Управление государственной недвижимостью

курсовая работа

2.1 Состав и характеристика государственного недвижимого имущества в России

Под понятием "государственная недвижимость" подразумевают собственность или имущество Российской Федерации или ее субъектов, а также представителей муниципальной власти. Любые органы власти при этом имеют право распоряжаться ей, в том числе сдавать в аренду. При этом семьи, имеющие стабильный доход, но не имеющие возможности приобрести собственное жилье (транспорт, земельный участок или иной вид недвижимости), могут воспользоваться данными объектами.

Именно поэтому зачастую государственную собственность в части жилой площади зачастую сравнивают с такими понятиями как жилье социального найма или муниципальный жилой фонд.

Как правило, государственная недвижимость может сдаваться в аренду населению на основании соответствующего заявления, написанного в отделении компетентных органов местной власти. Заявление рассматривается в предусмотренный законодательством срок, а семья, подавшая заявление ставится в очередь. При рассмотрении заявления особое внимание уделяется доходу семьи, количеству человек, имеющееся в наличие жилье или иное имущество и все иные обстоятельства (есть ли инвалидность у одного из членов семьи, возраст, количество детей). В зависимости от обозначенных параметров и выбранного региона право на аренду собственности государства или его субъектов можно ждать от одного месяца до нескольких лет.

Государственная недвижимость, которую сдали власти в аренду, потребует выплат согласно законодательству и договору аренды. На аналогичной основе может арендоваться сооружение, земельный участок. Кроме того претендовать на аренду могут не только частные лица, но и предприниматели. Сегодня малый бизнес активно пользуется недвижимостью, которая принадлежит государству, как средством производства или местом нахождения офиса. Целые сооружения, огромные земельные участки и даже целые производства на предприятиях сдаются в аренду бизнесменам.

Вне зависимости от типов имущества, вся государственная недвижимость является собственностью государства и его представителей - органов местной власти. При составлении законодательных актов власть принимает решение не отдавать имущество в собственность частных лиц. Причинами такого решения становится сохранение исторической ценности, возможность получения с недвижимости дополнительного дохода в казну государства за счет арендных выплат и за счет экономических, экологических или социальных характеристик недвижимости. На сегодняшний день роль подобного типа собственности для самого государства велика, именно поэтому она до сих пор остается во владении страны или субъектов Федерации, а не передается в частные руки.

Государственная собственность объектов недвижимости предполагает такую систему экономических отношений между гражданами РФ, при которой управление и распоряжение этими объектами осуществляют органы государственной (муниципальной) власти.

При этом собственность на объекты недвижимости может быть в нескольких формах:

- объекты недвижимости народнохозяйственного значения (например, сооружения, причисленные к памятникам архитектуры и искусства);

- на уровне того или иного национального образования;

- областная или краевая собственность объектов недвижимости (она, как правило, носит коммунальный характер);

- объекты недвижимости, находящиеся в собственности определенного города, района или даже села.

Объекты недвижимости могут находиться как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления.

При имущественных отношениях на праве оперативного управления объектами недвижимости можно владеть и пользоваться в соответствии с целями и задачами собственника. Когда же объекты недвижимости находятся на праве хозяйственного ведения, то ими можно владеть, пользоваться и распоряжаться (что нельзя делать в первом случае).

Объекты недвижимости могут находиться в собственности частного владельца, который обладает исключительным правом владения, пользования и распоряжения (включая продажу данного объекта недвижимости другому лицу).

В соответствии с российским законодательством право собственности предполагает право владения, распоряжения и использования объектов недвижимости в целях и пределах, не нарушающих права собственников, а также соблюдение ограничений (сервитутов)

Под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данный объект недвижимости, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т.п.).

Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования объекта недвижимости путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, ибо по общему правилу можно пользоваться имуществом, только фактически владея им.

Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судьбы объекта недвижимости путем изменения, его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, уничтожение и т.д.).

У собственника недвижимости одновременно концентрируются все три названных правомочия. Но порознь, а иногда и все вместе они могут принадлежать и не собственнику, а иному законному (титульному, т.е. опирающемуся на определенное юридическое основание -- титул) владельцу объекта недвижимости, например, арендатору. Последний не только владеет и пользуется недвижимостью собственника-арендодателя по договору с ним, но и вправе с его согласия сдать недвижимое имущество в поднаем (субаренду) другому лицу, произвести действия, улучшающие объект недвижимости, т.е. в известных рамках распорядиться им. Однако следует заметить, что сама по себе "триада" правомочий еще недостаточна для характеристики прав собственника.

Собственник вправе передавать другим лицам свои права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему недвижимым имуществом, оставаясь его собственником , например, при сдаче недвижимого имущества в аренду. На этом основана и предусмотренная возможность передать недвижимое имущество в доверительное управление другому лицу, что не влечет перехода к последнему (доверительному управляющему) права собственности на переданное недвижимое имущество. Доверительное управление является способом осуществления собственником принадлежащих ему правомочий, одной из форм реализации правомочия распоряжения, но вовсе не установлением нового права собственности на недвижимое имущество.

