зарплаты с использованием «серых схем» с привлечением страховых или финансовых структур. Уменьшает права работников предприятия, делает сферу выплаты зарплат менее прозрачной. Может быть использована для получения материальной выгоды сотрудниками - организаторами схемы.

4.Выплата зарплаты с использованием «черных схем». Еще в большей степени уменьшает права работников предприятия, увеличивает оборот «черной наличности». Используется сотрудниками, ответственными за оборот «черной наличности» для получения материальной выгоды с оборота. Однако в случае угрозы конфликта с работником (а что гораздо хуже, с группой работников) делает позицию предприятия довольно неприятной в случае вскрытия махинаций с «черной наличностью».

Ошибки с определением уровня заработной платы по предприятию в целом в случае завышения уровня ведут к перерасходованию средств, а в случае занижения - к социальной напряженности и оттоку наиболее ценных специалистов. Богославец Т.Н. Формирование организационных струю на предприятиях в современных условиях. Дис. ... канд. эк. н. Омск, 2008., с. 214

Вариация уровня зарплаты «по персоналу» является сильнейшим инструментом для менеджеров, имеющих право или возможность определять уровень зарплаты по должностям. Здесь может быть целый ряд мероприятий, проводимых высшими менеджерами в корыстных целях. Варианты. Первый: прямое завышение зарплаты «своим» и занижение «врагам». Приводит к переходу ряда сотрудников в «свои», ряда сотрудников «врагов» - к переходу на другие должности или увольнению. В результате формируется сплоченная команда со своими интересами, отличными от интересов предприятия, занимающими ряд должностей на определенном участке ФХД предприятия. Второй: постоянная реструктуризация с изменениями зарплат по первому варианту. Третий вариант: занижение зарплат всем, «своим» в том числе. В случае, когда необходимо заполнить «своими» определенные должности в тех или иных целях, высшие менеджеры сознательно занижают оклады на этих должностях. В итоге независимые сотрудники уходят, а должности занимают «свои». Иногда потом оклады поднимают, но этого может и не происходить, так как получаемые за послушание «своими» материальные выгоды часто перекрывают в несколько раз сам оклад, а не разницу в окладе. Низкий уровень зарплат делает должности непривлекательными для «чужих». Четвертый вариант: занижение зарплаты для должностей с контрольно-учетными функциями. Приводит к появлению неквалифицированных специалистов с ослаблением контроля и учета в целом. Существуют и другие варианты. Матвеев Н.В. Экономическая безопасность предприятия. М, 2009., с. 73

Расчеты по налогам и оптимизация. Черный рынок, черная наличность, рынок финансовых услуг по оптимизации налогообложения приобретают большой масштаб там и тогда, где и когда слишком строги законы и очень слаб контроль их выполнения. Будем считать, что налоги уплачиваются нормально, если:

· налоги уплачиваются в полной сумме и вовремя;

· предприятие правильно рассчитывает сумму налогов исходя из налоговой базы и льгот;

· предприятие правильно определяет налоговую базу и льготы и не предпринимает никаких специальных мероприятий по их изменению.

Как правило, два первых пункта -- это вопрос квалификации сотрудников, добросовестности и финансового состояния предприятия. Нарушение третьего пункта предусматривает наличие злого умысла в действиях предприятия (его высшего менеджмента). Предприятие с целью ухода от налогов может предпринимать следующие действия:

· оформление ФХД документами, не соответствующими реальной ФХД по сути;

· оформление ФХД документами, не соответствующими реальной ФХД по количественным показателям;

· сокрытие ряда фактов ФХД;

· проведение дополнительных мероприятий с целью занижения налоговой базы либо получения льгот. Здесь речь идет о совершении мнимых сделок, сделок с подставными фирмами, проведении платежей и прочем с целью уменьшения налоговой базы либо получения льгот.

Как правило, услуги фирм, которые поддерживают деятельность подставных фирм и всей связанной инфраструктуры, являются платными и строго конфиденциальными. Вообще, уровень обеспечения экономической безопасности в подавляющем большинстве фирм, работающих в этой «отрасли», может служить образцом для фирм, занимающихся легальным бизнесом, В результате должностное лицо предприятия, через которое осуществляются контакты предприятия с «фирмой», приобретает дополнительное влияние на предприятие в силу специфики этой деятельности, а также может получать непосредственную выгоду от оборотов предприятия с «фирмой». Риски и потери предприятия при ведении этой деятельности многоплановы и велики. Первое; риск вскрытия налоговых преступлений со всеми последствиями для предприятия и его должностных лиц. Второе: риск потери денежных средств (как правило, сумма средств в обороте во много раз больше суммы экономии) в силу ряда причин. Третье: усложнение документооборота и учета «оптимизирующих» сделок. Четвертое: усиление влияния должностных лиц, занимающихся этой деятельностью. На текущий момент эффективность «оптимизационной» деятельности ряда предприятий, подсчитанная с учетом всех факторов, может быть близка к нулю. Если реформация налоговой системы пойдет правильным путем, то таковая деятельность станет не только бессмысленной, но и экономически неоправданной. Гребенников В.В. Стратегия управления экономической безопасностью предприятий.,Воронеж, 2008., с. 212

Финансовые операции. Чисто с технической точки зрения мошенничество в этой сфере наиболее просто осуществимо и легко скрываемо. Как ставки привлечения финансовых средств, так и размещения свободных финансовых ресурсов значительно варьируются и могут легко использоваться для получения выгоды, котировки же ценных бумаг являются нестабильными даже в течение одного дня. Передача финансовых ресурсов в доверительное управление сторонним организациям при отсутствии гарантированной доходности не гарантирует соблюдение интересов предприятия. Потери на обслуживание в различных финансовых схемах также весьма значительны.

