logo
Управление стоимостью бизнеса ОАО "ГАЗ"

1.3 Виды деятельности и основная продукция

Рынок легких коммерческих автомобилей

В 2012 году «Группа ГАЗ» реализовала 87 600 легких коммерческих автомобилей, что также означает 2% рост по отношению к 2011 году.

Среднетоннажные грузовые а/м п/м до 10т

В 2012 г. Группа ГАЗ реализовала 16 400 cреднетоннажных коммерческих автомобилей, что практически соответствует уровню 2011 года.

Изменение выпускаемых продуктов в 2012 г.

Основные достижения в 2012 г.

· Компания активно развивала семейство «ГАЗель-БИЗНЕС», на которое в прошлом году пришлось 100% продаж LCV марки ГАЗ в России и 85% в странах СНГ. Продолжился рост продаж автомобилей с дизельным двигателем, ГАЗ занял 32% рынка дизельных легких коммерческих автомобилей.

· В октябре Группа ГАЗ начала серийную установку газобалонного оборудования (ГБО) на фургоны и автобусы ГАЗель, в 4 квартале доля ГБО в бензиновых двигателях в этих группах составила 18% и 5% соответственно.

· Существенно увеличилась реализация по отдельным продуктам: продажи автомобиля «Валдай» с двигателем Cummins ISF 3,8 выросли на 53%, продажи 14-местных коммерческих автобусов ГАЗель - на 66%, продажи спецтехники на базе автомобилей ГАЗ - на 56%.

· В 2012 году активно велась работа по разработке модельного ряда: автомобиля ГАЗель Next с повышенной надежностью и ресурсом автомобиля и улучшенным комфортом водителя и пассажиров. Для обеспечения вывода ГАЗель Next на рынки РФ и стран СНГ проведена работа по обучению персонала Дилерских центров и сервисных предприятий, подготовке нормативно-технической документации и информационных систем. Старт производства состоялся в апреле 2013 года. Компания также занималась и разработкой перспективных автомобилей: каркасный автобус на базе ГАЗель Next, ГАЗель Business CNG, и новой линейки среднетоннажных грузовиков LDT Next.

• Объем продаж запасных частей фирменной сети в 2012 году составил 7,85 млрд. руб. против 7,22 млрд. руб. в 2011 году (рост 8,7%),. Данный итог стал результатом работы по увеличению эффективности работы сети, включению в состав сети новых участников (104 розничных магазина), расширению ассортимента .

В 2012 году было выведено 379 новых наименований з/ч к двигателям автомобилей «ГАЗ» (расширение общего ассортимента на 5%), что позволило составить конкуренцию существующим производителям двигателей и з/ч к ним, а также увеличить занимаемую долю в сегменте з/ч двигательной группы с 0,5% до 8%.

• Общий объем продаж с использованием кредитных, лизинговых и иных финансовых продуктов составил более 22 000 автомобилей, превысив результаты 2011г. на 7,6%. Активно внедрялись фирменные финансовые продукты на территории стран СНГ, прежде всего: в Белоруссии, Украине, Казахстане.

В 2012 году на территории РФ в результате активного внедрения программы Trade-in объем продаж по услуге составил более 1200 автомобилей (в 2,3 раза больше, чем в 2011 году).

• В 2012 году открыто 12 дилерских центров, в том числе - 10 в России и 2 - в странах СНГ.

• Разработана и внедрена уникальная программа ГАЗ-АССИСТАНС - первая широкомасштабная программа профессиональной техпомощи на дороге для владельцев коммерческой техники. При покупке у официального дилера нового автомобиля Газель, Соболь все клиенты получают в подарок карту по которой 24 часа в сутки 365 дней в году могут воспользоваться без ограничений по количеству следующими услугами: техническая помощь, эвакуация, доставка клиента до ближайшего магазина запасных частей и обратно, справочно-консультационная помощь. Карта «ГАЗ-Ассистанс» является также дисконтной, клиент получает право на скидки в фирменных сервисных центрах и в розничных магазинах запасных частей «ГАЗ. Детали машин» на территории РФ при приобретении товаров и услуг.