В отношении объекта недвижимости тесно переплетаются две стороны: "благо" обладания объектом недвижимости и получения доходов от его использования и "бремя" несения связанных с этим расходов, издержек и риска. В этом смысле объект недвижимости обязывает владельца быть заботливым хозяином и расчетливым предпринимателем, а отсутствие такого "бремени" риска и потерь никогда не сделает владельца недвижимости настоящим хозяином. Поэтому собственник недвижимости обязан нести "бремя" содержания объекта недвижимости (охрана, ремонт и поддержание в должном состоянии и т.п.), если только законом или договором это "бремя" или его часть не возложены на иное лицо (например, охрана объекта недвижимости -- на специально нанятых лиц или организацию, управление недвижимым имуществом банкрота -- на конкурсного управляющего и т.д.).

Собственник недвижимости также несет риск случайной гибели или порчи объекта недвижимости, т.е. его утраты или повреждения при отсутствии чьей-либо вины в этом. Перенос риска случайной гибели или порчи имущества на других лиц возможен по договору собственника недвижимости с ними (например, по условиям конкретного арендного договора), а также в силу указания закона (в частности, такой риск может нести опекун как доверительный управляющий объектом недвижимости собственника-подопечного, а также унитарное предприятие как субъект права хозяйственного ведения).

2.2 Анализ основных методов управления государственным недвижимым имуществом

Каждый из элементов государственной собственности имеет определенную специфику. Это означает, что для каждого элемента можно описать определенные, присущие только этому объекту свойства, отличающие его от других. В этой связи государственное недвижимое имущество может быть охарактеризовано как реальные активы, которые приносят доход не за счет создания с их прямым использованием товарной продукции, а как имущество, позволяющее осуществлять вспомогательные и иные функции, например, функции управления, здания федеральных общеобразовательных учреждений и другие.

Прежде всего, необходимо определить базовые положения системы управления государственной недвижимостью. По нашему мнению, система управления государственной собственностью в части объектов недвижимого имущества базируется на:

* знаниях о составе объектов государственной собственности;

* определении рыночной стоимости объектов недвижимости и прав пользования ими;

* создании единого банка данных о всех объектах недвижимости;

* применении всего разрешенного законодательством инструментария при использовании объектов недвижимости;

* полноценной защите имущественных прав города и государства;

* достижении максимальной доходности объектов недвижимости.

Цикл управления недвижимостью имеет специфику.

На первом этапе необходимо обнаружить и внести в реестр все объекты государственного недвижимого имущества.

Далее необходимо оценить стоимость и юридическую чистоту объекта.

Оценка эффективности проводится для оценки доходов и расходов конкретного объекта. Результаты оценок используются для планирования дальнейшей судьбы объекта. Реализация плана осуществляется путем проведения конкурсов или иных мероприятий по передаче определенных прав на объект, а затем использование этих прав контролируется соответствующими федеральными органами.

Инвентаризация и учет недвижимого имущества

На первом этапе цикла управления федеральным недвижимым имуществом необходимо осуществить процедуру учета и инвентаризации недвижимого имущества.

Учет и инвентаризация - мероприятия внесения в реестр, структуризации и определения основных характеристик учитываемого имущества.

Процедура инвентаризации может быть представлена в виде последовательности мероприятий, основная цель которых - внесение объекта недвижимости (например, помещения) в базу данных и определение возможных вариантов его использования.

Результатом учета и инвентаризации недвижимого имущества является федеральный кадастр недвижимости (ФКН), представляющий собой единую систему федерального учета объектов недвижимости, в которую также, входят региональные система учета и прав на них.

Технический учет - описание технических характеристик объектов недвижимости (материалы стен, кровли; год постройки; год последнего капремонта и т. п.).

Кадастровый учет - определение географического местоположения контура объекта с указанием минимального количества необходимых для учета права характеристик (общая, полезная площадь, привязка к почтовому либо милицейскому адресу и т. п.).

После проведения инвентаризации и учета объектов недвижимости, результатом которых является кадастр недвижимости, можно переходить к следующему этапу цикла управления недвижимым имуществом.

Оценка стоимости и правового положения объекта недвижимого имущества

Методы оценки объектов недвижимости базируются в основном на трех подходах:

1. с точки зрения сравнимых продаж;

2. на основе затрат;

3. с точки зрения капитализации дохода.

В случае проведения оценки объектов недвижимости в рамках данных подходов обычно используют следующие методы:

1. метод оценки по сравнимым продажам (метод сравнения продаж);

2. методы соотнесения (переноса) и экстракции;

3. метод капитализации земельной ренты (метод развития);

Метод оценки по сравнимым продажам

Метод оценки по сравнимым продажам наиболее приемлем и широко используется в странах с развитым земельным рынком. Он основан на сравнении и сопоставлении соответствующих данных по уже проданным аналогичным объектам недвижимости на момент проведения оценки. При этом наилучшим образом отражает рыночные условия цена текущих продаж аналогичных объектов, хотя можно проводить оценку и с учетом анализа рыночных цен спроса и предложения.

После получения оценки обычно проводится ее коррекция на основе тщательного анализа каждого из факторов.

В качестве единицы сравнения обычно используется процент повышения или понижения рыночной цены за счет влияния данного фактора. Коррекция цены проводится в стандартизованной последовательности с нарастающим итогом в абсолютном выражении.

Очевидно, что если сумма отрицательных влияний больше суммы положительных, то конечная цена будет ниже базовой и наоборот.

Делись добром ;)