logo
Торгово-экономические отношения России в современных условиях

2.1 Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения

Исследованием конкурентоспособности стран мира занимается ведущий в Европе Институт менеджмента (Institute of Management Development, IMD), базирующийся в Лозанне (Швейцария).

Под конкурентоспособностью страны Институт менеджмента понимает способность национальной экономики создавать и поддерживать среду, в которой возникает конкурентоспособный бизнес. The IMD World Competitiveness Yearbook -- ежегодное аналитическое исследование конкурентоспособности, которое Институт проводит с 1989 года в содружестве с исследовательскими организациями во всем мире.

На сегодняшний день The IMD World Competitiveness Yearbook -- одно из наиболее полных исследований по проблемам конкурентоспособности государств и регионов, которое в ряде стран используется для формирования государственной политики и определения дальнейших действий правительства по повышению конкурентоспособности национальной экономики, а также стратегических бизнес-решений в крупных компаниях. Каждое государство в рейтинге оценивается на основе анализа 331 критерия по четырем основным показателям: состояние экономики, эффективность правительства, состояние деловой среды и состояние инфраструктуры. Каждый показатель имеет равный вес и включает в себя пять факторов. Таким образом, совокупный рейтинг конкурентоспособности основан на 20 различных индикаторах из четырех ключевых аспектов экономической жизни страны. При расчете используются данные международных организаций, среди которых ООН, ВТО, МОТ, ОЭСР, МВФ, Всемирный банк и другие, а также 57 партнерских институтов по всему миру. Бизнес-климат в странах оценивается на основе мнения аналитиков, опросов руководителей крупных корпораций и специалистов. Рейтингование осуществляется на основе обратного соотношения: две трети -- статистические данные и одна треть -- экспертных оценок.

Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний -- обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций -- ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. В этом году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 148 государствах. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.

В исследовании ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

Для каждой из 148 экономик, охваченных исследованием, отчет содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчета индекса. В докладе также содержится подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам. В этом году в отчет включены тематические разделы, посвященные более детальному исследованию ряда стран и регионов. Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013-2014 возглавила Швейцария, которая занимает первое место уже пятый год подряд. Второе и третье места, как и в прошлом году, занимают Сингапур и Финляндия, соответственно. Германия продвинулась на 2 позиции вверх и занимает 4 место.

Соединенные Штаты улучшили свой рейтинг с 7 до 5 места и по-прежнему остаются мировым лидером в обеспечении инновационных продуктов и услуг, несмотря на определенные проблемы в области макроэкономической стабильности. Улучшение позиций страны связано, прежде всего, с повышением эффективности финансового рынка, а также укреплением доверия общества к государственным институтам. Далее в десятке лидеров рейтинга: Швеция (6 место), Гонконг (7), Нидерланды (8), Япония (9) и Великобритания (10).

Исследование демонстрирует, что разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран продолжает увеличиваться на фоне усилий Европейского Союза по решению проблем государственных долгов и сохранению еврозоны от распада. В то время как страны Северной и Западной Европы имеют сильные конкурентные позиции, страны Южной Европы, такие как Испания (35 место), Италия (49), Португалия (51) и Греция (91), продолжают страдать от конкурентных недостатков: макроэкономической неустойчивости, ограниченного доступа к финансированию, негибких рынков труда и дефицита инноваций.

В регионе Ближнего Востока и Северной Африки лидирует Катар (13 место), Объединенные Арабские Эмираты (19) и Саудовская Аравия (20). Израиль занимает 27 место. Египет потерял еще 11 позиций и сейчас занимает 118 место. Бахрейн (43 место), Иордания (68) и Марокко (77) также продемонстрировали снижение.

Среди стран Африки южнее Сахары лидером стал Маврикий (45 место), который продвинулся на 9 позиций вверх и опередил Южную Африку (53). В верхней половине рейтинга фигурируют только указанные две страны региона, тогда как большинству остальных государств требуются дальнейшая внешняя помощь для усиления их экономического развития и конкурентоспособности. Среди африканских стран с низким уровнем доходов наилучших результатов добилась Кения.

