Технико-экономическое обоснование проекта машиностроительного предприятия

курсовая работа

3.1 Теоретическая часть

3.1.1 Классификация и поведение затрат (основные и накладные затраты, постоянные, полупеременные и переменные затраты)

Основным документом, которым необходимо руководствоваться при формировании себестоимости продукции на предприятии, является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.

В соответствии с вышеупомянутым Положением все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием по следующим элементам:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты.

Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:

1) Сырье и материалы.

2) Возвратные отходы (вычитаются).

3) Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

4) Топливо и энергия на технологические цели.

5) Заработная плата производственных рабочих.

6) Отчисления на социальные нужды.

7) Расходы на подготовку и освоение производства.

8) Общепроизводственные расходы.

9) Общехозяйственные расходы.

10) Потери от брака.

11) Прочие производственные расходы.

12) Коммерческие расходы.

Итог первых 11 статей образует производственную себестоимость продукции, итог всех 12 статей - полную себестоимость продукции.

Кроме поэлементной и постатейной классификации затраты классифицируются и по другим признакам.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства, - на сырье и основные материалы, вспомогательные и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Постоянные затраты являются функцией времени, а не объема продукции, их общая сумма не зависит от количества изготовленной продукции в определенном интервале.

Переменными называются затраты, общая сумма которых зависит от объема изготовленной продукции. Они делятся на пропорциональные и непропорциональные.

Смешанные (полупеременные или полупостоянные) затраты - это затраты, величина которых изменяется с изменением в объеме производства, но в отличие от переменных затрат - не в прямой пропорции. Другими словами, эти затраты собирают как постоянный, так и переменный аспект (компонент). Примерами является аренда грузового транспорта, где твердая постоянная арендной платы суммируется с переменным тарифом, в зависимости от пройденного расстояния, и плата за телефон, включающая фиксированную сумму, уплачиваемую ежемесячно, плюс начисления в зависимости от количества сделанных междугородних звонков.

3.1.2 Содержание планирования затрат на предприятии

Одна из наиболее актуальных проблем большинства предприятий -- необоснованный и неконтролируемый рост затрат. Для решения этой проблемы компаниям необходима четкая программа по управлению затратами.

Управление затратами -- это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.

Затраты -- это стоимость всех ресурсов, использованных в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Однако не все затраты отражаются по итогам периода в управленческом отчете о прибылях и убытках. Расходами мы считаем только те затраты, которые участвуют в формировании прибыли определенного периода, а оставшаяся часть затрат капитализируется в активах компании в виде готовой продукции, незавершенного производства, остатков полуфабрикатов для собственного потребления, незавершенных объектов капитального строительства, нематериальных активов и т. п. Другими словами, расходы -- это уменьшение активов или увеличение обязательств, приводящее к уменьшению капитала, не связанному с распределением прибыли между акционерами.

Для выявления затрат, которые могут быть сокращены, целесообразно использовать следующие виды анализа (или их сочетание):

- анализ структуры затрат;

- сравнительный анализ;

- анализ носителей затрат.

Анализ структуры затрат:

Для того чтобы проанализировать структуру затрат предприятия, применяют вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ. С помощью вертикального анализа определяют структуру затрат: рассчитывают удельный вес каждой статьи затрат в общей сумме затрат предприятия и выделяют наиболее значимые статьи. Так, не стоит ожидать значительной экономии в результате сокращения статьи затрат, составляющей 1% от всех расходов предприятия.

По результатам вертикального анализа составляются диаграммы затрат с указанием доли каждой статьи в общих затратах компании.

В основе горизонтального анализа лежит сравнение каждой позиции по статьям затрат отчетности с предшествующим периодом (месяцем, кварталом, годом), то есть определяются отклонения показателей отчетного или планируемого периода от предшествующего.

После проведения вертикального и горизонтального анализа следует проанализировать тенденции изменения статей затрат, то есть провести трендовый анализ. Он позволяет определить возможные значения показателей в будущем, то есть спрогнозировать значения различных показателей (объем выручки, размер затрат и т. д.) при условии сохранения сложившейся динамики.

Сравнительный анализ:

Этот анализ основан на сопоставлении наиболее значимых показателей компании с аналогичными показателями конкурентов или со среднеотраслевыми показателями. Он позволяет сделать выводы о конкурентоспособности предприятия, а также о наличии резервов снижения затрат. Отметим, что в условиях рынка довольно сложно получить данные о деятельности конкурентов, необходимые для проведения сравнительного анализа. Анализ структуры затрат и сравнительный анализ позволяют определить направления оптимизации затрат. Для принятия конкретных управленческих решений используется методика выявления и анализа носителей затрат.

Выявление и анализ носителей затрат:

Носители затрат -- это те факторы, которые оказывают непосредственное влияние на сумму затрат по той или иной статье. Все носители затрат можно условно разделить на три группы: конструкция производимого товара (что вы производите), технология производства (как вы производите и реализуете) и управление производством (как вы управляете компанией).

