Товарооборачиваемость: анализ и пути ускорения с целью увеличения прибыли и рентабельности Гродненского облпотребсоюза

курсовая работа

1. Значение, содержание и задачи экономического анализа товарооборачиваемости в торговле в условиях рыночной конкуренции

Товары, которые вовлекаются в сферу товарного обращения, проходят в ней немалый и нередко сложный путь. На каждый момент времени в сфере товарного обращения всегда находится некоторое количество нереализованных товаров. Произведенные товары через некоторое время, необходимое для накопления и транспортировки, продаются торговым организациям и предприятиям. В зависимости от звенности товародвижения, внутренних и потребительских свойств товаров, от спроса на них, частоты завоза и других условии они проводят в ней некоторое время до момента продажи. Эти товары образуют товарные запасы.

Товарный запас--это масса товаров, находящихся в сфере обращения с момента поступления их из производства до момента реализации.

Под товарооборачиваемостью принято понимать время обращения среднего товарного запаса за определенный период. Этот процесс характеризуется такими показателями, как скорость товарного обращения (товарооборачиваемость "в днях") и время одного оборота.

Предприятие должно стремиться к увеличению товарооборачиваемости, так как в результате ускорения:

§ увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос,

§ уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери,% за кредит) и увеличивается прибыль,

§ улучшается финансовое состояние предприятия, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом,

§ увеличивается объем производства товаров.

Образование и хранение товарных запасов требуют определенных затрат, которые возрастают по мере их увеличения. В этой связи для правильного экономического планирования небезразлично, в каком объеме должны создаваться товарные запасы. Как избыток, так и их недостаток в равной мере приносят убытки. Излишние товарные запасы приводят к увеличению затрат на их образование, хранение, к убыткам от порчи товаров. Если эти товары к тому же подвержены моральному старению, влиянию моды, то возможно и их обесценивание. Незначительная величина товарных запасов, как правило, приводит к перебоям в работе розничной торговли, к образованию дефицита и, наконец, прямым убыткам, связанным с сокращением объема товарооборота.

На размеры товарных запасов оказывает влияние целый ряд факторов: равномерность и частота завоза, транспортные условия, материально-техническая база торговли и ее размещение, свойства товаров и т. д. Чтобы как-то контролировать состояние товарных запасов и учитывать влияние этих факторов, осуществляется нормирование товарных запасов.

В прямой зависимости от товарных запасов находится важнейший показатель хозяйственной деятельности торговых предприятий -- розничный товарооборот. Отсутствие необходимых товаров отрицательно сказывается на выполнении плана товарооборота и удовлетворении потребностей населения. Но иногда бывает и так, что имеется вполне достаточное количество товаров для обеспечения нормальной торговли, но из-за несоответствия качества и ассортимента этих товаров требованиям покупателей они оседают в товаропроводящей сети, а спрос покупателей остается неудовлетворенным.

Одной из важнейших задач статистики торговли является изучение показателей скорости и времени товарного обращения. Период, в течение которого товары находятся в сфере обращения и проходят путь от производства до конечного потребления, представляет собой время товарного обращения.

Товарные запасы необходимы не только для обеспечения непрерывности и стабильности процессов расширенного воспроизводства, но и должны определенное время находиться в сфере обращения. Однако торговля заинтересована в том, чтобы они как можно быстрее доходили до своих потребителей. Причина здесь вполне очевидная: чем быстрее совершается товарооборот, тем меньше требуется оборотных средств для организации товарного обращения, лучше сохраняется качество товаров, относительно ниже расходы на реализацию, выше производительность труда торговых работников.

Время товарного обращения измеряется показателем товарооборачиваемости, который выражается в днях оборота или в количестве оборотов за определенный период.

Количество оборотов товарной массы, взятой в объеме среднего товарного запаса, характеризует скорость товарного обращения. Измеряется этот показатель отношением суммы товарооборота за данный период к средним товарным запасам за тот же период. Он показывает, сколько раз товарная масса обращалась в течение данного периода.

Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в розничной торговой сети и на складах должны быть определены товарные запасы. По назначению запасы товаров подразделяются на текущие, сезонные и целевые. Текущие товарные запасы предназначены для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Запасы товаров текущего хранения постоянно и равномерно пополняются. Розничное торговое предприятие должно иметь их в размере на установленное по плану количество дней торговли. Текущие запасы должны быть средними, т.е. не завышенными и не заниженными. Завышенные запасы товаров ведут к замедлению товарооборачиваемости, росту товарных потерь и других издержек обращения, связанных с хранением и реализацией товаров, а главное - к ухудшению качества и даже порче товаров. Заниженные товарные запасы могут привести к перебоям в торговле, к снижению объема розничного товарооборота.

Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование связано с сезонностью производства либо с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым товарным запасам относится досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определенных целей. Текущие товарные запасы обычно планируют отдельно от сезонных и целевых. Норматив текущих запасов товаров каждое торговое предприятие планирует поквартально в сумме и в днях оборота. При этом норматив текущих товарных запасов в днях на квартал одновременно является и нормативом товарооборачиваемости.

В норматив текущих товарных запасов в розничной и оптовой торговле включают: товары, находящиеся в розничной торговой сети, на складах, в пути, товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк для оплаты в пределах установленных сроков.

Товароборачиваемость является одним из важнейших показателей в торговле, поскольку ее ускорение является одним из способов повышения конкурентоспособности товара и предприятия. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Время обращения характеризует среднюю продолжительность пребывания товаров в виде товарного запаса. Скорость оборота показывает, сколько раз в течение изучаемого периода произошло обновление товарных запасов. Следует отметить, что оборачиваются не сами товары, а вложенные в них средства. После продажи товары в торговлю не возвращаются, а идут на удовлетворение материальных и духовных потребностей покупателей. Ускорение товарооборачиваемости имеет большое народнохозяйственное значение:

· высвобождаются оборотные средства, вложенные в товарные запасы;

· снижаются потери товаров и другие торговые расходы;

· сохраняется качество товаров;

· улучшается обслуживание покупателей и т.п.

Замедление времени обращения товаров требует дополнительного привлечения кредитов и займов, ведет к росту расходов на реализацию, уменьшению прибыли, ухудшению финансового положения организации. Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) определяют на основе данных о средних товарных запасах и товарообороте по одной из следующих формул:

Тдн= Зср*Д/Р или Тдн = Зсрср

Где Тдн - длительность одного оборота;

Зср - средние товарные запасы (определяются по формулам средней хронологической или средней арифметической);

Д - количество дней анализируемого периода;

Р - розничный товарооборот;

Рср - среднедневной объем розничного товарооборота.

Скорость обращения в количестве оборотов (Ко) определяется по формулам:

Тоб = Р/Зср или Ко = Д/Тдн

где Тоб - товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров).

Изменение товарооборачивемости в днях в целом по торговому предприятию складывается под воздействием двух факторов: изменение структуры розничного товарооборота; изменение времени обращения отдельных групп и товаров.

Для выявления резервов нормализации товарных запасов, ускорения товарооборачиваемости необходимо проанализировать состав товарных запасов и прежде всего наличие залежалых и неходовых товаров. Для этого привлекают информацию об уценке и распродаже товаров, об оптовой реализации излишествующих товаров, бартерных сделках и т.д. Снизить товарные запасы до оптимальных размеров можно за счет равномерного и частого завоза товаров, оптовой реализации излишне завезенных товаров другим торговым предприятиям, совершенствование организации торговли, рекламы, проведения покупательских конференций, выставок-продаж товаров и т.п.

2. Комплексный анализ товарооборачиваемости и ее влияние на конечные финансовые результаты Гродненского ОПС

2.1 Социально-экономическая характеристика района и объемов деятельности Гродненского ОПС

Гродненский областной союз потребительских обществ, создан в 1944 году, является добровольным объединением потребительских обществ - некоммерческих организаций, действующих на территории Гродненской области и заключивших учредительный договор. Полное наименование на русском языке: Гродненский областной союз потребительских обществ. Сокращенное наименование на русском языке: Гродненский облпотребсоюз. Союз является юридическим лицом, некоммерческой организацией, имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в судах. Права юридического лица Союз приобретает с момента его государственной регистрации.

Союз имеет расчетный и иные счета в банках, самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, штампы.

Союз вправе использовать изображение товарного знака Белорусского республиканского союза потребительских обществ, зарегистрированного в установленном порядке, на печатях, штампах и бланках документов. В своей деятельности Союз руководствуется законодательством Республики Беларусь, решениями Белорусского республиканского союза потребительских обществ, учредительным договором Союза, Уставом Белкоопсоюза и настоящим Уставом.

Место нахождения Союза: 230023 Республика Беларусь, г. Гродно, ул.1 Мая, 28.