• Запущены совместные проекты с ФГУП «Почта Росси» по обеспечению служб почты специализированной техникой «Передвижное отделение почтовой связи», ФССП РФ - «Автомобили для административно задержанных». Реализованы первые партии автомобилей. Разработан и передан в опытную эксплуатацию для Холдинга МРСК автомобиль «Оперативно-выездная бригада» на базе Соболь 4х4.

• Привлечены к активному сотрудничеству ГК «Мегаполис», дочерние общества ОАО «Газпром» через уполномоченную лизинговую компанию ООО «Газтехлизинг», ФГУП «Охрана», Ведомственная охрана на железнодорожном транспорте, ОАО «Ростелеком», ОАО «НК «Роснефть, ЦВ «Протек», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «ГТЛК».

• Реализована полноприводная техника ГАЗ подразделениям Рослесхоза, Минприроды, МЧС РФ, Следственного комитета РФ, Газпрома, Холдинга МРСК.

• Продолжены поставки техники МВД, ФСБ, МЧС, ФСКН, ФТС, ФГУП «Почта России», Рособразованию, ОАО «Росагролизинг», ОАО «Газпромрегионгаз», предприятиям ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», предприятиям ОАО «Холдинг МРСК», ГК «СНС», Росинкас, ОАО «АК «Транснефть»

• Организовано сборочное производство автомобилей «ГАЗель-Бизнес» в Турции, проведена сертификация автомобилей, получено национальное одобрение типа транспортного средства на ГАЗель с двигателем Cummins, произведена поставка пилотной партии объемом 300 автокомплектов и двигателей Cummins. Проведена работа по обучению персонала дилерских и сервисных предприятий, подготовке нормативно-технической документации и информационных систем, формированию необходимого задела запасных частей для проведения качественных и своевременных гарантийных ремонтов автомобилей «ГАЗ».

• Организованы системные поставки в Лаос, Анголу, Монголию.

Дивизион «Автобусы»

Характеристика рынка и позиции «Группы ГАЗ» по итогам 2012 года

Дивизион «Автобусы» «Группы ГАЗ» занимает лидирующие позиции на российском рынке автобусов.

Малый класс

Сегмент автобусов малого класса в Российской Федерации в натуральном выражении вырос на 2% по отношению к 2011 году, рост в денежном выражении составил 15%. В 2012 году произошел значительный рост продаж автобусов «Богдан», Украина (+87%) после практического прекращения продаж в 2010 году.

Продажи «Группы ГАЗ» выросли на 12% в натуральном и на 29% в денежном выражении. Более высокий рост в денежном выражении объясняется увеличением доли более дорогих автобусов ПАЗ-3204 в объеме продаж Дивизиона «Автобусы» в сегменте автобусов малого класса.

Продажи малых автобусов «Группы ГАЗ» в 2012 году составили 7932 штук. Общий объем продаж в сегменте на рынке РФ составил 9 9456 шт.

Дивизион «Автобусы» сохраняет лидирующие позиции в сегменте автобусов малого класса. Доля Дивизиона в данном сегменте в 2012 году составила 84%.

Средний класс

Сегмент автобусов среднего класса в Российской Федерации в натуральном выражении вырос на 15% по отношению к предыдущему году, рост в денежном выражении составил 28%. Продажи в сегменте автобусов среднего класса на протяжении последних лет постоянно демонстрировали положительную динамику на уровне 25-30% в год. Это объясняется постоянным интересом к продукции «Группы ГАЗ» со стороны как муниципальных предприятий (необходимость замены устаревшего автобусного парка), так и коммерческих транспортных предприятий (удовлетворение растущих потребностей в технике).

Дивизион «Автобусы» сохраняет лидирующие позиции в сегменте автобусов среднего класса. Реализовано потребителям 2496 единицы техники. Общий объем рынка составил 3494 шт.

