Участие предпринимательства в инвестиционных проектах регионального и местного значения на территории Санкт-Петербурга

дипломная работа

1.3 Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации

В условиях рыночной экономики государство осуществляет функции регулирования предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности, с целью воздействия на экономику страны для развития рыночных отношений и смягчения негативного влияния последствий мирового экономического кризиса. В условиях проведения реформ, а также кризиса регулирующая роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления экономики - ослабевает. Наиболее общим источником инвестиционного законодательства является Конституция Российской Федерации [1]. Кроме того, само понятие инвестиционной деятельности было определено Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 09.07.1999 г. [3], а ряд ключевых понятий, относящихся к инвестиционной деятельности определен в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г.[2]. Правовое поле финансирования инвестиций определяется также федеральными законами «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» №117-ФЗ [4], «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ [5], «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и ценных муниципальных бумаг» №136-ФЗ [6] , «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» №46-ФЗ [7].

Стимулирование инвестиций в сфере малого предпринимательства закреплено в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ [8], в котором отражены льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» №174-ФЗ [9], определил структуру расходов на инвестиционные цели, а федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ [10] утвердил отражение в финансовой отчетности инвестиционной деятельности.

Правовое поле финансирования инвестиций определено также указами Президента РФ «О частных инвестициях» №1928 от 17.04.94 г., «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» №1929 от 17.09.94 г. и др. Соответствующие положения федеральных законов и указов Президента введены в действие целым рядом постановлений Правительства РФ, среди которых следует выделить:

· постановление «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»;

· постановление «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации»;

· постановление «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации» посвященное порядку государственной поддержки инвестиционных проектов, имеющих приоритетное значение для экономики страны;

· постановление «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями»;

· постановление «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» и ряд других.

Действующие федеральные законы и постановления Правительства РФ декларируют основные гарантии прав инвесторов:

- на пользование (владение) земельными участками, зданиями, сооружениями, природными ресурсами;- на беспрепятственный вывоз доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных средств, имущества и информации, в документальной либо электронной форме за границу.

Кроме того, они:

- определяют правовой режим и условия инвестиционной деятельности, которые должны быть одинаково благоприятными для российских и иностранных инвесторов;

- предусматривают меры стимулирующего характера, касающиеся налоговых и таможенных льгот, о которых будет сказано ниже.

Предусмотрена и защита отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов Российской Федерации от неблагоприятного воздействия иностранной продукции. С этой целью приняты федеральный закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» № 63-ФЗ [11] и закон РФ №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» [12].

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с уже упоминавшимся Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [2].

В соответствии со ст.11 названного закона государственное регулирование включает:

· регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);

· прямое участие государства в инвестиционной деятельности.

Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

· совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

· установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, но не носящих индивидуального характера;

· защиты интересов инвесторов;

· предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

· расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

· создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

· принятия антимонопольных мер;

· расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

· развития финансового лизинга в Российской Федерации;

· проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

· создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ. Конкретными формами такого участия являются:

· разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

· предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

· размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов Российской Федерации на конкурсной основе на условиях срочности, платности и возвратности;

· закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определенный срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

· проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких технологий, оборудования, конструкций и машин;

· вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

· предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством российской Федерации.

Статьей 13 упомянутого закона определяется порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений. Решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете РФ и в бюджетах субъектов РФ при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональной целевых программ. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд производится путем проведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счетная палата Российской Федерации. Все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных проектов производится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений.

Регулирование инвестиционной деятельности органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с главой V Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Методы и формы регулирования тождественны применяемым на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ, а также могут использоваться и другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Законодательно защищены в Российской Федерации права субъектов инвестиционной деятельности и сами инвестиции. Государственные гарантии прав участников инвестиционной деятельности имеют большое значение для стимулирования развития инвестиционной деятельности и позволяют ее участникам быть уверенными в том, что в условиях кризисных ситуаций вложенный капитал не будет безвозвратно потерян. Государственные гарантии прав субъектов изложены в ст.15 упомянутого закона. В их число включены следующие гарантии прав всех субъектов независимо от формы собственности:

· обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

· гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

· право обжалования в суде любых действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления;

· защита капитальных вложений.

Стабильность прав обеспечивается законом лишь участникам приоритетных инвестиционных проектов. Приоритетным инвестиционным проектом называется проект, суммарный объем капитальных вложений в который соответствует требованиям российского законодательства и включенный в перечень, утвержденный Правительством РФ. Если вступают в силу новые федеральные законы или иные правовые акты, а также вносятся изменения и дополнения в существующие, приводящие к увеличению совокупной валовой нагрузки на инвестора, то такие федеральные законы и иные изменения вступают в силу по истечении срока окупаемости проекта, но не более 7 лет. В исключительных случаях при реализации проекта в сфере производства или создания транспортной инфраструктуры, Правительством РФ может быть продлен срок действия прежних законов.

