1.2 Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности организации
Анализ текущего состояния предприятия осуществляется для оперативной диагностики, которая должна своевременно сигнализировать о негативных тенденциях изменения в деятельности предприятия.
Эффективность деятельности транспортного предприятия определяется эффективностью транспортного процесса при выполнении автоперевозки грузов и доходностью данного вида деятельности. Оценка эффективности транспортного процесса является ключевым вопросом выбора наиболее рационального варианта автоперевозок грузов. Выбор критерия эффективности зависит от конкретных условий перевозок и решаемой задачи.
Основные технико-экономические показатели работы ЧУПТП «Универсал» приведены в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1 - Технико-экономические показатели ЧУПТП «Универсал»
Наименование показателя |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Изменение 2007 к 2006 |
Изменение 2008 к 2007 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Выручка от оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, тыс. руб. (без налогов) |
234586 |
367811 |
596579 |
133225 |
228768 |
|
Затраты на оказание услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, тыс. руб. |
226900 |
346853 |
566644 |
119953 |
219791 |
|
Выручка за 1 перевозку, тыс. руб. |
1503,8 |
1571,8 |
5142,9 |
68 |
3571,1 |
|
Затраты на 1 перевозку, тыс. руб. |
1454,5 |
1482,3 |
4884,9 |
27,8 |
3402,6 |
|
Прибыль за 1 перевозку, тыс. руб. |
49,3 |
89,5 |
258 |
40,2 |
168,5 |
|
Количество перевозок |
156 |
234 |
116 |
78 |
-118 |
|
Подвижной состав предприятия в среднем за год |
7 |
10 |
6 |
3 |
-4 |
|
Среднее расстояние перевозки, км. |
2438 |
1894 |
3834 |
-544 |
1940 |
|
Порожний пробег,% |
38 |
29 |
24 |
-9 |
-5 |
|
Суммарная грузоподъёмность автомобилей, т. |
134 |
186 |
112 |
52 |
-74 |
|
Средний коэффициент использования грузоподъёмности |
0,89 |
0,76 |
0,90 |
-0,13 |
0,14 |
|
Коэффициент использования пробега |
0,62 |
0,71 |
0,76 |
0,09 |
0,05 |
|
Расход топлива, л/100км |
31,9 |
32,6 |
35,8 |
0,7 |
3,2 |
|
Простои под погрузкой и разгрузкой в% от продолжительности перевозки |
28,6 |
36,4 |
16,7 |
7,8 |
-19,7 |
|
Средняя продолжительность 1 перевозки, дн. |
14 |
11 |
18 |
-3 |
7 |
В деятельности ЧУПТП «Универсал» наблюдается устойчивая тенденция к увеличению выручки в динамике, положительным моментов здесь является то, что выручка растёт более высокими темпами по сравнению с затратами, что приводит к увеличению прибыли от перевозки. Так прибыль от 1 перевозки в 2006 году составляла 49,3 тыс. руб., а в 2007 году уже 89,5 тыс. руб., т.е. увеличилась практически вдвое. В 2008 году прибыль от 1 перевозки увеличилась в 2,8 раза по сравнению с 2007 годом.
Изменения такого показателя, как количество перевозок в год обусловлено изменениями в подвижном составе предприятия и среднего расстояния перевозки Подвижной состав предприятия постоянно увеличивался до 2008 года. В 2008 году предприятие было вынуждено продать часть автомобилей из-за нехватки российских разрешений, т.к. 99% перевозимых грузов доставляются в РФ и излишний подвижной состав простаивал, не принося дохода. В связи с этим предприятие вынуждено было искать альтернативные направления перевозок, что привело к увеличению продолжительности перевозок и, следовательно, к сокращению их количества, а также к снижению рентабельности оказываемых услуг.
Увеличение коэффициента использования пробега говорит о более эффективной организации перевозок и уменьшении порожнего пробега. В динамике - устойчивая тенденция к увеличению. Также положительным фактором в деятельности организации является увеличении коэффициента использования грузоподъёмности.
Отрицательным явлением является увеличение расхода топлива, так как это приводит к увеличению затрат на перевозки и уменьшению прибыли.