Большой и особо большой класс

В рыночном позиционировании городские автобусы большого и особо большого класса занимают одну нишу с точки зрения сегмента потребителей, механизма принятия решения, совершения покупки, финансирования и использования. В 2012 году произошел рост продаж автобусов в сегменте большого и особо большого класса на 11%.

Снижение доли по отношению к 2011 году произошло вследствие высокой базы 2011 года, когда основная часть продаж в сегменте автобусов большого и особо большого класса была обеспечена контрактом на поставку в Москву низкопольных автобусов (1561 ед.).

Объем продаж Дивизиона конечным потребителям составил 1826 шт. Общий объем продаж в данном сегменте составил 4243 шт.

Междугородние и туристические автобусы

В 2012 году падение продаж в сегменте составило 2%, в финансовом выражении произошел рост на 17%. Это произошло за счет сокращения ввоза автобусов б/у и увеличения продаж европейских производителей. Доля импорта увеличилась с 84% до 92%. Рост импорта произошел за счет увеличения автобусов с нулевой таможенной пошлиной.

Всего в 2012 году Дивизионом отгружено 76 автобусов класса «междугородние и туристические». Всего продажи в сегменте составили 2193 автобуса.

Доля Дивизиона в данном сегменте составила 3%.

Основные направления сбыта по итогам 2012 года. Структура продаж в 2012 году

Россия является основным рынком сбыта продукции Дивизиона. В 2012 году основными направлениями сбыта за рубежом традиционно оставались рынки стран СНГ, преимущественно Казахстан и Украина. Наиболее значимыми поставками в страны Дальнего Зарубежья стали коммерческие контракты с Республикой Никарагуа на поставку 139 автобусов КАВЗ «Аврора» и 28 автобусов ПАЗ в Монголию.

Изменение модельного ряда в 2012 году

Малый класс

Основу модельного ряда Дивизиона «Автобусы» в 2012 году на рынке РФ в малом классе составляли автобусы ПАЗ-32053/54 и ПАЗ-3204. Также в сегменте представлены специальные автобусы ПАЗ-3205 «Школьный» и полноприводный ПАЗ-3206.

Средний класс

В сегменте среднего класса основные продажи Дивизиона составляли:

· ПАЗ-4234 - городской и пригородный автобус переднемоторной компоновки;

· КАВЗ-4235 «Аврора» в пригородном и междугородном исполнении;

· ПАЗ-320412 - городской и пригородный автобус переднемоторной компоновки;

· КАВЗ-4238 - междугородный автобус среднего класса.

Большой и особо большой класс

Основные продажи Дивизиона «Автобусы» в 2012 году в этом сегменте составили автобусы:

· ЛиАЗ-5292 - одиночный низкопольный городской автобус;

· ЛиАЗ-6213 - сочлененный низкопольный городской автобус;

· ЛиАЗ-5256 и его модификации - базовая среднепольная модель;

· ЛиАЗ-5293 - автобус с низким уровнем входа в районе передней и средней пассажирских дверей

Низкопольные модели составили 67% продаж в штучном выражении

Междугородние и туристические автобусы

Модельный ряд междугородных и туристических автобусов Дивизиона составляют:

· ГолАЗ-52911 «Круиз» - туристический автобус на базе шасси Scania;

· ГолАЗ-5251- международный автобус на базе шасси Scania.

Характеристика рынка и позиции «Группы ГАЗ» по итогам 2012 года

Динамика рынка грузовых автомобилей в России в 2012 году характеризуется увеличением объемов продаж по сравнению с 2011 г. Рынок грузовых автомобилей РФ полной массой свыше 10 тонн в 2012г. вырос примерно на 20% в сравнении с 2011г. В 2012 году «Группа ГАЗ» реализовала на рынке Российской Федерации 60 автомобилей тяжелого класса.

Рисунок 1.3. Направления реализации продукции Дивизиона «Грузовые автомобили», 2012 г.

