logo
Управление затратами предприятия

1.2 Цели и методы управления затратами

Система управления затратами служит основным информационным фундаментом управления для внутренней деятельностью предприятия, его стратегией и тактикой, непосредственно через свои функции. Главное назначение данной системы является подготовка информации для принятия своевременных и прогнозных управленческих решений.

Регулярно увеличивающиеся масштабы деятельности организаций, их интегрирование и специализация, осложнение повышение количества взаимосвязей между ними в комбинации с непростым положением нашей экономики в значительной степени обостряют вопрос эффективности и качества управления. Управление предполагает собой сложный социально-экономический процесс, обозначающий воздействие на объект, предмет и систему с целью сохранения их стабильности или перехода из одного состояния в другое в соответствии с установленными целями.

Основной целью управления затратами является получение максимального результата от хозяйственной деятельности при минимальных совокупных затратах живого и материального труда.

Благополучие функционирования каждого предприятия определяется степенью её конкурентоспособности. Предприятие, продукция которого обладает лучшим соотношением "цена-качество", считается более конкурентоспособным. Установлено, что цена товара определяется затратами на его изготовление и от затрат зависит будущая прибыль предприятия. Если прибыль предприятия растет, тем больше средств используется на развитие, техническое перевооружение производства, исследование и внедрение новых типов продукта. Таким образом, важным обстоятельством формирования и расширения предприятий является профессиональное управление затратами на изготовлении продукции.

Под управлением понимается воздействия субъекта на объект с целью достижения конкретных результатов. Таким образом, можно сказать, что управление затратами - это влияние на них с целью усовершенствования результатов деятельности предприятия и достижения высокого экономического эффекта. Оно распространяется на все без исключения элементы управления.

В условиях рыночной экономики у предпринимателей возникла возможность выбора целей. Выбор и определение целей формируются стратегией компании и определенными критериями их реализации в ближайший период времени.

Цели управления затратами:

1) Основная цель формирования системы управления затратами в современных условиях состоит в том, чтобы более успешным методом установить цену, какую потребитель согласен заплатить за конкретный набор товаров и услуг, и изучить вероятность реализации потребителям данных наборов по данной цене.

2) Оптимизация экономического результата путём увеличения прибыли. При этом тщательно изучается главная факторная цепочка извлечения прибыли: затраты - объём производства - доход.

3) Принятие аргументированных кратковременных и долговременных административных решений.

К задачам управления затратами на предприятии относят:

- раскрытие роли управления затратами как фактора увеличения экономических результатов деятельности;

- расчёт затрат по отдельным подразделениям предприятия;

- вычисление необходимой величины затрат на единицу продукции (работ и услуг);

- подготовка информации, которая позволяет дать оценку затратам при выборе и принятии хозяйственных решений;

- выявление технических способов, а также средств измерения и контроля затрат;

- поиск резервов уменьшения затрат непосредственно на всех этапах хозяйственного процесса и на всех подразделениях предприятия;

- выбор системы управления затратами, которая соответствует условиям работы предприятия.

В настоящее время используются различные методы учета затрат, рассмотрим главные и более эффективные из них.

Как описывает авторы Гомонко А.Г. и Тарасова Т.С., под калькулированием понимается определение себестоимости произведённой продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Расчёт себестоимости единицы продукции или работ осуществляется посредством калькулирования по установленным статьям затрат.

Объекты калькулирования - это виды продукции (работ и услуг), группы изделий, полуфабрикаты предприятия, которые предназначены для реализации на рынке, себестоимость которых исчисляется.

По мнению автора Мельника М.В., под методом учета затрат и калькулирования себестоимости продукции понимается совокупность приёмов и способов регистрации, отражения, группировки и обобщения в учётных регистрах сведений о затратах на производство продукции и определение её себестоимости (непосредственно по всей продукции в целом, по видам и единицам продукции).

Классификация методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ и услуг).

1) Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости. Метод снова непосредственно на применении нормативного способа калькулирования себестоимости продукции. Нормативный метод является основной частью системы управления и контроля за затратами. Позволяет экономически обосновано вычислять фактическую себестоимость производства каждой единицы продукции.