Союз образован в целях управления и координации деятельности членов Союза защиты прав и представления их интересов в государственных и иных органах.

Предметом деятельности Союза является:

· формирование экономической, социальной, кадровой и научно-технической программ развития потребительской кооперации области и на их основе разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов развития потребительской кооперации области;

· участие в разработке региональных социально-экономических и иных программ, связанных с деятельностью потребительской кооперации;

· организация торговой, производственной, заготовительной, внешнеэкономической и иной деятельности членов Союза;

· совершенствование, развитие и методологическое обеспечение деятельности членов Союза;

· организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров членов Союза;

· представление интересов членов Союза в международном кооперативном движении.

Союз может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых он создан. Доходы (прибыль) от предпринимательской деятельности Союза направляются на покрытие расходов от осуществления им уставной деятельности.

Союз для достижения уставных целей осуществляет следующие виды деятельности:

- сдача внаем собственного недвижимого имущества

- технические испытания и исследования

- проведение расследований и обеспечение безопасности

- покупка и продажа собственного недвижимого имущества

- услуги по хранению транспортных средств

- аренда автомобилей

Союз осуществляет следующие лицензируемые виды деятельности:

- деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц,

- деятельность, связанная с осуществлением контроля радиоактивного загрязнения.

Учредителями Союза являются потребительские общества, созданные в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, действующие на территории Гродненской области и подписавшие учредительный договор.

Основными задачами Гродненского облпотребсоюза являются:

создание и развитие организаций розничной и оптовой торговли и общественного питания для обеспечения членов общества и населения товарами народного потребления;

· закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья;

· производство и реализация пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения; оказание платных услуг населению;

· изучение состояния рынка товаров, работ и услуг, платежеспособного спроса населения и др.

· По состоянию на 01.01.2007 в состав Гродненского областного союза потребительских обществ входят 17 районных потребительских обществ, которые объединяют 43 унитарных предприятия и 15 филиалов (ОСП), 1 городское потребительское общество, 11 унитарных предприятий облпотребсоюза, которые имеют 3 филиала. На начало 2006 года организационная структура облпотребсоюза включала 17 райпотребобществ (в том числе 46 УП и 17 филиалов), 1 городское потребительское общество, 10 унитарных предприятий облпотребсоюза (в том числе 4 филиала).

По состоянию на 01.01.2007 в организациях потребкооперации области занято 12372 человека, что на 116 человек больше, чем на начало 2006 года.

Основная доля работников занята и торговле - 51,8%, общественном питании - 18,8%, промышленности - 13,1%, транспорте - 8,8%, заготовках - 4,3%, строительстве - 2,2%.

Высоким остается образовательный уровень работников. Доля работников с высшим образованием сохранилась на уровне 2005 года и составляет 10,7%, со средним специальным образованием - 28,5%.

В организациях потребительской кооперации области работают 1829 руководителей и специалистов. Высшее и среднее специальное образование из них имеют 1806 человек или 98,7%.

Наблюдается тенденция повышения образовательного уровня высшего руководящего звена.

Из председателей правлений райпотребобществ и горпотребобщества 17 из 18 имеют высшее образование (1 обучается заочно в БТЭУ).

Должности заместителей председателей правлений потребительских обществ укомплектованы специалистами с высшим образованием на 95,7%, из них первых (по торговле и общественному питанию), по кадрам, по заготовкам, производству - на 100%, по строительству - на 66,7%; должности главных бухгалтеров - на 100%.

Доля «практиков» среди руководителей и специалистов и составляет соответственно 0,8% и 1,5%.

Анализ возрастной структуры руководящих кадров свидетельствует о том, что среди руководящих работников лица пенсионного возраста составляют 4,3% (31 чел.). Около 22% общей численности руководителей (161 чел.) находится в возрасте старше 50 лет и 15,5% (11$ чел.) моложе 31 года.

Программа анализа розничного товарооборота включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры анализа розничного товарооборота.

В соответствии с действующим законодательством каждое торговое предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен:

Торговая выручка, сданная в банк

Ки = -------------------------------- * 100 (1)

Объем розничного товарооборота

Анализ выполнения планируемых результатов розничного товарооборота является важнейшей аналитической процедурой. Он производится в различных вариациях и всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным единицам.

Выполнение плана розничного товарооборота должно рассматриваться как по предприятиям и организациям, так и в территориальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.

