Уровень и качество жизни населения

курсовая работа

2.2 Система социальной защиты населения

Для того, чтобы жить и продолжать свой род, человек обязан потреблять материальные блага. Вместе с тем никто никому не гарантирует, что доступ к источникам существования всегда будет исключительно благоприятным, и никогда не наступят те или иные нежелательные события.

Реальная жизнь достаточно сурова. Она свидетельствует о том, что некоторые неблагоприятные события, способные ухудшить доступ к источникам существования, могут никогда не наступить.

Другие могут наступить лишь с достаточно большой вероятностью. А некоторые для каждого из нас наступают с вероятностью в 100%. Есть и такие неблагоприятные обстоятельства, которые могут сопровождать человека на всю жизнь (инвалидность, болезнь).

В целом среди неблагополучных событий такого рода выделим:

- несчастные случаи (страховой случай), инвалидность с детства и т.п.;

- потерю работы;

- необратимые физиологические изменения, болезнь человека и потерю трудоспособности;

- старость, беспомощность и смерть;

- потерю кормильца [20, с. 113].

К сожалению, такой список не является окончательным, его можно продолжить. Но мысль понятна. Возникает вопрос: в каких пределах человек может защищать сам себя от нежелательных событий такого рода?

Обозначим следующие классические приемы самозащиты:

- высокопроизводительный труд и получение достаточного текущего дохода;

- имущество и сбережения, что позволяет экономить на соответствующих статьях расходов, а также получать доход с капитала;

- поддержка со стороны других членов семьи, имеющих стабильные доходы.

Все это очень хорошо. Но работу можно потерять, с родственниками расстроить отношения, а отсутствие полноценной работы не позволяет наращивать личное состояние, откладывать деньги на старость. Так что формируется порочный круг.

Вывод: кроме индивидуальной самозащиты необходима еще особая система социальной защиты, т.е. со стороны всего общества.

Коллективная социальная защита - система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.

В качестве стратегического ориентира для коллективной защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.

По формам выделим материальную, социальную и правовую защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.

Субъектами социальной защиты выступают семья и дети, больные и инвалиды, старики и т.д.

Объектами социальной защиты выступают: а) уровень потребления материальных благ (доходы); б) минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования; в) жилищные условия.

Функционирование системы социальной защиты предполагает наличие определенной инфраструктуры. Особенно это касается таких социальных отраслей, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс.

Направления социальной защиты. Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий (см. рис. 2.1.) [9, с. 218].

Рис. 2.1. Основные направления системы социальной защиты

Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.

Социальное страхование - это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков (см. рис. 1.1).

Социальный риск - наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты нетрудоспособности по старости и т.д.

Хотим мы этого или нет, но далеко не всегда каждый из нас оказывается в состоянии избежать социального риска. Более того, такие ситуации непрерывно сопровождают нас по жизни, носят массовый характер, касаются всех членов общества, а некоторые из них к тому же обязательно наступают (наступление старости и выход на пенсию).

Следовательно, социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видов социальных рисков на ом или ином этапе жизнедеятельности граждан.

Экономическим источником страховых взносов выступают средства, необходимые для воспроизводства рабочей силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.

Основные статьи расходов социального страхования:

- выплаты трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий и пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;

- выплаты по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;

- пособия по безработице.

Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального страхования служат:

- страховые взносы застрахованных;

- страховые взносы предпринимателей; в) субсидии государства.

Социальная помощь - оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.

Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат (см. рис. 2.1). Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое ориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.

Белорусский ракурс. Доля населения, имеющего в Беларуси право на получение различных видов социальной помощи, составляет примерно 70-75%. Если же учитывать возможность предоставления специфических видов социальной помощи (ритуальное пособие, пособие при рождении ребенка и др.), то тогда и все 100% населения республики предстают как потенциальные льготники [8, с. 215].

Минимальные социальные гарантии - важный компонент современной социальной защиты. Предполагается обеспечение равного доступа всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий.

Социальная поддержка включает наличие соответствующих гарантий, которые выступают как обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.

Здесь реализуются конституционные права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг. Особо выделим гарантии суверенитета потребителя и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права члена общества.

В заключение отметим, что выполняя данную социальную функцию, государство:

- законодательно устанавливает минимальные нормативы обеспечения граждан страны социальными благами;

-осуществляет финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и т.д.);

- устанавливает минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, стипендий.

На практике мероприятия социальной защиты приводятся в определенную систему, разрабатываются программы социальной политики государства.

3. Уровень и качество жизни населения в Республике Беларусь: оценка и перспективы его повышения

3.1 Оценка уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь

Прежде, чем перейти к динамике уровня жизни в Республике Беларусь, следует обратиться к данным, составленным Организацией Объединенных Наций по данному вопросу.

Согласно рейтингу стран мира в 2012 году по уровню жизни по данным популярного института Legatum Institute: Беларусь занимает 54 место.

Рейтинг составлялся на основе анализа данных по средней продолжительности жизни в странах, уровню грамотности, возможности получения образования и доходов на душу населения.