Среди стран Латинской Америки лидерство удерживает Чили (34 место). Несмотря на стабильный экономический рост в предыдущие годы, ряд государств региона продолжает страдать от низких темпов производительности, которые обусловили общую стагнацию конкурентоспособности. Относительно стабильными экономиками региона остаются Панама (40 место), Коста-Рика (54) и Мексика (55).

Крупные развивающиеся экономики стран БРИК демонстрируют различные показатели. Китай (29 место) продолжает лидировать в группе. Бразилия (56 место) и Индия (60) в этом году переместились в рейтинге вниз, а Россия (64) несколько укрепила свои позиции, хотя и остается наименее конкурентоспособной среди стран группы БРИК.

Россия в этом году поднялась в рейтинге с 67 до 64 места. Соседями страны в списке на этот раз оказались Венгрия (63 место) и Шри-Ланка (65). В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом положение России улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов. Благодаря низкому уровню государственного долга и сохраняющемуся профициту бюджета страна за последний год поднялась в этом разделе рейтинга с 22 на 19 место. Несмотря на то, что российская экономика сейчас балансирует на грани рецессии, пока ее макроэкономические показатели выгодно отличаются от показателей ряда других стран. К сильным сторонам российской экономики авторы доклада также отнесли высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка. Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов (118 место), недостатоточный инновационный потенциал (78), неэффективная антимонопольная политика (116), неразвитость финансового рынка (121), низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135) и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132 место). Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов и препятствуют росту конкурентоспособности.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (32 место), Литву (48), Азербайджан (46), Казахстан (50) и Латвию (52). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Грузия (72 место), Армения (79), Украина (84, снижение на 11 позиций), Молдова (89) и Кыргызстан (121).

Итак, Россия в этом году преодолела сразу три строчки. Макроэкономическая ситуация в стране продолжает улучшаться. Россия сохраняет низкие показатели госдолга и положительное сальдо бюджета, отмечают составители рейтинга в своем отчете. Именно по макроэкономическому показателю продвижение в последнее время было наиболее заметным - с 44 места два года назад до 19-го - в нынешнем.

Другие сильные стороны - высокий уровень образования, особенно высшего; большой внутренний рынок - по этому пункту Россия, кстати, занимает восьмое место в рейтинге. Эти преимущества могут быть использованы для повышения конкурентоспособности страны, полагают авторы исследования.

С другой стороны, Россия продолжает получать низкие оценки по качеству государственных институтов (118 место) и финансовых рынков (121 место), показывает слабый уровень конкуренции (135 строчка в рейтинге) и развития бизнеса (107-я), отсутствие инновационного потенциала (78 место), низкую эффективность труда (72 позиция). "По мере того, как страна будет двигаться к более продвинутой стадии экономического развития, все эти проблемы будет становиться все более значимыми препятствиями для устойчивого прогресса", отмечают составители рейтинга.

В целом, позиция России в новом рейтинге улучшились из-за того, что заметно ухудшилась ситуация во многих других странах - это нужно учитывать. Если же брать конкретные параметры, то наша страна заметно продвинулась благодаря хорошей макроэкономической ситуации - здесь у нас пока все не плохо. Но потенциал этого показателя практически исчерпан. Чтобы обеспечить стране продвижение в рейтинге, нужно задействовать сильные стороны и избавляться от слабых мест. То, что можно сделать достаточно быстро - повысить, к примеру, эффективность госуправления. Это техническая задача. Ее решение может быстро принести результаты. Нужно продолжать развивать конкуренцию. Также, один из самых сложных вопросов - низкая степень конкурентоспособности отечественных предприятий. Это все, что не входит в сырьевой сегмент. В чем-то они чувствуют поддержку за счет опоры на государственные финансовые программы или госзаказы, но самостоятельно конкурировать практически не могут. По мере продвижения в ВТО эта проблема будет становиться все более острой.

Несмотря на относительно высокие оценки качества человеческих ресурсов и системы образования, ситуация в этой сфере ухудшается. Особенно, если говорить о среднем профессиональном образовании. Эту проблему тоже надо решать. Если в России в ближайшие годы будут приняты прогрессивные реформы и взят курс на ликвидацию слабых сторон, к 2030 году, по нашим прогнозам, она может подняться до 30 места в рейтинге, в противном случае, какое-то время нынешние позиции будут сохраняться за счет эволюционного эффекта, но затем последует неизбежное падение.