Для расчета коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо определить коэффициент вариации V, который равен:

у * 100

V= -------- (2)

Yср

Средний процент выполнения плана (Y) равен 97,45%. Среднее квадратическое отклонение (у) рассчитаем по формуле

?(Y- Yср) m 7536854,18

у = ? ---------- = v ---------- = v22,67=4,76% (3)

?m 332530

Коэффициент вариации равен 4,9% (4,76*100/97,06). Следовательно, коэффициент равномерности равен 95,1% (100--4,9).

"right">Таблица 2.1

Выполнении плана розничного товарооборота облпотребсоюза за год

Полученный показатель равномерности выполнения плана (95,1%) можно отнести к разряду высоких. Это естественно, поскольку среднее квадратическое отклонение достаточно низок -- 4,76%. Оно свидетельствует о среднем размере отклонений от среднего процента выполнения плана розничного товарооборота (97,06%). Легко допустить, что, если бы годовой план розничного товарооборота был распределен по кварталам в равных долях, коэффициент равномерности был бы еще выше. Далее, фактический объем розничного товарооборота не является высшим достижением облпотребсоюза. Наоборот, он говорит о том, что в облпотребсоюзе имеются не использованные резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи.

Анализ выполнения плана товарооборота углубляется путем разработки специальной таблицы, в которой отражается уровень выполнения плана розничного товарооборота райпо. Рассмотрим райпо по уровню выполнения плана товарооборота в IV квартале 2006 г.(таблица 2.2)

Из данных таблицы видно, что первое место по выполнению плана товарооборота, в том числе и перевыполнение плана, занимают Кореличское (108,35%), Дятловское (104,34%), Зельвеньское, Берестовицкое, Вороновское, Щучинское райпотребобщества, что составляет 33,33% от всего количества райпо. Найбольшее отклонение товарооборота от плана приходится на Новогрудское (7,1%), Гродненское (6,02%), Волковысское, Ошмянское райпо. В целом по райпо наблюдается недовыполнение плана товарооборота, что отрицательно характеризует райпо. Это связано с тем, что не использоваются все резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи, а также связано с невыполнением плана по поступлению товаров.

Рассмотрим анализ розничного товарооборота в динамическом аспекте с помощью индексного метода. Для индексного метода характерным является сопоставление двух периодов--отчетного и базисного. Объем розничного товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным может увеличиться или уменьшиться под влиянием двух факторов -- изменения объема товарной массы или розничных цен. В связи с этим в статистическом анализе используются три индекса: -- индекс розничного товарооборота в фактических ценах,

--индекс розничного товарооборота в неизменных ценах (индекс физического объема),

--индекс цен.

Индекс товарооборота в фактических ценах рассчитывается по формуле

?p1q1

Ipq = ---------- (4)

?p0q0

где p1, p0 -- цена за единицу товара соответственно в отчетном и базисном периодах; q1, q0 -- количество проданного товара соответственно в отчетном и базисном периодах.

Особенностью данного индекса является то, что он отображает изменение объема розничного товарооборота в результате действия сразу двух факторов--товарной массы и розничных цен.

На втором этапе анализа динамики розничного товарооборота рассчитывается индекс розничного товарооборота в неизменных ценах (индекс физического объема) по следующей формуле:

?p0q1

Iq = ---------- (5)

?p0q0

Особенностью индекса физического объема розничного товарооборота является то, что в нем элиминируется (исключается) влияние на динамику объема товарооборота фактора изменения розничных цен.

Если же элиминировать влияние количественного фактора, взвешивая цены по количеству проданных товаров отчетного периода, то будет получен следующий показатель, который называется индексом цен. Он может быть представлен в виде следующей формулы:

?p1q1

I?pq(p) = -------- (6)

?p0q1

Все три индекса связаны между собой и представляют единую систему Здесь действует правило, если соответствует связь между индексируемыми величинами, то такая связь сохраняется между их индексами (товарооборот равен произведению количества проданных товаров на их цену), так называемую мультипликативную индексную факторную модель, которая позволяет разложить индекс товарооборота по факторам индекс товарооборота равен произведению индекса физического объема товарооборота на индекс цен:

?p1q1 ?p0q1 ?p1q1

---------- = ---------- * ----------, (7)

?p0q0 ?p0q0 ?p0q1

то есть

I?pq= I?pq(q) * I?pq(p)

