Управление торгово-технологическими процессами в розничной торговле

курсовая работа

1.3 Современные тенденции организации и управления торгово-технологическими процессами в розничной торговле

Несмотря на сложное положение, в котором находится сейчас российская экономика, потребительский рынок процветает и вниманием привередливых зарубежных инвесторов не обделён. Например, сумма зарубежных инвестиций, вложенных в строительство и реконструкцию предприятий потребительского рынка и услуг, исчисляется миллиардами евро. Только в прошлом году в столице, не без помощи иностранцев, открыто более 1300 новых магазинов, кафе, ресторанов, предприятий службы быта. Сейчас товарооборот города составляет более 26% от всего российского, а бюджет Москвы почти на 22% пополняется за счёт доходов от торговли.

Как считают московские власти, одна из перспектив совершенствования потребительского рынка - развитие крупных торговых сетей, создание до 2020 года торговых центров, где будут представлены десятки тысяч наименований различных товаров. Это, несомненно, поможет зарубежным торговым компаниям прочно обосноваться на российской земле, опутав её обширными торговыми сетями.

Уже сегодня львиная доля сетевой торговли Москвы - в руках зарубежных торговых компаний. Впрочем, они преобладают и в других российских регионах.

Зарубежные бизнесмены не скрывают своего тесного сотрудничества с администрациями российских регионов. С их помощью они намерены осесть на российской земле, чтобы потом подмять под себя существующие отечественные торговые сети.

Рассчитывать на солидную прибыль при весьма низкой покупательной способности большинства жителей России, мягко говоря, опрометчиво. Вряд ли они поменяют рынки на сетевые супермаркеты. По последним данным свыше 40% жителей российских городов делают свои покупки только на рынках, где цены на товары повседневного спроса на 20-35% ниже, чем в любом магазине. Даже в благополучной для торговли Москве 31% покупателей обходят супермаркеты стороной.

Один из аргументов, которые приводят руководители региональных администраций в пользу размещения зарубежных торговых сетей на российской земле, - создание иностранцами множества рабочих мест и высокий уровень подготовки персонала для работы в супермаркетах. Ежегодные темпы роста розничной торговли в России составляют 8-10%. Это гораздо более привлекательные цифры, чем в странах Центрально и Восточной Европы.

За последние четыре года ситуация на российском рынке розничной торговли полностью изменилась: было открыто множество супермаркетов по всей стране, в том числе регионах. Отечественные и иностранные компании стараются позиционироваться именно в этом формате. В настоящее время супермаркеты не только потеряли свой эксклюзивный статус. Сегодня на российском рынке действует более 50 сетей розничной торговли, среди которых есть магазины как с высоким уровнем цен ("Седьмой континент"), так и с низким (дискаунтеры). Наряду с этим открытие магазинов "Метро" и "Лента" положило начало развитию сегмента Кеш-энд-Керри. Таким образом, в России началось развитие сетей розничной торговли.

Существенны различия между большими городами и регионами: если рынок мегаполисов уже насыщен крупными сетями, то регионы только начали их развертывать. Серьезные коррективы внес кризис - отдельные проекты заморожены. Наряду с этим сегмент розничной торговли имеет одну из самых высоких долговых нагрузок в стране [6, с.5].

Главным же фактором, способствующим ухудшению финансового состояния, а также уходу ряда предпринимателей с рынка, стал усложнившийся доступ к финансированию и возникший в результате этого дефицит оборотных средств. Невозможность произведения расчетов за поставки привела к появлению пустых полок в магазинах, резкому падению выручки и вызвала цепную реакцию в виде снижения кредитных лимитов и ужесточения условий оплаты со стороны поставщиков. В этой ситуации одни компании прекратили свое существование, а другие резко сократили объемы бизнеса.)

Одна из особенностей современной российской розницы - слабая консолидация рынка.

На текущий момент рынок сетевой торговли продовольственными товарами перешел в стадию консолидации, для которой характерны следующие параметры:

- замедление роста покупательского спроса и обострение конкуренции;

- снижение прибыльности отрасли;

- увеличение доли непродовольственных товаров в совокупном объеме продаж;

- усиливающийся дефицит торговых площадей;

- структурная оптимизация крупных торговых сетей;

- увеличение доли организованной торговли в общем обороте розничной торговли продовольствием;

- неравномерное региональное развитие ритейла.

Российский рынок продовольственного ритейла пока далек от насыщения, поскольку российские регионы находятся на разных стадиях развития сетевой торговли, кроме того, доходы населения и благосостояние регионов заметно разнятся. Сетевая розничная торговля по-прежнему демонстрирует высокие темпы роста, оставаясь одной из самых быстрорастущих отраслей отечественной экономики.

Стратегии участников рынка в существующих условиях включали в себя следующие аспекты:

- оптимизация ассортимента;

- концентрация внимания на снижении издержек;

- совершенствование технологий;

- повышение лояльности существующих покупателей за счет внедрения соответствующих программ;

- развитие франчайзинга;

- оптимизация логистики;

- диверсификация бизнеса.

Именно эти стратегии будут определять развитие крупных ритейлеров в среднесрочной перспективе. При этом необходимо учитывать, что в России сложилась уникальная ситуация, связанная с разным уровнем экономического развития регионов. Как уже говорилось выше, в разных регионах наблюдается различный уровень развития рынка. Это вынуждает компании, с одной стороны, вести сложную конкурентную борьбу на развитых рынках, с другой - работать в развивающихся регионах.

Дополнительные преимущества в этом случае получают большие компании, которые имеют опыт работы как в конкурентной среде, так и в неосвоенных регионах. В результате чаще всего компании и регионы, находящиеся в начальной стадии развития, не могут ничего противопоставить современным компаниям, за исключением административного ресурса.

В экономике России ускоренно развивается ряд процессов и тенденций, которые оказывают сильное воздействие на розничную торговлю. За очень короткий период изменилась система ценностей и образ жизни потребителей, акценты переместились с функциональных свойств материальных продуктов на качество предоставляемых услуг.

Делись добром ;)