Национальный статистический комитет РБ опубликовал следующие основные социально-экономические показатели уровня жизни населения в РБ за 2007-2011 гг. (таблица 3.1).

Таблица 3.1 Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения в РБ за 2007-2011 гг. [5, с. 5].

Показатели уровня жизни населения

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц

511,4

658,6

766,1

952,4

1457,7

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

113,2

111,8

102,7

115,1

99,7

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

113,1

111,8

103,7

114,8

98,9

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

694,0

868,2

981,6

1217,3

1899,8

Реальная заработная плата в процентах к предыдущему году

110,0

109,0

100,1

115,0

101,9

Средний размер назначенных пенсий (на конец года), тыс. руб.

328,2

389,4

429,5

584,7

940,4

Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году

105,4

104,7

100,2

123,9

77,1

Согласно таблицы 3.1 видно, что денежные доходы в расчете на душу населения в РБ в месяц в 2011 году увеличились на 946,3 тыс. руб. (на 185,04%) по сравнению с 2007 г.

Согласно таблицы 3.1 видно, что номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника в РБ в месяц в 2011 году увеличилась на 1205,8 тыс. руб. (на 173,7%) по сравнению с 2007 г.

За 2007-2011 гг. наблюдается устойчивый рост среднемесячной заработной платы одного работника (таблица 2.1).

Согласно таблицы 3.1 видно, что средний размер назначенных пенсий (на конец года) в РБ увеличился на 612,2 тыс. руб. (на 186,5%) по сравнению с 2007 г.

Из рисунка 3.1 видно, что в 2011 году 65,4% денежных доходов населения составляла оплата труда, а 10,6% денежных доходов населения составляли доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Также в 2011 году трансферты населению составили 20% от всех доходов населения, а доходы от собственности и прочие доходы составили 4% от всех ходов населения.

Покупательская способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения РБ представлено в таблице 3.2.

Таблица 3.2 Покупательская способность среднедушевых располагаемых денежных доходов населения. Количество продуктов питания (каждого отдельно), которое можно было приобрести на величину среднедушевого располагаемого денежного дохода, килограммов в месяц [5, с. 6]

Продукт питания

2007

2008

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

Свинина

64,3

70,6

71,6

81,4

67,6

Мясо птицы

79,6

84,4

87,0

100,6

83,2

Рыба свежая

85,1

98,2

107,1

126,5

89,5

Молоко, л

503,0

505,6

499,1

562,7

614,8

Масло животное

55,8

54,6

55,7

56,1

49,2

Творог

82,5

80,7

92,1

91,1

99,7

Сыры твердые

48,0

47,4

48,8

53,9

48,7

Яйца, шт.

2154

2438

2445

2726

2465

Сахар-песок

264,2

322,4

337,2

323,7

272,1

Масло растительное

125,6

102,7

151,7

176,7

102,5

Хлеб пшеничный

351,5

383,6

386,7

438,7

488,6

Рис

229,9

182,2

154,5

199,7

154,0

Макаронные изделия

227,6

234,1

226,6

296,8

273,9

Картофель

664,3

755,3

747,9

654,1

633,4

Капуста свежая

461,6

458,2

699,3

523,9

564,0

Морковь

475,6

410,7

597,2

553,2

487,9

Лук репчатый

329,8

409,8

558,3

408,8

405,7

Яблоки

164,8

147,3

238,7

288,8

165,3

Из таблицы 3.2 видно, что количество продуктов питания (каждого отдельно), которое можно было приобрести на величину среднедушевого располагаемого денежного дохода, килограммов в месяц по большинству видов питания наблюдается прирост за 2007-2011 гг.

Потребление основных продуктов питания в 2011 году.

Отрицательным фактором, влияющим на уровень и качества жизни населения в РБ является уменьшение количества людей трудоспособного возраста, особенно в сельской местности. Практически все области ежегодно теряют до 10 тысяч сельского населения.

Число браков сократилось почти на 39 процентов в 2011 г., а число разводов увеличилось на 43 процента по сравнению с 1987 годом, что негативно сказывается на уровень жизни неполных семей.

В сельской местности, где семьи традиционно были более крепкими, количество браков уменьшилось более чем в два раза, а количество разводов возросло более чем на 60 процентов.

В связи с чернобыльской катастрофой обострилась ситуация с состоянием здоровья населения, и прежде всего детей дошкольного возраста, школьников. Но это не только чернобыльское бремя. Это и качество жизни в широком смысле этого слова, и медицинское обслуживание, и охрана репродуктивного здоровья, и условия обучения, особенно в сельских школах.

Эти и многие другие неблагоприятные факторы возникли не вдруг, они формировались и развивались длительный период.

Государство не оставляет без внимания сложные демографические процессы и их негативные последствия. В 1998 году была разработана и одобрена на правительственном уровне Концепция государственной демографической политики. Были приняты также Основные направления по реализации данной концепции.

Делись добром ;)