Управление монастырским хозяйством как особым экономическим организмом

курсовая работа

1.1 Цели, принципы, методы и функции управления

Основы управления той или иной организацией, построенные на опыте многовековой истории человечества, являют собой отражение важных законов диалектики. Это узнается в следующем определении: управление есть умение добиваться поставленных целей через труд, интеллект, мотивы поведения других людей с помощью специализированных приемов, основанных на разнообразных функциях управления.

Знание целей и принципов управления позволяет выработать методы и функции управления той или иной организацией, в том числе и монастырским хозяйством.

Итак, что же есть цель?

Если коротко, то цель - это вариант удовлетворения исходной потребности Мухин В.И. Исследование систем управления. Учебник. - М: НИБ, 2000, с.24, если подробнее, то цель - это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся возможностях, оцененных по результатам прошлого опыта.

Цели присущи такие черты, как конкретность и измеримость, определенность во времени, адресность, согласованность с другими целями, с возможностями организации, контролируемость. То есть цели должны быть четко сформулированы, измеримы, достижимы и определены во времени. Отсутствие какой-то одной из данных черт сделает формулировку цели расплывчатой, непонятной, нечеткой.

Для формирования целей необходимо располагать достаточным количеством качественной информации об объекте управления и окружающей его среде.

Формирование целей управления есть ответственный процесс, ибо он определяет вид управления организацией.

Кроме целей, в практической деятельности любой организации важны и принципы управления - наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации. Принципы управления определяют структуру управленческой системы, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию у его членов.

Предназначение принципов - повышение эффекта управленческой деятельности.

Принципы управления универсальны, то есть применимы как для воздействия на отдельную личность, так и для управления целым социумом - официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) и неофициальным (семейным, дружеским, бытовым).

К основным принципам управления относятся научность, системность и комплексность, сочетание единоначалия и коллегиальности, централизация и децентрализация, единство распорядительства в управлении, экономия времени, делегирование полномочий и принцип обратной связи Мухин В.И. Основы теории управления: Учебник. - М: Экзамен, 2003, с.84. Некоторые из исследователей дополняют данный список - принципы правовой защищенности управленческого решения, принцип автоматического замещения отсутствующего, принцип одноразового ввода информации, принцип новых задач, принцип повышения квалификации и принцип эффективности организационной структуры Кнорринг В.И. Искусство управления - М: Издательство БЕК, 1997, с.71.

На принципах строится метод управления - система способов и приемов воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата. Методы управления делятся на три группы: экономические, организационно-административные и социально-психологические.

Экономические методы управления представляют собой совокупность мер, с помощью которых достигается тот или иной экономический эффект. Такие методы обычно проявляют себя в формах планирования, анализа, ценообразования, финансирования. Непосредственной связи руководителя и подчиненного здесь нет, но экономические методы ставят и того и другого в условия зависимости. Эффективность работы административного или управленческого аппарата зависит от исполнительской дисциплины простых специалистов, тружеников или служащих. И наоборот, эффективность последних зависит о правильности, своевременности и умелости действия первых.

Организационно-административные методы управления - это тоже совокупность мер, но уже направленных не на абстракцию, а на конкретные личности или на коллектив. Организационно-административные методы выступают в форме приказов, распоряжений, которые могут отдаваться как письменно, так и устно, в форме прямых указаний и в форме контроля выполнения той или иной команды. Для организационно-административных методов характерна непосредственная связь руководителя и подчиненного.

Социально-психологические методы призваны воздействовать на коллектив не через жесткие директивы, а через психологию общения. Основные формы воздействия - убеждение, внушение, критика и самокритика, корпоративный вечер, пакет социальных услуг, коллективный договор. При социально-психологических методах связь между руководителем и подчиненным осуществляется и при личном контакте, и посредством предоставления выгодных условий.

Управление организацией есть процесс, состоящий из реализации целого ряда функций - прогнозирования, планирования, организационной деятельности, координации, регулирования, стимулирования, анализа, контроля.

Рассмотрим некоторые из них.

Функция планирования подразумевает принятие решений, которые определяют цели организации, средства и методы достижения этих целей в конкретных условиях. Планирование бывает стратегическим и оперативным. Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия, на сохранение и развитие его потенциала. Оперативное планирование предполагает развитие организации в краткосрочной (например, в течение года) или среднесрочной (несколько лет) перспективе.

Функция организационной деятельности заключается в распределении полномочий и задач между подразделениями, исполнителями, в формировании внутриорганизационной культуры - принципов и правил взаимоотношений работников или служащих, стилей управления, системы ценностей и убеждений.

Функция координации обеспечивает согласование всех остальных функций. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации через установление рациональных связей между ними.

Функция мотивации связана с процессом побуждения себя и других коллег к эффективной деятельности, к достижению целей организации. В качестве мотивов могут выступать - осознание причастности к компании, к решению значимых задач или проблем, осознание потребности в карьере, потребности в реализации личных возможностей, заинтересованность в коммуникациях и другое.

Функция контроля призвана обнаруживать сам факт нарушения или невыполнения чего-либо, а также причин случившегося. Функция контроля имеет следующие формы - проверка выполнения принятых ранее решений, официальные отчеты, аттестации, неформальные беседы. Контроль может быть как запланированным, так и вне плана.

Функции прогнозирования, регулирования, стимулирования, анализа не менее важны, чем выше обозначенные, и, следовательно, необходимы в организации управления. На прогнозирование и анализ опирается построение бизнес-планов, на регулирование и стимулирование - построение внутрикорпоративных отношений.

Таким образом, основное содержание управления есть деятельность, обеспеченная необходимой информацией и направленная через выработку мотивированного и обусловленного решения, через детальное планирование, через организационную деятельность, регулирование и стимулирование - на достижение намеченной цели.

Управление монастырским хозяйством, включая в себя все вышеперечисленные составляющие, имеет и свою специфику.

Из методов управления в монастырском хозяйстве обычно используются организационно-административные и социально-психологические.

Организация взаимодействия работников монастыря или создание внутренней культуры осуществляется не на базе договоров или соглашений, а на основе главных книг духовной литературы - Священного писания, Священного предания - и святоотеческих традиций.

Но главное отличие монастырской организации от организации светского характера заключается в содержании мотивов деятельности. Если в деятельности представителей светских организаций на первый план выступает мотивация заработка, получения денежных средств и материального вознаграждения, то для представителей монашеской общины на первом плане стоит потребность духовного развития.

И все же, несмотря на общую основу, каждый монастырь отличают особенности управления хозяйством. Именно здесь мы и должны остановиться на вопросе об организационных структурах и стилях у правлениях организацией.

Делись добром ;)