Абсолютный прирост розничного товарооборота представляет собой разность между товарооборотом отчетного периода и товарооборотом базисного периода, т. е. разность между числителем и знаменателем индекса товарооборота:

??pq = ?p1q1 -- ?p0q0 (8)

Часть этого прироста, которая приходится на долю количественного фактора, может быть выявлена при сравнении условного товарооборота отчетного периода в базисных ценах с базисным товарооборотом, т. е. прирост товарооборота вследствие изменения объема проданных товаров определяется как разность между числителем и знаменателем индекса физического объема товарооборота:

??pq(q) = ?p0q1 -- ?p0q0 (9)

И наконец, прирост товарооборота в результате изменения цен исчисляется при сопоставлении товарооборота отчетного периода и условного товарооборота в базисных ценах, т. е. как разность между числителем и знаменателем индекса цен:

??pq(p) = ?p1q1 -- ?p0q1 (10)

Сумма этих двух частных приростов образует общий прирост товарооборота

?p1q1 - ?p0q0 = ?p0q1 - ?p0q0 + ?p1q1 - ?p0q1, (11)

представленный в виде факторной модели:

??pq = ??pq(q) + ??pq(p), (12)

т. е. абсолютный прирост розничного товарооборота может быть разложен на количественный и ценностный факторы.

Рассчитаем сводный показатель розничного товарооборота на душу населения. Он рассчитывается по формуле:

O

D = ---- (13)

H

где D - товарооборот на душу населения;

O - розничный товарооборот за год;

H - среднегодовая численность населения.

Товарооборот на душу населения по продторг является средней величиной из размеров оборота на душу городского и сельского населения.

?DH

П = ------ (14)

?H

где П - товарооборот на душу отдельных групп населения,

H - среднегодовая численность отельных групп населения.

Его размер зависит не только от объема продажи на душу населения каждой группы, но и от структуры населения.

Рассмотрим расчет влияния этих факторов в таблице 2.3

"right">Таблица 2.3

Данные о розничном товарообороте и численности населения района

Общее изменение среднего товарооборота на душу населения показывает индекс среднего товарооборота переменного состава.

П1 ?D1H1 ?D0H0 323635 255312

YП= --= ------: ------= ------: ------= 1,281 или 128,1% (15)

П0 ?H1 ?H0 1123 1135

Индекс постоянного состава отражает, как изменился средний душевой товарооборот только вследствие изменения товарооборота на душу населения:

?D1H1 ?O1 323635

YD = ------= ------ = -------------------- = 1,278 или 127,8% (16)

?D0H1 ?D0H1 258,606*744,6+160,398*378

Изменения среднего душевого товарооборота в результате структурных сдвигов в составе населения можно оценить с помощью индекса влияния сдвигов в структуре населения:

?D0H ?D0H0 258,606*744,6+160,398*378

YSH = ------: -------- = ------------------------:

?H1 ?H0 1123

258,606*745,8+160,398*389,3

: ---------------------- = 1,002 или 100,2% (17)

1135

Из полученных данных видно, что средний товарооборот на душу населения увеличится на 28,1% (128,1-100%), в том числе за счет роста товарооборота на душу городского и сельского населения на 27,8%. Под влиянием сдвигов в структуре населения он незначительно возрос на 0,2%.

Важное значение имеет анализ абсолютного изменения объема товарооборота под влиянием факторов, влияющих на него.

Рассмотрим методику анализа по приведенной выше таблице 2.3

?O = O1 - O0 = 323635-255312=68323 млн. руб. (18)

На данный прирост оказали влияния три фактора:

изменения товарооборота на душу населения:

?O(D) = (П1- П0)* H1 = (288,291-224,925)*1123 = 711600 млн. руб. (19)

изменения численности населения:

?O(H) = (H1- H0)* П0= (1123-1135)*224,925 = -2699,1млн. руб. (20)

Общий прирост товарооборота равен сумме двух приростов:

?O=?O(D)+ ?O(H) = 711600-2699,1=684900,9 млн.р.

Таким образом, прирост общего товарооборота по продторгу составил 684900,9 млн. руб., в том числе за счет изменения товарооборота на душу населения на 711600млн. руб., а за счет изменения (уменьшения) численности населения товарооборот снизился на 2699,1 млн. руб.