Будем считать, что привлечение или размещение финансовых ресурсов осуществлено нормально, если:

· размер и срок размещения (привлечения) соответствуют интересам предприятия;

· ставки размещения (привлечения) соответствуют среднерыночным значениям с учетом всех особенностей сделки;

· при использовании финансовых инструментов с нефиксированной доходностью обеспечивается достоверность данных об осуществляемых сделках;

· при осуществлении иных финансовых операций соблюдаются интересы предприятия;

· Соответственно можно предположить, что нарушения могут быть следующие:

· привлечены или размещены финансовые средства в большем объеме, чем необходимо предприятию, за что ответственный сотрудник получает выгоду от заинтересованной стороны;

· ставки размещения уменьшены, а ставки привлечения денежных средств предприятием увеличены по сравнению со среднерыночными значениями, с получением скрытой выгоды ответственным сотрудником;

· при использовании финансовых инструментов с нефиксированной доходностью скрыть часть доходов путем сокрытия или проведения «дополнительных» сделок;

· при проведении иных финансовых операций ответственный сотрудник может «заложить» свою выгоду, вступить в сговор с целью получения выгоды при ущемлении интересов предприятия;

Также следует упомянуть особый перечень операций, который уже стал обычным, но их вариации представляют больший интерес.

Так, достаточно частыми являются следующие операции:

· поставка ТМЦ с предприятия в адрес подставной организации с последующей неоплатой и списанием задолженности;

· предоплата в адрес подставной организации за ТМЦ, работы и услуги с последующей непоставкой ТМЦ, работ, услуг;

· вариант с поставкой подставной организацией ТМЦ ненадлежащего качества с последующим списанием ТМЦ как пришедших в негодность;

· «перевод задолженностей», договоры цессии относительно задолженностей контрагентов или предприятия третьим лицам;

· прочие операции похожего содержания.

При этом подставная фирма «приводится», как правило, руководителем соответствующего подразделения предприятия.

Среди этих схем можно выделить довольно экзотические, например «вброс организации-контрагента», «вброс распоряжения на перевод денежных средств» и пр. Здесь речь идет о том, что при недостаточно строгом документообороте заинтересованное лицо определенного ранга может «вбросить» в определенном месте документ в документооборот предприятия с прямым нанесением ущерба или последствиями, описанными выше. Макальская А.К. Формирование функции контроллинга в системе управления промышленным предприятием. М., 2007., с. 262

Пример. В документообороте предприятия появилось распорядительное письмо контрагента с просьбой перевести причитающиеся контрагенту денежные средства на счет третьей организации. Письмо имело не только визы генеральных директоров предприятия и холдинга, но и гневную приписку с вопросом, почему до сих пор деньги не переведены. Предприятие избежало ущерба только благодаря требованию главного бухгалтера предприятия предоставить до перевода денежных средств распорядительное письмо контрагента с подписью не только генерального директора, но и главного бухгалтера контрагента, как это положено согласно законодательству. Тут же возник вопрос, откуда вообще появилось письмо, так как контрагент на самом деле никакого письма не отправлял, а генеральные директоры предприятия и холдинга были вообще не в курсе происходящего.

Заключение

Экономическая безопасность предприятия является составной частью экономической безопасности России. Формирование рыночных отношений в сфере экономики существенно увеличило значение и роль обеспечения экономической безопасности предприятий. При этом соответственно возросли и требования, предъявляемые к системам обеспечения экономической безопасности предприятий. Ввиду недостаточности опыта работы в рыночных условиях и быстрого изменения условий хозяйствования проблема обеспечения экономической безопасности предприятий для экономики страны приобрела особую актуальность.

Существующие теоретические взгляды на экономическую безопасность предприятий, нуждаются в углублении и систематизации, что на данный момент не позволяет повысить эффективность практической деятельности по обеспечению экономической безопасности предприятий.

Экономическая безопасность предприятия - одно из важнейших свойств предприятия. Проведенный анализ существующих определений, понятий и практических представлений позволил сделать предположение о том, что понятие безопасности является первичным по отношению к понятию угрозы, и характеризует состояние предприятия.

Дано соответствующее этому предположению авторское определение безопасности: экономическая безопасность строительного предприятия -- это свойство предприятия, характеризуемое его способностью нормально функционировать для достижения своих целей при существующих - внешних условиях и их изменении в определенных пределах.

Под нормальным понимается такое функционирование предприятия, которое в существующих внешних условиях обеспечивает Достижение предприятием поставленных целей оптимальным обозом или достаточно близким к нему.