Данный метод характеризуется тем, что на предприятии в соответствии с каждым видом изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, то есть калькуляция себестоимости, исчисленная согласно действующим на начало месяца общепризнанным нормам использованных расхода материалов и трудовых затрат.

Норма - такое предварительно установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях современной технологии организации производства. Они меняются (могут, как правило, снижаться) согласно освоению производства и усовершенствования применения материальных и трудовых ресурсов. Изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Новые нормы могут вводиться как в начале, так и в течение месяца. Главным преимуществом системы нормативного учета и контроля является выявление в оперативном режиме отклонений фактических затрат от действующих норм затрат на сырьё, материалы и заработную плату и прочих производственных затрат, их причин и влияния на себестоимость продукции.

2) Позаказный метод учёта затрат и калькулирования себестоимости. Данный метод основывается на калькулировании себестоимости продукции отдельного производственного заказа. Объектом учёта и калькулирования является непосредственно отдельный производственный заказ. Заказом называют изделие, мелкие серии однородных изделий или монтажные, ремонтные и др. работы. Если производят крупные изделия с длительным процессом изготовления, в этом случае заказы выдают не на изделие в целом, а на его агрегаты, узлы, которые представляют собой законченные конструкции.

Сущность этого способа состоит в том, что прямые затраты относят на заказы, а косвенные расходы распределяют соответственно между отдельными заказами согласно принятым в этом производстве или данной отрасли методом. Позаказный метод применяется в индивидуальных и мелкосерийных производствах, например, строительстве, производстве самолётов. Помимо этого, он используется во вспомогательных производствах. затрата экономический бухгалтерский издержка

При позаказном способе все без исключения затраты считаются незавершённым производством вплоть до завершения работ по заказу. Затем отчётную калькуляцию составляют исключительно после выполнения заказа, период составления её никак не совпадает с периодом составления периодической отчётности. Завершённые работы по заказу оформляют документами на приёмку производственной продукции или выполненных работ (например: актами, ведомостями и др.)

3) Попередельный метод учёта затрат и калькулирования себестоимости. Данный способ калькулирования себестоимости продукции используют на предприятиях, отличительной чертой производственного процесса которых является производство продукции, при котором исходное сырьё и материалы проходят в конкретной последовательности несколько завершенных фаз обработки (переделов). Это отрасли промышленности с серийным и поточным производством, где обрабатываемое сырьё проходит несколько технологических стадий.

Под переделом непосредственно понимается комплекс технологических процессов, который заканчивается производством промежуточного продукта (полуфабриката) либо готовой продукции (на последнем переделе). На сегодняшний день попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости основывается на принципе бесполуфабрикатного и полуфабрикатного варианта учёта.

При бесполуфабрикатном варианте учёта затрат на производство предприятие не применяет практику реализации полуфабрикатов собственного производства на сторону. Данный способ является более простым и менее трудоёмким, в отличие от полуфабрикатного. Его главное отличие заключается в отсутствии тех или иных условных расчётов. Между тем есть и минусы, главный из которых заключается в том, что данный метод не даёт возможность установить себестоимость полуфабрикатов при передаче их из одного передела в другой.

При полуфабрикатном варианте учёт ведут с перечислением себестоимости полуфабрикатов собственного изготовления при передаче их из цеха в цех. Себестоимость формируется исходя из выпуска продукции каждого цеха (передела или подразделения), что даёт возможность выявлять себестоимость полуфабрикатов на разных стадиях их обработки.

4) Попроцессный (простой или однопередельный) метод учёта затрат и калькулирования себестоимости продукции. При попроцессном способе учёта затрат затраты учитываются согласно определённым статьям калькуляции по всему производственному процессу либо, помимо этого, по отдельным стадиям производственного процесса. По завершении отчётного периода совокупные затраты по производственному процессу делят на число единиц реализованной продукции и вычисляют себестоимость одной калькуляционной единицы.