Непосредственное влияние на результаты деятельности торгового предприятия оказывает и эффективность использования трудовых ресурсов предприятия. По сравнению с основными конкурентами Гродненского облпотребсоюза имеет наибольшие конкурентные преимущества по следующим факторам: широта ассортимента, степень охвата рынка, система транспортировки. При этом, наименее конкурентоспособные факторы - уникальность предлагаемых товаров, уровень ремонтного обслуживания, высокие цены, индивидуальная продажа и др. Частные предприятия имеют сильные конкурентные позиции по следующим факторам: широта ассортимента предлагаемых товаров, их универсальность, удобство в употреблении, степень охвата рынка.

В торговую сеть облпотребсоюза поставляются все необходимые продовольственные и непродовольственные товары. Объем и структура поставок которых зависят, в первую очередь, от объема спроса на товары, а также от ряда других факторов.

Периодичность поставок определенных видов товаров задается вышестоящими органами, т.е. доводятся нормативы по доставке товаров. Чтобы выбрать наилучшего поставщика необходимо проанализировать его деятельность по соблюдению следующих требований: точно в срок по согласованному графику поставлять продукцию в соответствии с заказом; продукция должна отвечать оговоренным стандартам качества, соблюдать требуемые объемы поставки, оперативно откликаться на новые требования райпо, предоставлять необходимую сопроводительную документацию; выдерживать согласованные цены и ряд других требований.

Рис. 2.1 Структура аппарата управления Гродненского облпотребсоюза

товарооборачиваемость товарный запас рентабельность

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ численности, состава и структуры работников торговли райпо целесообразно начать с показателей структуры состава работников (табл. 2.4)

"right">Таблица 2.4

Структура состава работников райпо

Показатели табл. 2.4 свидетельствуют о том, что в Гродненском облпотребсоюзе наблюдается тенденция снижения численности работников. Так в 2004 году всего работников организации было 12589 чел., а в 2006 году их число снизилось на 217 чел. Однако, удельный вес работников торговли в 2004 году составлял 54,94%, а в 2006 году 51,82%.

Под влиянием факторов по розничной торговле облпотребсоюза в 2006 году были получены прибыли на сумму 6547млн. р., или 2,02% к товарообороту. В 2005 году уровень рентабельности по итогам розничной торговли составил 2,07% к товарообороту. В 2004 году уровень рентабельности составил 2,32% к товарообороту. В Гродненском облпотребсоюзе в анализируемом периоде наблюдается нестабильная тенденция в развитии уровня валового дохода от реализации товаров. Так, в 2005 году по сравнению с 2004 годом уровень валового дохода от реализации товаров возрос на 27,46% к товарообороту. В 2006 году также наблюдается его снижение по сравнению с предшествующими годами. [Приложение 6,7,8]

Так, в 2006 году уровень валового дохода от реализации товаров возрос по сравнению с 2004 годом на 22,87 процентных пункта, а по сравнению с 2005 годом наблюдается снижение на 4,59 процентных пункта.

В динамике развития уровня налогов и неналоговых платежей, взимаемых за счет валового дохода, наблюдается аналогичная тенденция. Так, в 2005 году по сравнению с 2004 годом уровень данного показателя возрос на 0,31 процентных пункта. В 2006 году по сравнению с 2004 годом он возрос на 0,76% к товарообороту и по сравнению с предшествующим годом - на 0,45% к товарообороту, что оказало негативное влияние на сумму полученной прибыли от реализации.

"right">Таблица 2.5

Формирование прибыли отчетного периода по розничной торговле Гродненского облпотребсоюза за 2004-2006 годы (млн. р.)

В развитии издержек обращения по розничной торговле Гродненского облпотребсоюза за анализируемый период наблюдается неблагоприятная ситуация. Так, в 2005 году по сравнению с предшествующим годом он возрос на 1,57% к товарообороту и в 2006 году по сравнению с 2006 годом снизился на 5,99% к товарообороту. И в 2006 году по сравнению с 2005 годом он снизился на 7,56% к товарообороту. Снижение уровня издержек обращения оценивается положительно, так как указывает на рациональный расход средств предприятия (собственных и заемных), повышение эффективности их использования и соответственно ведет к повышению уровня рентабельности продаж.

Таким образом, вследствие снижения уровня издержек обращения уровень прибыльности продаж в 2005 году составил 170,55% к товарообороту и в 2006 году - 170,55% к товарообороту.