В совокупную налоговую нагрузку включаются:

· сумма ввозных таможенных пошлин, за исключением пошлин, вызванных защитой экономических интересов Российской Федерации;

· федеральные налоги, за исключением акцизов и налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ;

· взносы в государственные внебюджетные фонды, за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Правительство РФ устанавливает критерии оценки изменения условий взимания налогов, утверждает порядок, определяющий день начала финансирования проекта и порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов. В случае неисполнения инвестором принятых на себя обязательств по приоритетному инвестиционному проекту, Правительство РФ имеет право лишить его предоставленных льгот. Защита капитальных вложений заключается в том, что они могут быть национализированы и реквизированы только при условии предварительного и равноценного возмещения участнику инвестиционного проекта причиненных убытков в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ. Капитальные вложения могут быть застрахованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае нарушения требований законодательства РФ и условий договоров и контрактов, участники инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инвестиционная деятельность может быть приостановлена или прекращена органами власти и управления в случаях:

· признания инвестора банкротом;

· возникновения стихийных бедствий и катастроф;

· введения чрезвычайного положения;

· если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц, и государства.

Порядок возмещения ущерба участникам инвестиционной деятельности в этих случаях определяется законодательством РФ и субъектов РФ, а также заключенными договорами и контрактами.

Особая роль принадлежит государству в сфере привлечения иностранного капитала в национальную экономику. Целью привлечения иностранного капитала является подъем и развитие собственного производства, в связи с чем необходима налаженная система контроля за потоками иностранного капитала, чтобы не допустить угрозы национальной безопасности (в том числе экономической). Иностранные инвесторы наделены правом осуществления инвестирования на территории России путем:

· долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами (гражданами) России;

· создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;

· приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;

· приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;

· приобретения иных имущественных прав;

· иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории России законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав. Проведенный анализ показал, что в настоящее время Российская Федерация имеет достаточно развитую нормативно-правовую базу для ведения инвестиционной деятельности, позволяющую осуществлять эффективную политику как в масштабах всей страны, так и в рамках отдельных ее регионов. На иностранных инвесторов распространяется законодательство Российской Федерации при заключении и осуществлении договоров (контрактов). При этом законодательство не предусматривает каких-либо официально закрытых для иностранных инвесторов отраслей экономики или регионов, но на практике такие ограничения существуют. Так, хозяйственная деятельность в ряде отраслей требует получения специальной лицензии.

Весьма важным условием для осуществления инвестирования в экономику России является налоговый режим. В частности, в соответствии с законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и другими более поздними законодательными актами предусмотрена возможность льготного налогообложения для частного иностранного капитала, который действует в приоритетных отраслях хозяйства и отдельных регионах. В Российской Федерации практикуются договоры между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых разграничиваются полномочия в области международных и внешнеэкономических связей и которые передают субъектам Федерации следующие полномочия: участие в осуществлении внешнеэкономических связей, заключение соглашений с субъектами зарубежных федераций, а также административно-территориальными единицами иностранных государств, их министерствами и ведомствами. Не исключает российская Конституция и возможности заключения соглашений с иностранными государствами в целом. Субъектам Федерации передаются полномочия по формированию их валютного фонда и контролю за его использованием, по предоставлению иностранным банковским и коммерческим кредитным организациям гарантий правительств субъектов Российской Федерации. К их компетенции в международной сфере относятся получение и использование безвозмездной помощи со стороны зарубежных партнеров, предоставление кредитов, ссуд и иной помощи зарубежным партнерам за счет средств субъектов Федерации, участие в работе международных экономических финансовых организаций и органов, уставы которых предусматривают такое участие; открытие собственных представительств за рубежом. Во многих таких договорах закрепляется участие субъектов Федерации в разработке международных договоров России по вопросам внешнеэкономических связей и по другим вопросам, непосредственно затрагивающим интересы субъектов Федерации. В ряде случаев предусматривается их участие в работе делегаций на различных форумах, особенно в тех случаях, когда затрагиваются интересы субъекта Федерации.

Для привлечения зарубежных инвесторов в Россию еще в 1991 году была упрощена регистрация предприятий с иностранным участием. В экономическом подъеме многих стран большую роль сыграли особые экономические зоны. С 2005 года на территории России действует Федеральный закон №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [13 ].

К компетенции субъектов Федерации в международной сфере также относится деятельность по созданию особых экономических зон на их территории на основании решений, принятых в соответствии с действующим законодательством России.

Однако, сложившаяся законодательная база и практика, регламентирующая инвестиционную деятельность в России, имеют весьма серьезные недостатки [16, с.51]:

· отсутствие единой концепции правового регулирования экономической системы страны в целом;

· заимствование норм, применяемых в других правовых системах или в государствах, что не всегда оправдано для российских условий;

· противоречивые и даже взаимоисключающие нормы в разных законах и даже в рамках одного закона (например, в законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»);

· неразвитость банковской системы и институтов финансового рынка;

· плохое исполнение законов в связи с отсутствием эффективных санкций за неисполнение норм права;

· слабость и неэффективность судебно-правовой системы.