Этот метод характерен для предприятий, которым присущи следующие признаки производственного процесса:

- краткий период технологического процесса;

- выпуск одного или нескольких видов продукции;

- отсутствуют запасы полуфабрикатов или оно незначительно.

В зависимости от числа наименований изготовляемой продукции и наличия незавершённого производства используют три способа начисления себестоимости единицы продукции.

Простой способ используется в основном производстве тех предприятиях, где производится один тип продукции и отсутствуют запасы полуфабрикатов. При этом себестоимость единицы продукции исчисляется делением суммы затрат по производственному процессу на число единиц продукции.

Второй способ используют в тех производствах, где производится несколько видов продукции и не возникают запасы полуфабрикатов.

Третий способ определения себестоимости единицы продукции используется в производствах с довольно длительным процессом изготовления и поэтому имеющих незавершённое производство на конец отчётного периода.

5) Управление затратами согласно системе "Стандарт-кост".Данная система является сильным инструментом для контроля производственных затрат. На основании установленных стандартов допустимо заранее установить необходимую сумму ожидаемых затрат на производство и реализацию продукции, рассчитать себестоимость для определения цен и установить необходимую сумму ожидаемых доходов в будущем.

В основе этого метода лежит предварительное нормирование по статьям затрат (до начала производства). Сюда входят: основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих, производственные накладные затраты (оплата труда производственных рабочих, вспомогательные материалы, амортизация, арендная плата), коммерческие расходы (к ним относят: реализацию продукции, затраты по сбыту).

Необходимо отметить, что метод "стандарт-кост" ориентирован на непрерывный поиск резервов и путей уменьшения затрат, так как стандарты вычисляются с предположением, что предприятие работает в нормальных обстоятельствах. Можно отметить, что данные стандарты представляют собой идеал, к которому стремиться предприятие. Между тем условия, в которых предприятие функционирует, динамичны и обладают достаточной неопределённостью, поэтому фактические значения затрат зачастую превосходят стандарты.

6) Метод управления затратами "Директ-костинг". В ходе формирования метода "директ-костинг" производственную себестоимость продукции (себестоимость по прямым затратам) стали вычислять не только лишь по прямым, но и по косвенным переменным затратам.

Метод "директ-костинг" определяется как подразделение производственной себестоимости на затраты, которые являются постоянными, и на затраты, изменяющиеся пропорционально изменению объёма деятельности. Только лишь основные затраты и переменные накладные затраты применяются с целью оценки запасов и проданной продукции, прочие относятся непосредственно на прибыли и убытки. Однако суть концепции "директ-костинг" состоит в первую очередь в подразделении затрат, и только вторичная - оценка резервов.

Система "директ-костинг" является системой управленческого учёта, которая основана на классификации затрат на постоянные и переменные и содержащая в себе управление затратами по их видам, местам возникновения, носителям и управление результатами хозяйственной деятельности, в том числе анализ затрат и итогов и принятие управленческих решений.

7) Контроллинг.

Контроллинг является новой сферой в прикладной литературе, на больших предприятиях формируются отделы и службы контроллинга, возникают консультационные бюро, которые оказывают помощь предприятиям, внедряющим контроллинг самостоятельно.

Контроллинг - система управления будущим с целью обеспечения долговременного стабильного функционирования предприятия и его структурных единиц. Контроль же ориентирован в прошлое, на обнаружение ошибок, просчётов и проблем. Отдел контроллинга призван обеспечить управление процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей так, чтобы по возможности устранить ошибки, отклонения и просчёты, как в настоящем так и в будущем.

Контроллинг отрицает потребность в планировании и учёта всех затрат предприятия и целесообразность калькулирования полной себестоимости, в чём и состоит особенность данной концепции. Система контроллинга наиболее ёмкая, чем системы "стандарт-кост" и "директ-кост", многообразнее по задачам и целям, функциям и способам управления, степени применения информации. Контроллинг представляет собой не только контроль издержек и рентабельности выпуска и продажи отдельных продуктов и услуг, но также обеспечивает достижение установленной предприятием цели, а именно, получение максимального дохода.