Предприятию следует стремиться к снижению затрат на перевозки путём:
- сокращения затрат на топливо путём определения оптимальных мест заправки с учётом различной стоимости топлива в странах, а также разрешённого ввоза и вывоза топлива в страну или из страны;
- сокращения затрат на «суточные» и «квартирные» путём нормирования времени выполнения рейса и выплаты «суточных» и «квартирных» в соответствии с этим временем;
- сокращения расходов на дорожные сборы за счёт выбора альтернативного маршрута во избежание пробега по данной территории.
Существует еще один показатель, который часто используется для анализа -- производительность труда, которая представляет собой отношение выручки без НДС к количеству работников предприятия (или фонду заработной платы). Важность этого показателя заключается в том, что стимулирование работников и привлечение новых трудовых ресурсов является одним из эффективных средств увеличения выручки и прибыли предприятия; но нельзя этим увлекаться, т. к. фонд объемов выплат сотрудникам должен находиться в зависимости от того, какой объем дополнительной прибыли эти работники смогут сгенерировать для предприятия.
ПТ 2006 = 234586 / 12 = 19549 тыс. руб.
ПТ 2007 = 367811 / 19 = 19358 тыс. руб.
ПТ 2008 = 596579 / 13 = 45891 тыс. руб.
Наблюдается увеличение производительности труда в 2008 году по сравнению с 2007 годом, что положительно влияет на экономическую эффективность работы предприятия.
Организационная структура ЧУПТП «Универсал» изменялась на протяжении изучаемого периода, что связано с изменениями подвижного состава и количества персонала организации (рисунок 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3).
Управлением предприятия в целом занимается управляющий. В его ведении находятся вопросы стратегического характера, также он выполняет обязанности финансового директора и фактически управляет деятельностью предприятия на оперативном уровне. Он контролирует деятельность всех отделов. Также в его компетенции вопросы движения финансовых потоков.
Отдельно выделен бухгалтерский отдел. По сути, этот отдел состоит из главного бухгалтера, в обязанности которого входит ведение бухгалтерского учета, формирование отчетов для налоговой инспекции, начисление налогов, решение всех вопросов связанных с налоговой отчетностью, оформление и обработка рейсовых документов.
Рисунок 1.2.1 - Организационная структура ЧУПТП «Универсал» 2006 г.
Рисунок 1.2.2 - Организационная структура ЧУПТП «Универсал» 2007 г.
В транспортном отделе работают водители, в обязанности которых помимо выполнения перевозок входит обслуживание автомобиля, мелкий ремонт, подготовка к ТО и т.п.
Заместитель управляющего по транспорту следит за техническим состоянием транспортных средств, своевременностью прохождения ТО и получения лицензионных карточек и т.п., своевременностью проведения ремонтов и занимается их организацией; снабжает транспортный отдел смазочными материалами и запчастями, необходимыми для мелкого ремонта; заключает договора на обслуживание и ремонт транспортных средств; занимается страхованием автомобилей.
Рисунок 1.2.3 - Организационная структура ЧУПТП «Универсал» в 2008 г.
В 2007 году организационная структура ЧУПТП «Универсал» была нерациональной, о чём свидетельствует снижение производительности труда.
- Введение
- 1 Анализ результатов финансово-экономической деятельности организации
- 1.1 История развития организации, её правовой статус
- 1.2 Анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности организации
- 2 Постановка функции финансового менеджмента в организации
- 3 Анализ инновационной и инвестиционной активности организации
- 4 Управление финансовой деятельностью организации
- Процесс управления финансовой деятельностью предприятия
- Тема 59. Управление финансовой деятельностью предприятия.
- Тема 21. Управление финансовой деятельностью предприятия
- Управление финансовой деятельностью на предприятиях апк
- 65. Финансовая деятельность и финансовый механизм управления предприятием. Понятие финансового менеджмента.
- Тема 4 Основы управления финансовой деятельностью предприятий
- 13. Управление финансовой деятельностью предприятия.
- 6. Управление финансовой деятельностью предприятия
- Тема 5 Управление финансовой деятельностью на предприятии
- 4) Уровень качества управления финансовой деятельностью предприятия