Существенно снижает инвестиционную привлекательность России неоперативность законодательства, которое не всегда успевает вслед за потребностями экономики. Часто указывают на чрезмерность налогового бремени, но российские ставки налогов не намного выше, чем в большинстве европейских стран. Скорее следует указать на то, что право толковать законы и определять налогооблагаемую базу предоставлено органам исполнительной власти. В результате в налогооблагаемую базу стали включать полностью или частично расходы, реально необходимые для нормальной хозяйственной деятельности. Это не только не улучшает инвестиционную привлекательность страны, но и сдерживает ее экономическое развитие. В этой связи показательно сопоставление российских и английских норм износа [16, с.52]:

- оборудования: соответственно 10-15 лет против 4-х лет;

- автомобилей: 7-10 лет против 4-х лет;

- зданий производственного назначения: 100 лет против 25 лет;

- компьютеров: 10 лет против 2-3 лет.

Такая экономическая политика заметно препятствует привлечению инвестиций в высокотехнологичные отрасли промышленности, требующие крупных капитальных вложений, постоянного обновления и совершенствования оборудования. Поскольку расходы на эти цели не исключаются из налогооблагаемой базы, направление части прибыли на обновление основных фондов и развитие производства становится невыгодным - такие инвестиции не относятся на издержки, а облагаются налогом по ставке налога на прибыль. Неполнота и противоречивость налогового законодательства, частые изменения и новые трактовки норм неоправданно увеличивают издержки, обусловливают возрастание фискальных рисков, не защищают инвестора от произвола налоговых и таможенных органов. К тому же реализация законодательных норм в сфере частного права все еще неудовлетворительна, нередки случаи нарушения прав инвесторов путем:

- лишения их возможности влиять на решения и получать информацию по основным вопросам, касающимся деятельности предприятия;

- захвата контроля над денежными потоками и физическими активами компаний отдельными финансово-промышленными группами;

- игнорирования или ущемления интересов меньшинства акционеров;

- нарушения контрактных обязательств.

Такие действия создают высокий риск в первую очередь для портфельных инвесторов, которые обычно выступают в роли младших акционеров. К сожалению, ни государственные органы, ни правовая система пока не способны полностью обеспечить продекларированные права участников инвестиционной деятельности. О необходимости совершенствования нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной деятельности и устранения недостатков в практике ее использования свидетельствуют:

· слабость банковской системы, что проявляется в отсутствии в достаточном количестве специализированных инвестиционных банков, инвестиционных фондов, кредитных союзов и т.п., что справедливо считается одним из факторов инвестиционного риска;

· лицензирование ввоза капитала в страну в рамках политики валютного регулирования, отсутствие эффективных механизмов, препятствующих вывозу капитала из страны;

· недостаточная регламентированность оснований для инициирования банкротства, самой процедуры банкротства и недопущения ложного банкротства;

· отсутствие прозрачного механизма перераспределения в пользу эффективных собственников.

Наиболее значительные для инвесторов трудности создает несовершенство системы нормативно-правового регулирования инвестиций в сфере строительства. Это связано с тем, что в действующих документах отсутствуют четкие и общие для всех них положения, однозначно определяющие:

- терминологию и понятия, используемые в инвестиционной деятельности в сфере строительства; компетенцию, права и обязанности субъектов деятельности;

- порядок реализации законных прав юридических и физических лиц на землепользование;

- сроки рассмотрения обращений заказчиков государственными органами, а также ответственность должностных лиц за превышение полномочий и несоблюдение нормативных требований;

- процедуры оформления разрешений на изыскания, проектирование, размещение и строительство объектов;

- процедуры приемки законченных строительством объектов в эксплуатацию, юридического оформления факта перевода их в состав действующих предприятий и регистрации права собственности на них.

Осознавая важность инвестиций для экономического развития, региональные и муниципальные власти в рамках своей компетенции стараются нейтрализовать отмеченные недостатки и сделать инвестиционный процесс более привлекательным. В настоящее время примерно в 50 российских регионах действуют специальные законы об иностранных капиталовложениях, в остальных они регулируются общими инвестиционными законами, принятыми почти повсеместно [18, с.474].

Подводя итог, можно констатировать, что регулирование инвестиций в нашей стране несколько отстает от потребностей времени. Если названные недостатки в ближайшей перспективе будут устранены, то это позволит России гармонично вписаться в международную систему хозяйственных связей, основанную на принципах рыночной экономики. В целях совершенствования национально-правовой системы законодательства целесообразно продолжать работы по подготовке и принятию новых законов относительно привлечения отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики.

Делись добром ;)