По результатам хозяйственной деятельности за 2004-2006 годы были получены доходы и расходы по внереализационным операциям. Как положительный момент в деятельности Гродненского облпотребсоюза следует отметить превышение доходов по внереализационным операциям над расходами, так как наличие положительного сальдо по внереализационным операциям увеличивает сумму прибыли отчетного периода по сравнению с прибылью от реализации и ведет к повышению уровня рентабельности. При этом следует отметить, что наличие положительного сальдо по внереализационным операциям позволило увеличить прибыль от реализации товаров в 2005 и 2006 годах.

Таким образом, в 2005 и 2006 годах розничная торговля Гродненского облпотребсоюза была эффективной. На этот факт указывает наличие прибыли от реализации товаров. Уровень рентабельности в 2004 году составил 145,63% к товарообороту.

Непосредственное влияние на конечные финансово-экономические показатели деятельности облпотребсоюза оказывает эффективность использования ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия. На основании данных табл. 2.6 проанализируем эффективность использования основных средств по розничной торговли Гродненского облпотребсоюза за 2004-2006 годы.

Таким образом, в 2006 году по сравнению с предшествующими годами наблюдается тенденция снижения эффективности использования основных средств. Так, фондоотдача в 2006 году по сравнению с 2004 годом незначительное увеличение на 0,26 руб., и как следствие - снижение фондоемкости на 0,07р. Данная ситуация объясняется более медленными темпами роста розничного товарооборота по сравнению со среднегодовой стоимостью основных средств.

Кроме того, из года в год снижается фондорентабельность. Фондорентабельность в 2004 году составила 4,72%, что выше показателя 2005 года на 0,77% и на 0,65% по сравнению с 2006 годом. При этом в 2006 году по сравнению с 2005 годом фондорентабельность увеличилась на 0,12%.

Как положительное в динамике основных средств предприятия, следует отметить рост розничного товарооборота в среднем на одно торговое предприятие и на 1 м2 торговой площади. Так, по облпотребсоюзу прослеживается тенденция сокращения сети предприятий. Если на 1 января 2005 года облпотребсоюза объединял 7784 торговых предприятия с общей торговой площадью 15605510 м2, то на 1 января 2007 года их сеть сократилась до 17486 единиц с общей торговой площадью 601079 м2. Сокращение сети происходит вследствие убыточности работы торговых предприятий и сокращения сети в малочисленных населенных пунктах.

При этом растет средний размер торгового предприятия. Так, в 2006 году по сравнению с 2004 годом средний размер торгового предприятия вырос на 2,5 м и по сравнению с 2005 годом - на 1,44 м.

Непосредственное влияние на результаты деятельности торгового предприятия оказывает и эффективность использования трудовых ресурсов предприятия. По сравнению с основными конкурентами Гродненский облпотребсоюз имеет наибольшие конкурентные преимущества по следующим факторам: широта ассортимента, степень охвата рынка, система транспортировки.

"right">Таблица 2.6

Показатели эффективности использования основных средств Гродненского облпотребсоюза за 2004-2006 гг. (млн. р.)

При этом, наименее конкурентоспособные факторы - уникальность предлагаемых товаров, уровень ремонтного обслуживания, высокие цены, индивидуальная продажа и др. Частные предприятия имеют сильные конкурентные позиции по следующим факторам: широта ассортимента предлагаемых товаров, их универсальность, удобство в употреблении, степень охвата рынка.

В торговую сеть Гродненского облпотребсоюза поставляются все необходимые продовольственные и непродовольственные товары. Объем и структура поставок которых зависят, в первую очередь, от объема спроса на товары, а также от ряда других факторов. Периодичность поставок определенных видов товаров задается вышестоящими органами, т.е. доводятся нормативы по доставке товаров. Чтобы выбрать наилучшего поставщика необходимо проанализировать его деятельность по соблюдению следующих требований: точно в срок по согласованному графику поставлять продукцию в соответствии с заказом; продукция должна отвечать оговоренным стандартам качества, соблюдать требуемые объемы поставки, оперативно откликаться на новые требования облпотребсоюза, предоставлять необходимую сопроводительную документацию; выдерживать согласованные цены и ряд других требований.

Наиболее благоприятные взаимоотношения Гродненский облпотребсоюз имеет со следующими поставщикам, расположенными в г. Гродно: Гроднохлебпром, жирокомбинат, А также с ОАО «Слуцкая макаронная фабрика», Минский завод безалкогольных напитков, так как они имеют высокую репутацию среди потребителей, а также выступают в качестве надежных поставщиков, поставляя качественную продукцию в соответствии со стандартами и соблюдением сроков и графиков поставки.

Делись добром ;)