Дивизион «Силовые агрегаты»

ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) Группы ГАЗ является ведущим производителем тяжелых дизельных двигателей в СНГ.

Основными потребителями двигателей ЯМЗ являются крупнейшие машиностроительные предприятия СНГ: ОАО «МАЗ», «АЗ «Урал», ПАО «АвтоКрАЗ», ООО «КЗ «Ростсельмаш», ПО «Гомсельмаш», ОАО «БелАЗ», ОАО «МЗКТ», ОАО «ХТЗ», ООО «Север-Желдор-Сервис», ОАО «Промтрактор» и др.

В 2012 году потребителям отгружено всего 44,5 тыс. дизельных двигателей ЯМЗ, из них 43,5 тыс. шт.- тяжелые дизели ЯМЗ.

Развитие рынка дизельных двигателей напрямую связано с производством автомобильной, сельскохозяйственной и строительной техники.

Производство тяжелых грузовых автомобилей в РФ в 2012 году осталось на уровне 2011 года.

Производство комбайнов в РФ в 2012 г. снизилось на 6,6%, тракторов - на 7,6%.

Значительный объем двигателей ЯМЗ поставляется на автозаводы республики Беларусь. В 2012 г. производство грузовых автомобилей в Беларуси увеличилось на 14% по сравнению с 2011 г.

По итогам 2012 г. рынок тяжелых дизельных двигателей снизился на 6%, при этом наблюдалось значительное увеличение импорта дизельных двигателей, что привело к снижению доли отечественных производителей.

Рисунок 1.4. Структура выручки Дивизиона «Силовые агрегаты», 2012 г.

Дивизион «Автокомпоненты»

Характеристика рынка и позиции «Группы ГАЗ» по итогам 2012 года

В 2012 г. рынок сохранил высокие темпы роста как за счет роста производства автомобилей, так и за счет импорта. Растущий парк автомобилей позволит вторичному рынку автокомпонентов сохранить высокие объемы, хотя его доля по отношению к первичному рынку будет продолжать сокращаться.

Структура рынка автокомпонентов России так же претерпевает изменения. Уже сегодня на долю автозапчастей для иномарок приходится до 70% рынка (по стоимости).

Емкость автокомпонентного рынка будет ежегодно расти на 7% и к концу 2020 года увеличится на 82% (относительно 2011 г.), что в количественном выражении составит 68,3 млрд. USD.

Основные факторы роста:

• создание новых СП на территории РФ;

• закон о промышленной сборке (требование локализации до 60% стоимости автомобиля);

• государственная поддержка развития производств.

Рисунок 1.5. Оценка рынка комплектующих, млрд. USD

Основные направления сбыта по итогам 2012 года. Структура продаж в 2012 году

Основные тенденции сбыта для Дивизиона «Автокомпоненты» в 2012 году:

· Увеличение выручки Дивизиона «Автокомпоненты» на 5%;

· Продолжение работы с новыми сторонними потребителями;

· Отраслевая диверсификация поставок.

Рисунок 1.6. Структура выручки Дивизиона «Автокомпоненты» в процентном соотношении

Рисунок 1.7. Доли продуктовых направлений в выручке, 2012 г.

Изменение модельного ряда в 2012 году

Проводилась технологическая подготовка производства деталей и узлов для перспективных автомобилей ГАЗ нового модельного ряда и легковых автомобилей иностранных производителей, локализующих производство на нижегородской площадке.

Основные достижения в 2012 году

Дивизион «Автокомпоненты» по итогам 2012 года увеличил выручку, сохранив высокую долю поставок компонентов внешним клиентам. Этого удалось добиться благодаря реализации стратегии развития Дивизиона, предусматривающей создание на площадке Горьковского автозавода высокотехнологичных производств компонентов для широкого круга заказчиков - не только для автомобильного производства ГАЗа, но и для всех компаний автопрома и предприятий из других отраслей.