Рассмотрим, какие носители затрат можно выделить в каждой группе (см. табл. 1). Для анализа носителей затрат используют диагностические анкеты (см. пример 1). Их могут разрабатывать как менеджеры, ответственные за разработку мероприятий по снижению затрат, так и сторонние консультанты. Анкетирование проводится среди сотрудников предприятия. Каждое структурное подразделение отвечает на те вопросы, решение которых находится в его компетенции.

3.1.3 Составление сметы и калькуляции затрат

В современном производстве большое значение имеет определение затрат в денежном выражении на изготовляемую продукцию (работы, услуги) и на производство или хозяйственную деятельность предприятия в целом.

Способ расчета затрат в денежном выражении выбранной единицы (объекта) по статьям затрат называют калькуляцией. Оформляется она в виде документа (калькуляционного листа) и отражает себестоимость продукции.

Различают калькуляции: плановые, сметные, нормативные и отчетные.

Первые три калькуляции составляются до начала производства, и они имеют разное назначение:

- плановые и нормативные используются для определения необходимых затрат и установления цен на основе существующих или прогрессивных норм расходования производственных ресурсов;

- сметные используются для подсчета затрат на новую продукцию и расчета отпускных цен.

Отчетная калькуляция составляется в хозяйственном (управленческом) учете с целью контроля выполнения плановых заданий и поиска резервов снижения себестоимости продукции. Документ, в котором рассчитывается общая сумма затрат, связанных с производственной и хозяйственной деятельность предприятия называют общей сметой затрат на производство или общей сметой затрат на хозяйственную деятельность. Общая смета затрат на производство в соответствии с действующими нормативными документами составляется (с разбивкой по кварталам) на основе таких расчетов:

- материальных затрат в основном производстве;

- заработной платы и отчислений на социальные мероприятия в основном производстве;

- сметы затрат вспомогательных подразделений;

- сметы затрат на содержание и эксплуатацию оборудования;

- сметы общепроизводственных затрат;

- сметы других производственных затрат.

При расчете сметы затрат на хозяйственную деятельность в полном объеме к перечисленным выше затратам прибавляются расчеты:

- сметы расходов административных, расходов на сбыт, а так же других операционных затрат;

- сметы затрат финансовых и связанных с участием в капитале;

- смета затрат, связанных с другой не операционной деятельностью.

При составлении сметы затрат на операционную деятельность предприятия, последние могут группироваться по экономическим элементам.

Смета и калькуляция дают возможность рассчитать плановые или отчетные затраты по видам продукции и подразделениям (центрам затрат), определить цену и прибыль от каждого вида продукции.

Затраты, связанные с производством продукции составляют ее производственную себестоимость, которая является одним из важнейших экономических показателей предприятия. Ее экономическая сущность состоит не только в том, чтобы учесть все производственные затраты, а еще и в том, чтобы характеризовать все аспекты производственной хозяйственной деятельности, эффективность работы на разных уровнях управления экономикой предприятия и отрасли.

3.2 Практическая часть: определение себестоимости реализованной продукции предприятия и расчет чистой прибыли предприятия

себестоимость - это денежное выражение используемых в процессе производства продукции сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат на ее изготовление. Себестоимость продукции включает в себя четыре составных части:

1 Прямые материальные расходы.

2 Прямые расходы на оплату труда.

3 Другие прямые расходы.

Эти расходы образуют производственную себестоимость продукции предприятия.

В расчетах за единицу продукции принята одна ее тонна. Расчеты по валовым показателям выполняем с точностью до гривны, по единице продукции - с точностью до копейки.

Прямые материальные расходы

Эти расходы включают расходы на основные материалы и расходы на топливо и энергию для технологических целей.

(3.1)

грн.

Общие расходы на основные материалы на всю программу выпуска продукции определяются по формуле:

, (3.2)

грн

где М - масса используемых материалов на одно изделие, т;

N - годовая программа запуска изделий, шт.;

ЦМ - цена 1т материала, грн.;

Св.о - стоимость возвратных отходов, грн.:

, (3.3)

грн.

где Дв.о. - доля возвратных отходов, %;

Расходы на топливо и энергию для технологических целей ЗТЭН укрупнено, определим, как % от Зм.

(3.4)

Затраты на воду для энергетических нужд.

В цехах затраты на приготовление охлаждающих жидкостей определяются исходя из их нормы расхода в год а на 1 станок:

(3.5)

где Z - количество станков;

Св - стоимость воды, грн.

Расход воды на бытовые нужды рассчитывается исходя из затрат на хозяйственно-санитарные нужды.

(3.6)

грн.

где - Нхсн - расход воды на бытовые нужды, литр;

Делись добром ;)