Уровень, структура, источники получения и степень дифференциации доходов населения

курсовая работа

2.1 Анализ доходов населения в Республике Беларусь с 1990 по 2009 гг.

Пожалуй, наиболее целесообразно анализировать доходы населения за достаточно большой промежуток времени, поскольку данный показатель является достаточно динамичным и часто изменяется.

Анализ динамики денежных доходов населения за 1990 - 2009 гг. (приложение Б) показывает, что наиболее четкие тенденции сложились в области снижения доли оплаты труда в денежных доходах населения с 71,3 % (1990 г.) до 57,1 % (2009 г.) и увеличение доходов от предпринимательства с 8,3 % (1990 г.) и 9,8 % (1995 г.) до 20,4 % (2009 г.) [9, с.654-655].

Оплата труда тем не менее остается главным фактором, влияющим на рост денежных доходов населения. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в экономике в 2009 году составила 981,6 тыс. руб. (в 2008 г. - около 868,2 тыс. руб.). Подробные данные о динамике реальных располагаемых денежных доходов населения, номинальной и реальной заработной плате, а также о размерах начисленных пенсий с 1990 по 2009 год приведены в приложении В.

Что же касается недавних изменений, то с 1 ноября тарифная ставка первого разряда выросла до 118 000 рублей (с 1 июня ее размер составлял 90 тысяч рублей). Таким образом, корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) работников, рассчитанные в соответствии с установленной Советом Министров тарифной ставкой первого разряда и коэффициентами Единой тарифной сетки работников, утверждены в новых размерах. Таким образом, за счет изменения диапазона корректирующих коэффициентов повысится зарплата низкооплачиваемых категорий работников.

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения с начала ноября увеличился в Беларуси до 283 тысяч 50 рублей. Для трудоспособных граждан бюджет прожиточного минимума установлен в размере 302 тысяч 490 рублей, для пенсионеров - 252 230 рублей, для детей-студентов - 302 950 рублей, для детей в возрасте от 3 до 16 лет - 345 тысяч 380 рублей, для детей в возрасте до 3 лет - 251 тысячи 830 рублей. Необходимо вспомнить, что прежний бюджет прожиточного минимума, действовавший в стране до 31 октября, равнялся 274 510 рублям.

С ноября на 3,1% возросли размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей. Соответственно увеличены размеры социальных пенсий, а также надбавки и повышения, установленные к пенсиям отдельных категорий пенсионеров.

Минимальная заработная плата с 1 ноября возросла до 400 тысяч рублей. При этом часовая минимальная заработная плата установлена в размере 2360 рублей.

В среднем 10-процентную прибавку к пенсиям получили в ноябре и пенсионеры. Это коснулось свыше 2,4 млн. человек, получающих трудовые пенсии в системе органов по труду, занятости и социальной защите. Средний размер трудовой пенсии по возрасту увеличится с 555 тысяч рублей в октябре до 610,9 тысячи в ноябре. Так же основные показатели пенсионного обеспечения в Республике Беларусь за период с 1990 по 2009 год приведены в приложении Г. Дополнительные расходы на эти цели составляют 135,7 млрд. в месяц. Необходимо также отметить, что на этапе 2011 - 2020 гг. на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций планируется обеспечить развитие дополнительного пенсионного страхования. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышения эффективности государственного управления позволит повысить уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан [8, с.72-73]

Также установлена ежемесячная доплата к социальным пенсиям детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инвалидам первой, второй и третьей группы (в том числе инвалидам с детства), детям, потерявшим кормильца, в размере 40 тысяч рублей [7, с.6].

Для обобщения всего вышесказанного необходимо отметить, что в результате реализации программы социально-экономического развития республики Беларусь на 2006 - 2010 год выделяются следующие положительные изменения в области доходов населения.

Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Реальная заработная плата возросла на 59%, реальная пенсия по возрасту - на 58%. Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения - с 12,7% в 2005 году до 5,4% в 2010 году. Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах - 0,8-0,9% к экономически активному населению. Замедлились темпы сокращения численности населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 году до 71 года в 2010-м. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 годом сократился в 1,7 раза и является самым низким среди стран СНГ [12].

Полученные результаты должны быть еще более улучшены по мере реализации новой программы развития Республики Беларусь на 2011-2015 год.

Важнейшими задачами социальной политики является рост реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан. Политика государства в области доходов будет направлена на повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения, в том числе реальной заработной платы как основного источника их формирования и важного стимула активизации трудовой деятельности, а так же дальнейшее развитие и оптимизацию государственной системы адресной социальной помощи.

Поступательный рост заработной платы будет обеспечен путем предоставления широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы и установления прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда, создания экономических предпосылок для легализации всех трудовых доходов, роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности.

В области пенсионного обеспечения основными задачами являются финансовая устойчивость пенсионной системы и рост пенсионных выплат с учетом повышения жизненных стандартов.

Для этого необходимы поддержание реального уровня пенсионных выплат, увязанного с ростом реальной заработной платы, изменением стоимости жизни и возможностями экономики в целом, определение минимальных государственных пенсионных гарантий на уровне, предусматривающем снижение малообеспеченности среди пожилых и инвалидов, повышение эффективности государственных пенсионных расходов, в том числе на основе рационализации пенсионных норм, ориентированной на усиление зависимости размера пенсий от личного участия в финансировании пенсионной системы, содействие развитию программ дополнительного добровольного пенсионного страхования в рамках коммерческого страхования и привлечению к активному участию в них работодателей и работников.

Выполнение поставленных задач будет содействовать финансовой стабильности национальной пенсионной системы, позволит работникам формировать доход на пенсионный период на соответствующем их ожиданиям уровне.

В условиях рыночных отношений в первую очередь будет оказываться поддержка тем, кто в силу своего социально-экономического положения не может самостоятельно обеспечить необходимый доход или находится в трудной жизненной ситуации. Повысится доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.

Главными задачами социальной защиты населения являются усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах.

Намеченные меры позволят обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 1,7 - 1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8 - 1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан [10, с.6].

Делись добром ;)